Восстановление и сохранение уз в отношениях «родитель-ребёнок» (отрывок из книги)

Отрывок из книги «Привязанность – жизненно-важная связь», автор Ольга Писарик.

Как нам сохранять и углублять существующую между нами и детьми привязанность (что такое привязанность и для чего она нужна и восстанавливать утерянное?

1. Берите ответственность за отношения на себя.

Подчёркивайте, что отношения между вами важнее поведения или достижений ребёнка.

Подчёркивайте, что ничто не сможет навредить вашим с ним отношениям (когда испуганный четырёхлетка спрашивает мама: «Мамочка, а ты умрёшь?», он боится потерять привязанность. «Не бойся, малыш, я всегда буду твоей мамой, ничто не сможет нас разлучить», — этот простой интуитивный ответ обычно легко разрешает ситуацию).

Не ждите, чтобы ребёнок первым пришёл мириться, просить прощения. Если вы хотите научить его извиняться, практикуйте это с его братьями/сёстрами или друзьями, но не с вами. Вы в ответе за то, чтобы отношения между вами были в порядке.

2. Перекрывайте то, что может разъединять вас с ребёнком.

Фокусируйте внимание не на расставании, а на следующей встрече: « Не могу дождаться, когда я приду, и мы сможем поиграть в магазин».

Делайте это в следующих ситуациях и процессах:

• расставание ( сон, поездка к бабушке, школа );

• воспитательные моменты (например, ругая, наказывая ребёнка, подчеркните ваши совместные планы на будущее);

• недостатки и промахи ребёнка (разбитая, пусть даже любимая чашка не влияет на наши отношения);

• злость и расстройство («ты сейчас расстроен и не хочешь никого видеть, я зайду проверить твоё состояние/настроение через 10 минут»);

• отчуждение. Это особенно важно: если вы собираетесь уходить, а ребёнок, предчувствуя расставание, «уходит» в защитное отчуждение, игнорирует вас, не хочет видеть, то придётся приложить максимум усилий, чтобы соединить расставание с вашим возвращением.

3. Избегайте ситуаций непереносимого разделения.

Мы редко задумываемся, какое количество разделения может вынести наш ребёнок, не потеряв с нами контакт. Мы отводим ребёнка в садик, в школу и оставляем его там. Мозг ребёнка не может выдержать ощущения тотальной потерянности и дезориентации.

Чтобы хотя бы немного представить это ощущение, подумайте о себе в чужой стране, в незнакомом месте, где вы никого не знаете и не знаете языка. Любой, от кого вы услышите родную речь, будет отмечен мозгом как «друг», «свой», степень доверия к этому человеку будет заранее выше, чем к остальным, и вы постараетесь установить контакт. Так и мозг ребёнка начинает сканировать пространство в поисках новой привязанности. Когда ребёнок находит новую привязанность (обычно ровесников, потому что к ним легко привязываться на уровне похожести), то вы оказываетесь на противоположном полюсе (происходит отчуждение ребёнка по отношению к вам).

Так что всегда, когда это возможно, избегайте ситуаций разделения с ребёнком, которые он не может перенести без потери чувства близости с вами.

Если избежать разделения невозможно, сделайте разделение более переносимым :

— заручитесь поддержкой взрослого, который будет отвечать за ребёнка в ваше отсутствие. Пусть этот человек в дружественной манере постоянно напоминает ребёнку о вас;

— дайте ребёнку что-то из ваших вещей, что будет напоминать ему о вас, чтобы он смог «держаться за вас» в разлуке;

— придумайте различные трюки (например, магическое время, во время которого ваши мысли будут встречаться, волшебное зеркало, книга, волшебная пыль, коробочка и т. д.)

— установите регулярное время контакта: письма, открытки, записки, звонки с интервалами, которые ребёнок может перенести без потери чувства близости с вами.

Продолжение:


Анна
30317

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества