По популярности проблема прибирания игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (горшок, сон, истерики). Если честно, я не знаю единого уникального работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет прибирать игрушки. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Арсению 2,5 года. Я уложила его спать на дневной сон и навела в комнате идеальный порядок, как мне нравится: все по ящичкам, по коробочкам, машинка к машинке, кубик к кубику, доминошка к доминошке.Проснулся Арсений и обиженно-возмущенно сказал: «Мама, ты что?! Я доставал, доставал, а ты все убрала!»И тогда я поняла, что наши картины мира не совпадают, что у Арсения совершенно другое представление о порядке вещей. Разбросанные игрушки – это удобно, так как всегда все на виду и под рукой.
МОРАЛЬ: необходимость уборки для ребенка не является очевидным фактом, целесообразность лишних телодвижений еще нужно суметь донести
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Группа трехлеток. Типичная ситуация: поиграли, похватали все игрушки с полок и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо зачем-то прибирать. Подзываю всех детей к себе.– Ребята, вы любите, после того как в садике поиграли, к себе домой возвращаться?– Да!– А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы?– Нет!– Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, если их кидают где попало и там забывают. Давайте сейчас все вместе вернем игрушки в свои домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?
МОРАЛЬ: до ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Сашке 3 года. С его фантазией, похоже, даже не нужны игрушки. Для веселого досуга достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе из раскатанного по квартире рулона мягкой и двухслойной. «Блииин, – думаю я – опять не успела спрятать последний рулон. Придется до восполнения этого ценного ресурса использовать для гигиенических целей бумажные платочки» А у Сашки началась снежная буря. Мягкая и двухслойная сменила форму, превратившись из лентообразной в мелкие клочки. Этими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».
Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше. Сашу устраивают «сугробы». Маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!» Значит, надо убедить ребенка, что снег зачем-то очень нужно собрать.– Сашка, Деду Морозу очень нужен твой снег.– Да?! А зачем?– Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца укрываться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.– Мам, – спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, – а как снег к Деду Морозу попадет?– Как-как, – с ходу придумываю я, – олень волшебный рогами подцепит пакет и увезет.– Он что, к нам домой прискачет?– Зачем. Мы на балконе пакет оставим. Он допрыгнет.Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».Арсений аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:– Мама, ты же обманываешь?– Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?
МОРАЛЬ: любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.
ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Сашке 4 года. Ставлю перед ним задачу: прибрать игрушки. Сашка начинает ныть, что это долго, что это много, что он не справится, что он устанет, что ему надо помочь. В детской комнате такой бардак, что даже у меня мимолетно родилось ощущение «это прибрать невозможно».– Хорошо, – говорю, – собери сейчас только машинки в этот короб.Задача проста и понятна. С этим Сашка легко и быстро справляется.– А теперь только кубики в этот ящик.– А теперь всех солдатиков в эту коробку.…– Ну, вот, осталось только мусор подобрать.МОРАЛЬ: если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.
ИСТОРИЯ ПЯТАЯ
Ставлю перед детьми задачу: сейчас Сашка собирает игрушки, после чего Арсений пылесосит.Пылесос зашумел как-то подозрительно быстро… Захожу в комнату и вижу: все разбросанные игрушки перекочевали с пола на другие горизонтальные поверхности. Теперь игрушками завалены стол, диван, подоконник. Сашка с чувством исполненного долга возлежит на диване среди пистолетов, мечей и динозавров. Логично, что это не мешает Арсению пылесосить.
МОРАЛЬ: при постановке задачи важно, чтобы было единое понимание, каким должен быть результат.
ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ
– Мам, я все прибрал!– А точно все? Давай проверим.Вот кубик остался за шторой – это один. Вот динозавр под столом – это два. А вот карандаш торчит из-под дивана – это три. Комментирую и считаю вслух. Для наглядности все «ошибки» складываю в одну кучку. Вчера было пять «ошибок». Сашка делает успехи.– Молодец! Давай завтра вообще без ошибок! Ты сам сначала все проверишь, а потом меня позовешь.
МОРАЛЬ: Контроль качества необходим даже в этом простом деле. Так воспитывается ответственность за результат.
Много идей почерпнула, спасибо
ВЫ МОЛОДЕЦ!
а для мужа ничего такого нет случайно?)))
КАЖЕТСЯ, ВСЁ ТОЖЕ САМОЕ)))
Спасибо за статью!
Выходит, что раньше 2,5 лет и не стоит пробовать учить ребёнка собирать игрушки?
Ну если судить по моему ребёнку, то можно начинать и в два и чуть раньше. Всё зависит от особенностей малыша. Кто то в два уже всё понимает, а кому то ещё нужно время...
Я никогда не забуду как мы весной пошли в магазин, купили сок и он на улице попросил открыть упаковку чтобы выпить… а у меня в голове картина маслом "куртку вымажет, будет мокрый, на улице холодно" и я ему говорю: "давай придём домой, переоденемся и мама тебе откроет, иначе мама беспокоится что ты намочишь курточку" и он послушался! Это был такой милый момент… а всё потому что я с ним всегда разговариваю как со взрослым.
Отлично написано! Я еще мотивируют, что а вот папа/мама/баьа пойдет и наступит и будет больно или сломает. На улице просто объясняю, что тогда кто-нибудь себе заберет
?.