«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» МОЛИТВЕННОГО ПРАВИЛА
В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).Сопротивляясь хаосу Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком­-то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.Нет регулярности — нет основы Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.«Выигрывая время», проигрываем всё Но не только сонливостью враг может во время молитвы искушать человека. Порой стоит только взять молитвослов и открыть первую страницу, как в памяти тут же всплывают какие-то дела, которые прямо сейчас необходимо сделать, так что возникает желание дочитать молитвы поскорее. И в этом случае имеет смысл, напротив, нарочито замедлить чтение молитв — и через несколько минут эта внутренняя суета, эта спешка прекращаются, а враг опять же отступает. Полезно в таких случаях напоминать себе, что те 5 или 15 минут, которые мы получим в результате спешки или пропусков каких-то молитв, на самом деле никакой погоды в нашей жизни не сделают, и этот «выигрыш времени» совершенно не окупит того вреда, который мы себе причиним, сделав свою молитву нерадивой и невнимательной.Вообще, когда мы становимся на молитву и нам начинают приходить в голову какие-то очень важные и серьезные мысли, нужно в этот момент очень ясно осознать, что мы предстоим сейчас перед Тем, в Чьих руках находится абсолютно всё — все наши обстоятельства, все наши дела, сама наша жизнь — и потому важнее этого предстояния ничего нет. Все мы прекрасно знаем, что можно порой сколько угодно трудиться, совершать вполне разумные и эффективные действия, а результата не будет никакого, потому что нет на это Божиего благословения. И наоборот, иногда стоит нам только приступить к какому-то делу, и трудному, и непонятному,— и всё как-то складывается, и мы это дело с помощью Божией совершаем.Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.Чуть меньше, чем можем Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то костанты, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.Можно ли молиться нерассеянно? К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем 5-10 минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.

Игумен Нектарий (Морозов)


Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
1661909

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Оля Василькова
Оля Василькова
Кашин

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Илья
7 лет
Петропавловск
спаси Господи!!!!!
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи

во славу Божию!

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Зеленоград
Спаси Господи! Очень мне кстати.

И спасибо за твои объяснения в комментариях!

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи

во славу Божию!




Пожаловаться
Людмила
Людмила
Захар
17 лет
Серафим
10 лет
Самара

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Артём
23 года
Удельная

Очень полезная статья, важно, что даны конкретные практические советы. Буду перечитывать. Спаси Господи, Наташа.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи


во славу Божию!

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Сыночек
9 лет
Спаси Господи, Наташа!?
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи


во славу Божию!

Пожаловаться
Ксения
Ксения
Обезьянка
20 лет
Дарюша
23 года
Малышка
8 лет
Таганрог

Спасибо большое за статью ф

Пожаловаться
Ксения
Ксения
Обезьянка
20 лет
Дарюша
23 года
Малышка
8 лет
Таганрог

!

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Ксения 


во славу Божию!




Пожаловаться
Юляшка
Юляшка
Ульяна
7 лет
Минск

Благодарю!!! Очень полезная статья!

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи

Пожаловаться
Любовь
Любовь
Екатеринбург

Очень полезная статья! обычно, так и бывает, только встаешь на утреннее правило или вечернее, так то одно забыл., то другое. А еще мысли в голову всякие лезут, и так их из головы, и так, а они не хотят уходить, тогда я останавливаюсь, и прочитываю еще раз. Потом вродеотпускает! Спаси Господи!

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи

помоги Бог!

Пожаловаться
Тотоша
Тотоша
Пермь

Очень нужно! Спасибо

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи


во славу Божию!

Пожаловаться
Ксанна
Ксанна
Тверь

Спасибо, Наташа! Очень полезно!

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи

во славу Божию!




Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул

советы все хорошие и правильные. меня другой вопрос мучает.
«назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение.» Для этого Бог человека создал? И еще там в тексте о том что приступай к молитве надо помнить что все в нашей жизни от Него зависит.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи

да, это так. Для этого и душа, и свободный выбор

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 

ну тогда свободный выбор такой же как у наших дом. животных. мы домашних животных заводим что бы с ними общаться. и их жизнь от их хозяина во многом зависит. и у них есть выбор жить с хозяином по его правилам или уйти на улицу и выживать самостоятельно на свободе. Да, мы многое прощаем своим любимцам, но можем и жестко учить если те делают что то неподобающее. Единственное отличие, мы воспитываем из для нашего комфорта а не для «спасения их души». не хочу кощунствовать, но мне больше и спросить не у кого, меня эти мысли давно мучают.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 

ну в какой-то мере параллель прослеживается. С той разницей, что улица — это бесы во главе с дьяволом, и выживать там не придётся — там как раз вечная страшная тюрьма. Человек же в отличие от наших животных, принципиально отличающихся от нас, создан по Божиему образу и призван в общении с Ним стать Его подобием. И если он с Богом останется, вечная жизнь будет не в смрадной страшной тюрьме, а в светлых счастливых обителях. Знаешь, когда человек умирает, первых три дня его душа бродит в тех местах, где она любила пребывать в теле. А вот с третьего по девятый день душе показывают рай. И показывают ему изначально уготованную обитель.И душа, которая стремилась к Богу,жаждает в неё войти. А душа, отрицавшая Бога, понимает, что сама от неё отказалась и скорбит. А потом — с девятого по сороковой день душа проходит мытарства, в результате которых и решается её место пребывания до Страшного Суда.

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 

хорошо тому кто во все это верит...

хорошо тем кто не воспринимает такое положение дел как не честное… то что ты написала не безусловная любовь, причем с обеих сторон не безусловная.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 

ну почему не безусловная? с богом остаются все, кто сам этого захотел — разбойники, блудницы, простые семьянины, монахи — абсолютно каждому можно повернуть себя к Богу — и Он приемлет всех без исключения. Важно только желание самого человека. Но если человек не хочет — дверь не заперта тоже. Почему же не безусловная? Просто сравнение надо приводить в твоём примере не с домашними питомцами, а с детьми — так будет правдивее, да и честнее. Поскольку питомец не имеет души бессмертной, как у человека. Душа его умирает вместе с ним. А вот человеческая душа бессмертна. Дьявол, в отличие от человека, не имеет тела, чтобы совершенствовать душу. Тело — это инструмент. Как музыка невозможна без скрипки, так и покаяние, исправление души невозможно без тела. Вот через это тело нечистый пытается человека и вытянуть на ту самую улицу, где кажется интересно, на деле — вонь и грязь.
Что такое богообщение? Это молитва, покаяние и причащение. В молитве мы ведём разговор с Богом, покаянием приближаем себя к Богу, в причастии принимаем Бога в себя- на некоторое время становимся святыми. И только греша вновь мы снова теряем эту святость. Но если пребывать в постоянном молитвенном общении, бесы не могут пробиться сквозь броню — и человек святым становится не на миг, а в вечности. Мы так не можем — но то, что нам не дано Бог восполняет своей благодатью, если мы стараемся жить по Его заповедям.

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 

нет логики для меня в этом. начало текста в моем восприятии противоречит концу. Но я благодарна тебе за то что ты постаралась ответить. видать мне не дано почувствовать то о чем ты говоришь.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 

условие единственное — желание быть со Христом. И усилия для этого по мере сил, данных Богом. А не хочешь — как хочешь.

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 

вот тут как раз и есть противоречие: «по мере сил данных богом» это одно, а «христианин без молитвы не христианин», «хороший христианин должен ходить в церковь каждое воскресенье», причащаться с такой то периодичностью (причем как оказалось у каждого священнослужителя свои представления с какой… Не дается мне это. не нравится мне на службе. не могу я молитвы одни и те же каждый день вдохновенно читать. бубнить не правильно, отсебятину не правильно, а как правильно так не дается мне. Да и опять же «не хочешь как хочешь» та говоришь, а в книжках и по телевизору примеры приводят, что человек и не хотел, и не собирался, а его привел Бог.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 

Поняла. Это просто надо переступить. Это ещё пока по нераскаянной гордости всё не так, всё не по мне, всё не правильно, всё не по зубам. Это из того же ряда, что вредные бабули в церкви. Это такой период, который просто надо перетерпеть и постараться всё же делать «как надо». Ведь ты же не протестуешь против падежей, спряжений и таблицы умножения. Это тоже своего рода таблица. Создана она и проверена теми, кто это прошёл успешно. Святые отцы каждые шли своим путём. Но что-то в их пути было незыблемо общим. Это общее они и рекомендуют как основание, на котором можно строить прочное здание. Ты можешь этим и пренебречь — и в этом твоя свобода. А можешь сделать над собой усилие и выучить. Но когда ты преодолеешь себя, ты поймёшь — это то, без чего духовная жизнь действительно невозможна.

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 

Про старушку тебя видать больше чем меня задело. Меня удивило вначале что для тебя это нормально: «и моих детей сначала не принимали, а когда стали часто ходить....» Ты серьезно считаешь что это нормально: не дать детям воды потому что их мама редко в храм водит? Они очень хорошо себя вели. всю службу простояли тихо и благоговейно. И они маленькие, сами ходить не могут. и это нормально: детям которые всю службу бегают, но они дети священнослужителя, поэтому им и просфорку 2,3,4,5 сунуть, и водички сколько хочешь святой. пейте детки, угорели бегаючи. А эти не наши, идите прочь от стола. к ним и спиной повернуться не гре. тем по 5 целых просфорок, а этим четвертинку. Это нормально. Просто моя гордыня нераскаянная мне мешает воспринять эту ситуацию как нормальную. А у вас, воцерковленых значит гордыня раскаяния. И от этого она угоднее Богу. Люди, а не бесы отворачивают других людей от церкви тем что отворачиваются от них, противопоставляют себя им.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 

хм… я о тебе и не думала, когда о старушке говорила- это расхожий образ. А у меня куча нераскаянных грехов, о которых я и не подозреваю. И гордыня зашкаливает. Просто я тебе это писала не с целью уколоть, а объяснить, откуда это. Нераскаянные грехи действительно во-многом слепят человека. Это такой духовный закон, а не моё мнение относительно тебя. А конкретно такие проявления чаще всего от гордости

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 

Игордость и нераскаянные грехи я в себе не отрицаю. тем более что и грехи то бывает сложно увидеть. человеческая психика так устроена что очень старательно прячет их от сознания. А гордость вообще тема сложная. Так как завязана на самооценке. а самооценка если травмирована (а у кого она не травмирована сейчас?) то это вечная борьба и балансирование на тончайшей грани. которую еще уметь почувствовать надо.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 
это не человеческая психика так устроена. Это просто такая закономерность. Когда ты находишься в тёмной комнате, ты видишь лишь очертания предметов, когда комната залита светом — видны мельчайшие пятна на одежде. Если человек не очистил душу многолетним покаянием, он просто не видит в себе грехов — но они проявляют себя независимо от того, знает это человек или нет. Сейчас я в себе вижу то, чего 10 лет назад и не представляла. Но мне страшно подумать о том, чего я не вижу. Если бы человек увидел всю бездну в себе, он просто не справился бы с этим. Но покаяние очищает душу. Люди, ставшие святыми просто плакали о своей греховности — а с точки зрения простого человека у них не было никаких грехов. На деле безгрешным был только Иисус Христос.
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 

Я знаю, что человеческая психика так устроена. А то что ты пишешь это аллегории и метафоры. Что говорить о святых людях? и среди святых не все были безгрешны. те же Романовы. А те, кто ушел из светской жизни так у них совсем другая реальность, а в другой реальности и психика иначе работает. законы там другие. Нельзя люди живущих светской жизнью ровнять с теми кто ушел от людей в монастырь.

Меня поражает вот что: когда о человеческой психики пишут на твоих ресурсах, которым ты доверяешь, причем пишут лично для меня очевидные вещи ты соглашаешься да еще размещаешь это в своих постах. Я читаю и понимаю, что это хорошо известная и понятная мне реальность. Что многое из этого я тебе когда то пыталась сказать но каждый раз наталкивалась вот на такое сопротивление. у меня даже где то сохранилось твое письмо в котором ты пишешь что не считаешь психологию наукой.При этом ты размещаешь посты где мои бывшие коллеги по профессии психиатры и психологи пишут то что для меня очевидно. Читаю коментарии в твоих постах и вижу что для многих то что написано открытие. они старательно занимаются (судя по их словам) очищением своей дущи и тем не менее преуспели в этом гораздо меньше тех кто прошел несколько курсов серьезной психотерапии.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 
нюанс — светскую психологию я не считаю наукой. Ту, которая не учитывает духовную реальность
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 

уже ответила. давай завершим. я поняла что дверь по прежнему закрыта и открывать тебе её не полезно для твоей души. Живи в своем мире и будь в нем счастлива. для меня всегда было очевидным что счастье хрупкая штука если человек закрывается от жизни.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 
счастье — постоянная штука. Причём оно присутствует даже в моменты горя. Даже в моменты проблем и неурядиц. Но его нет о, когда душа не открыта Богу. Есть тогда просто отдельные моменты, не длительные. И человек это понимает, лишь имея опыт и того, и другого.
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Адмирал
14 лет
Лялечка
11 лет
Подарок
9 лет
Минск

Спасибо огромное.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи


во славу Божию!

Пожаловаться
Еленка
Еленка
Мария
7 лет
Ростов-на-Дону
Наташ, спасибо огромное, столько нужного для себя прочла в этой статье! Очень тебе благодарна! Спаси Госполи тебя за твой труд! Прям в нужное время статью прочла..
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи


во славу Божию!

Пожаловаться
Женька
Женька
Лидия
10 лет
Софрино

Вот и мне иногда приходится перебиваться сухарями вместо хлеба. А выучить наизусть всё правило для меня просто не реально.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи

и я не могу всё выучить, только отдельные молитвы

Пожаловаться
Наталья Стил
Наталья Стил
Миша
10 лет
Александра
7 лет
Томск

реально, просто сначала кажется сложным. Годами если читаешь, само собой все запоминается. Через несколько месяцев уже несколько молитв запоминается

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Наталья Стил 

не знаю, наверное память не та уже. Десятилетиями читаю- и только отдельные молитвы помню. 50 псалом специально учила- половину только без ошибки воспроизведу

Пожаловаться
Наталья Стил
Наталья Стил
Миша
10 лет
Александра
7 лет
Томск
Наталия 

я тоже все правило не знаю (более того, к стыду своему и не читаю каждый день все правило целиком). Но отдельные молитвы, отдельные части молитв запоминаются постепенно. Если каждый день читала бы… наверное, знала бы все правило… А важно то, что когда хочешь обратиться к Богу, в голове есть правильные слова, как раз те самые обрывки молитв, которые не дают коряво формулировать свои мысли иногда, а помогают сформулировать так, как сам никогда бы не сумел

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Наталья Стил 
вот да- отдельные фразы из правила в своих молитвах часто формулируют суть моего лично обращения, их тоже говорю
Показать ещё