Семейное образование – реальность, с которой нельзя не считатьсяВ настоящее время семейное образование уже перестало восприниматься как экзотическое явление. Эта альтернативная форма общего среднего образования в России не иллюзия, а реальность. Представляем вашему вниманию интервью с Русланом Ткаченко, заместителем председателя Московского городского родительского комитета.
Сколько в России обучающихся вне стен школы детей? Разные статистические источники приводят свои данные. Наибольшее количество, упоминающееся в Интернете, – 100 тыс. Но дело даже не в цифрах. А в том, что семейное образование уже перестало восприниматься как экзотическое явление. Эта альтернативная форма общего среднего образования в России не иллюзия, а реальность. Родители, отдавшие предпочтение внешкольному обучению считают его выбором цивилизованного человека. Хотелось бы назвать и нормой, но мешают выявленные на практике сопровождающие негативные явления. Об этом диалог с Русланом ТКАЧЕНКО, заместителем председателя общественной организации «Московский городской родительский комитет».– Насколько я поняла, основное преимущество семейного образования – это выбор учебной программы: той, которую хотят родители, или той, которую может освоить ребенок. Что стоит за этим?
– Если ребенок хорошо, быстро воспринимает и усваивает новые знания, пусть идет впереди. Если ему трудно – пусть немножко отстает, то есть возможны варианты. Некоторые предпочитают распределять занятия по дням, а иные интенсивно месяц учатся, потом пару месяцев отдыхают. Как показывает практика, при правильно поставленном семейном образовании ребенок тратит на обучение гораздо меньше времени, чем в обычной школе. Честно говоря, основная проблема «семейников» – чем занять освободившееся время. Если на занятия в школе стандартно убивается пять-шесть часов в день, то при семейном образовании на тот же материал уходит два-три часа. Соответственно, ребенок получает больше возможностей, и, чтобы он не потерял это преимущество, его нужно учить использовать освободившееся время: не сидеть за компьютером, а посещать кружки, вести активный образ жизни. И это, в свою очередь, дает даже больший импульс, чем само образование. Дети научатся сами добывать знания, что пригодится им в дальнейшей жизни. Они будут сами составлять свой рабочий график. Это нужное умение, ибо все больше взрослых людей сейчас работает на дому в режиме фриланс. Занимаясь в разных секциях, общаясь с разными людьми, они будут развиваться в разных областях.
– Но ведь можно посещать кружки, учась в обычной школе.
– Согласен. Сейчас, с одной стороны, хорошая программа для детей, когда их оставляют в группе продленного дня и у них есть возможность посещать кружки, не выходя из школы. Удобно для родителей – ничего не скажешь, но при этом ученик попадает в такой социум, где каждый день он общается с одними и теми же людьми. Если складывается неблагоприятная для него обстановка, то он всегда находится под ее давлением. Вот в чем опасность. В этом случае влияние родителей стремительно уходит на задний план. При домашнем образовании семья всегда находится на переднем плане, имеет большее влияние на своих детей.
Если ребенок идет в бассейн, потом на танцы, потом на рисование, и везде у него разные коллективы, то он, общаясь, выбирает тот и попадает под его влияние, который ему ближе. А если в каком-то коллективе ему некомфортно, то он, имея возможность общаться с другими, не зависит от него. Нет жесткой привязки к школе, дети находятся в самом счастливом положении – у семьи возникает совершенно иной уровень жизни. Но если родители не готовы к такой форме получения образования, если ребенок для них помеха, если они с утра до ночи работают, тогда, конечно, семейное образование не для них.
Чем аргументируют те, кто не приемлет эту альтернативную форму образования?
– Многие путают семейное образование с ситуацией, когда домой отправляют учиться двоечников. Их уже не хотят оставлять в школе, когда они «портят статистику». Долгое время для получения аттестата таких запущенных учеников, как правило, выгоняли учиться дома. А на самом-то деле семейное образование было всегда. Совершить экскурс в историю возникновения обязательного посещения государственных школ тоже интересно. В СССР они появились при военном коммунизме. В Пруссии – когда милитаристское государство захотело завоевать весь мир. Ему нужны были люди, которые могли бы беспрекословно, не очень задумываясь, выполнять команды. Например, просто катить пушку, а почему и куда – это уже не их задача. Нацистская Германия вводила обязательное образование. Если вдуматься, станет понятно, что семейное образование по духу принципиально отличается от обязательного школьного образования.
Есть люди, которые инстинктивно защищают школьное образование и считают, что семейное образование разрушает школу, что оно опасно. Когда начинаешь серьезно разговаривать с ними, становится очевидным: во-первых, они очень мало знают правдивых фактов обучения на дому и, во-вторых, ярко идеализируют школу. В своем сознании сравнивают самый лучший из возможных вариантов школы с худшим состоянием в семье. Но сейчас школа далека от идеала. Более того, запущены такие механизмы, что школа будет стремиться прочь от такого идеала. Семейное образование – это не замена школе, это альтернатива. Выбираете вы, причем, выбор не одноразовый. Можно в течение одного года уходить из школы домой и обратно, если не удается определиться с первого раза. Что опасного в возможности выбора?
Если вкратце объяснить суть семейного образования, то она такова: ребенок занимается дома — с родителями или репетиторами. Как правило, дважды в год школа предлагает ему пройти промежуточную аттестацию и сдать экзамены по всем предметам. Самые главные отчетные испытания, как говорилось выше, — ГИА и ЕГЭ.
При семейном образовании родители могут по своему усмотрению добавлять предметы. Это происходит, например, в семьях с православным вероисповеданием. Помимо обычного курса в таких семьях ребенка нередко учат закону Божьему и истории православия, изучают агиографию — жития святых.
«Количество семей, выбравших домашнее образование потому, что оно позволяет передать ребенку семейные ценности — в том числе и религиозные — очень большое. Точных цифр на этот счет нет. Но по нашему опыту, вероисповедание — одна из основных причин выбора образования на дому», — говорит Матвей Матвеев, пресс-секретарь Центра Интенсивных технологий образования.
Другими причинами, почему родители забирают детей учиться домой, эксперты называют желание сохранить здоровье ребенка, оградить его от негативных проявлений среды и, наконец, академический мотив. Знание предметов, полученное дома, часто оказывается выше полученного в школе, отмечает Павел Парфентьев.
«Когда девочка еще ходила в обычную школу, у нее начались проблемы с поведением. Решать их школа оказалась не готова. Поэтому мы и ушли «домой», — рассказывает Екатерина Гущина. Сегодня ее дочь занимается уроками в среднем час-полтора в день. Месяц она учит один предмет. Затем отчитывается по пройденному курсу и переходит к следующему. Экзамены сдает хорошо, поведение вошло в норму. У девочки остается время на кружки и хобби.
Игорь Чапковский
«Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Он учитывает многообразие личных особенностей ученика и при этом сохраняет естественный для здорового ребенка интерес к познанию мира», — говорит Игорь Чапковский, педагог, который много лет изучает проблемы семейного образования.
У него есть сайт.ссылку не дам легко найти и так.у них все подробности об этом:
Семейное образование — это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями с периодической отчетностью перед школой, с помощью тех, кто уже прошел этим путем.
Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Рассматриваются вопросы, что такое домашнее обучение? что такое экстернат? Объясняется, чем они отличаются от семейного образования.
Наш проект дает возможность общаться, задавать вопросы и обмениваться информацией родителям из разных регионов России. На форуме сайта, а также в письмах родителей-практики рассказывают авторам проекта, что и как получалось у них. Их мнения и опыт, родительские истории, взятые из писем, вдохновляют сомневающихся.
Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.Ну это коротенько.и
Семейная форма образования на сегодняшний момент – это единственный вариант создания доброжелательной и дружественной ребенку образовательной среды, которая сможет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика. Разумеется, не все родители готовы к семейной форме обучения, т.к. ответственность за качество знаний будет возложена на их плечи.Из статистики: врожденные заболевания имеют 7% школьников, наследственные – 18%, приобретенные за время обучения – 44%.
По результатам исследований 66% школьников страдают гиподинамией, у 24% наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. К концу дня и недели у 41% учащихся появляется выраженное утомление и у 52% неврозоподобные реакции.
Основные «профессиональные» заболевания школьников: гастрит, сколиоз, близорукость, неврозы.
Я хотела сына забрать на семейное обучение. Он отличник. Но школа эта напрягает…
Он сейчас в 5 классе. Математика вот, например, уже посложнее стала. Нужно разбираться. У меня времени нет сейчас на это. Маленький ребенок… Но надежды не теряю на семейное обучение в будущем.
Не, у меня просто нет времени совершенно заниматься с сыном (которого я хотела на семейное обучение забрать). Он, конечно, толковый. Уроки всегда сам делает. Но новый материал без моей помощи может не освоить.
А у меня работа и дочка маленькая… Работа еще ладно, все равно удаленная. Но вот дочка требует постоянного внимания… Как подрастет, вернемся к этому вопросу:)
Здорово, но такое образование выйдет дороже чем обычное.
А где прочитать подробнее об этом?можно к вам в друзья?
Подтверждаю — экономия на очень многих вещах, начиная с покупки новых комплектов учебников каждый год и заканчивая отсутствием необходимости в покупке «модных в этом сезоне» телефонов, планшетов и проч.
Ок
Всегда есть опасность, что ребёнок вырастет антисоциальным.
вы не знаете социопатов, посещавших школу?)
класс!!!
Где-то уже читала что-то подобное. Нет, ну начальная школа еще ладно… Но дальше лично я не осилю. Я не готова снова начинать школьную программу физики, химии, истории для того, чтобы преподать ее своему ребенку. И да пусть вы посмеетесь, но именно эти школьные предметы навевали на меня дивную скуку. И да, даже история, и нет, мне не стыдно почему-то…
Я готова помочь ребенку с уроками, я обожаю биологию, русский язык, алгебру, геометрию и все остальное, но занять пост «начальника уроков» я не готова. В целом мы бы смогли научить ребенка, я в этом не сомневаюсь, потому что именно то, чего не знаю я, знает в совершенстве мой муж, но… это не для нас. Хотя до школы еще столько времени, что мы может и передумаем)))
А вообще я сама относительно(!) недавно закончила школу (правда потом и ВУЗ и отчасти уже не помню, что в школе было) мне в июле исполнилось 22 года)) Всё, что я могу сказать о школе… я ее обожаю! Обожала ее всегда! С диким рвением училась и была счастлива там. И моя единственная лучшая подруга — бывшая моя одноклассница. Я любила учителей, любила предметы, вообще все, что было связано со школой просто обожала)) Для меня самыми «веселыми» годами были именно школьные, а не студенческие)) Так что дома учиться я бы явно не стала. Моя сестра была на домашнем образовании… как она его ненавидела, жуть)))
А я школу закончила 21год назад и в институте не училась.и закончила всего 9классов.СО в старших классаъ-это самообразование, экономия времени и трата его на более интересные дела чем школьная программа.на физике я вообще спала всегда.мы много катаемся по России и привязка к школе и ее плану просто ограничевает, угнетает и лишает свободы выбора и передвижения
Как же теперь в закладки посты добавлять?!? Оч интересная тема.
Любовь Сгонник рассказывает о том, как на семейном образовании подвести ребенка к самообразованию. Знакома с ней?
Знакома, но подробностей не читала.у нас как то само получилось это.дочь в основном сама занимается, я просто как проверяющий результат знаний
приятно, что в комментах нет типичного для этой темы негатива. хорошая статья!
сайт в закладки, благодарю!
Это не для меня — я сторонница классического советского образования) Бабушка была учителем, немного знаю его приемущества.
Проблема в том, что в современной школе нет советского классического образования, оно убито, давно уже.
Я верю, что его восстановят отчасти к моменту нашей школы.
Это не вернётся, даже по той причине, что люди, социум и ментальтность уже другие, ушло поколение, и с ним ушло то хорошее что было
Я бы не зарекалась, но я категорически против образования на дому! Ребёнок должен в социуме расти. Если чего-то тянуть не будет — найду репетиторов дополнительно хороших.
я вам открою тайну — вне стен школы социума гораздо больше, чем внутри них))
Спасибо — я пока ещё ориентируюсь в пространстве. Моя позиция неизменна — а вы делайте со своими детьми всё, что хотите)😉
Клево! Прям заинтересовалась я СО.
Спасибо, полностью согласна, все так. Страшновато, но думаю, мы попробуем.
Меня волнует больше, где искать единомышленников? Их мало очень((
Их много.на сайте чапковских есть форумы по городам, где родители семейники находят друг друга.а Москва вообще лидер по количеству семейников
Спасибо.посмотрю.
уж в Москве и МО с этим проблем вообще нет на самом деле))
Так у каждого и так своё представления о мире
мне вот лично страшно, что в таком образовании рассказывают о религии и социологии. русский, математику и т.п. понятно. но остальное… дети потом попадут в общество, каждый со своим представлением о мире.
общество в любом случае складывается из людей с разным представлением о мире)) верующих среди «семейников» тот же примерно процент, что и среди «школьных» родителей
Да, кстати, вы в курсе, что министром образования недавно назначена дама, которая даже при СССРе активно углублялась в религию, а нынче и подавно, насколько я поняла, готова поставить «духовное» воспитание в школе на первое место?
«никто никому ничего не должен», конечно)) но, думается мне, что неплохо бы думающему родителю задумываться, кому он доверяет своих детей на 10 лет
объективное мировоззрение — это что-то новенькое)) и почему люди, далекие от СО, всегда или почти всегда представляют его как тюремное заключение?)) имхо, ШО на него больше похоже))