Лексическая тема «Мой дом» для развития речи (2,5-3 года)

1. Объяснить и обсудить, что такое дом, для чего он нужен, какие в нём есть комнаты, объяснить их назначение.

Показать, описать внешний вид и объяснить, для чего нужны забор, крыльцо, крыша, труба, окна, балкон, батареи, лестница, перила, ступеньки, двери, замок, ключ, порог.

Рассказать, из чего состоит окно и назначение этих частей (рама, стекло, ручка, подоконник).

Объяснить, что такое этаж, стены, пол, потолок.

Во время прогулки обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), на машины, с помощью которых строят дома (экскаватор, бульдозер, подъемный кран), на рабочих, строящих дома.

Рассказать, из чего строят дом (пол и стены из дерева/кирпича/камня, крышу из железа, окна из стекла).

Рассмотреть вместе изображения домов на картинках в книжках.

2. Подбор прилагательных к существительному (задавать вопрос «какой?» по каждой составной части дома)

3. Подбор существительных к глаголу

Что строят? (дом)

Что идёт из трубы? (дым)

Что открывают/закрывают? (окна, двери, замок)

Что течёт в батареях? (вода)

4. Подбор глаголов к существительному

Строители дом… (строят)

Чтобы войти в дом, двери надо… (открыть)

Чтобы проветрить комнату, окно надо…(открыть)

5. Употребление глаголов в прошедшем времени (мы сейчас дом строим, а вчера…строили; сейчас мы по лестнице поднимаемся, а вчера…)

6. Задавать другие вопросы по теме

Что такое дом?

Что есть в доме?

Откуда идёт дым?

Как подняться на второй этаж?

Для чего нужна крыша/окно/балкон/дверь/замок/лестница?

Чем открывают замок?

Что нужно делать, чтобы не упасть с лестницы?

Куда мы наступаем, когда поднимаемся по лестнице?

Зачем в доме нужны батареи?

7. Назвать ласково (дом…домик, забор, стена, окно, балкон, дверь, замок, порог)

8. Сказать наоборот

Открыть…закрыть

Построить…сломать

Подняться…спуститься

9. Пальчиковая гимнастика

«Дом и ворота».

На поляне дом стоит (соединить пальцы обеих рук, локти разведены — «крыша»)

Ну, а к дому путь закрыт (повернуть руки ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются большие пальцы вверх — «ворота»)

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем («Крыша»)

«Теремок».

На поляне теремок (ладони «домиком»)

Дверь закрыта на замок (пальцы в «замок»)

Из трубы идёт дымок (сомкнуть пальцы в «колечки»)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить)

Чтобы не забрался вор (пощёлкать пальцами)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (развести руки в стороны, затем одной ладонью «пожать» другую)

«Сороки-белобоки».

Болтали две сороки, сороки-белобоки (чередовать хлопки в ладоши и хлопки по коленям)

Про то (вытянуть вперёд одну руку ладонью вверх)

Про сё (другую руку)

Про Якова (перевернуть обе ладони тыльной стороной вверх)

Про Якова, про всякого! (махнуть руками)

Про дым из трубы (покрутить «фонарики»)

Про забор у избы (сомкнуть расправленные пальцы и ладони обеих рук)

Про лужу на дороге (соединить кисти рук ладонями вверх)

Про шавку на пороге (сложить ладони вместе горизонтально и хлопать, не разъединяя запястий)

Болтали день до вечера (чередовать хлопки в ладоши и хлопки по коленям)

Делать-то им нечего! (развести руки)

10. Рассказать и обсудить или обыграть (игрушками или с помощью пластилина) сказку «Теремок»

11. Стих про дом

Есть у каждого свой дом:

В будке дремлет пёсик Том,

Спит в курятнике наседка,

В норке – мышь, её соседка.

12. Загадки

Своими словами описать понятия (дом и его части).

Загадки в стихах:

В нём живёт моя родня, мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, тёплый...

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает (дверь)

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь)

В нашем доме под окошком есть горячая гармошка: не поет и не играет — она дом обогревает (батарея).

Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)


Анна
007475

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества