Что такое привязанность и для чего она нужна в отношениях «родитель-ребёнок» (отрывок из книги)

Отрывок из книги «Привязанность – жизненно-важная связь», автор Ольга Писарик.

Привязанность – это желание близости (более развитые формы привязанности позволяют быть близкими в разлуке, на расстоянии). Мы можем эффективно выполнять родительские функции именно благодаря привязанности детей к нам.

Привязанность существует на нескольких уровнях: 1) чувства, 2) подражание, 3) принадлежность, лояльность, 4) чувство важности для другого, 5) любовь, 6) чувство, что тебя знают.

Если всё идёт по «природному» плану и родитель находится в позиции альфы (Позиция заботливой альфы ), а ребёнок подчинён, тогда различные уровни привязанности позволяют ребёнку, в конце концов, стать независимым, не теряя её.

Когда ребёнок к нам не привязан или привязан недостаточно сильно, быть его родителями становится неимоверно трудно. Многие родители попросту складывают руки в бессилии и самоустраняются от воспитания детей задолго до того, как те перестают в них нуждаться. При недостатке природной силы для воздействия на детей мы начинаем… применять силовые методы, ищем способы психологического и физического давления.

Разница между естественной силой, которую даёт нам привязанность, и искусственными способами давления на ребёнка огромна. При наличии привязанности у нас нет необходимости бравировать нашей силой и ресурсами, послушание ощущается ребёнком как естественное состояние и не унижает его достоинства. Ребёнок не капитулирует, а прислушивается к авторитету, а мы ЗАБОТИМСЯ о ребёнке, а не утверждаем свою власть НАД ним.

Шесть уровней привязанности

Первый уровень, с рождения, – привязанность через чувства. Быть в физическом контакте с теми, кто тебе дорог, чувствовать их запах, видеть их.

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством «похожести». Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях.

К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать («моя мама»). Появляется ревность.

К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание обнаружения собственной важности в жизни любимого человека. Дети становятся мягче, покладистее, ищут подтверждения своей важности для нас.

На пятом году ребёнок начинает любить. Он отдаёт вам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он действительно ЛЮБИТ маму, поёт песни о любви и рисует сердца. Это привязанность посредством эмоций, время, когда ребёнок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики.

И, наконец, последний уровень привязанности – когда тебя знают. Ребёнок начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Психологическая привязанность. Это самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Основные источники эмоциональной боли – разлука (либо её ожидание), стыд, чувство незащищённости. Если ребёнок постоянно испытывает эмоциональную боль, то сердце его начинает твердеть, и он уже не может быть привязан на более глубоких уровнях.

Защитное отчуждение – одно из самых распространённых последствий эмоциональной боли в привязанности. Когда при близости к кому-то мы испытываем невыносимый уровень эмоциональной боли, то мозг может перекрутить наши инстинкты привязанности, и мы будем сопротивляться близости там, где вроде бы должны её преследовать. Ответом на проблемы разлуки может быть только увеличение привязанности.

Ребёнок не может быть слишком привязан. Этого бояться не надо. Если вы видите, что ребёнок плохо переносит разлуку с вами, попытайтесь компенсировать ваше отсутствие на уровне тех привязанностей, которые доступны ребёнку. На уровне чувств – дайте свою фотографию, вещи с вашим запахом, запишите свой голос на диктофон. На уровне похожести – пусть у вас обоих будут идентичные вещи (шарфик, кепка), либо договоритесь об одинаковом ритуале и т.д. На уровне принадлежности, верности — это могут быть какие-то тайные знаки, известные только вам. Способов тысячи, только вы можете знать, что лучше подходит вашему ребёнку.

Первые 3 уровня привязанности не глубоки и могут присутствовать при поверхностных отношениях, например, в бандах или компаниях ровесников.

Если ребёнок привязан к вам через сердце, важность, значимость или понимание (5-6 уровни), то его привязанность к ровесникам на уровне чувств, принадлежности и одинаковости не будет приносить проблемы в ваших отношениях.

Как укреплять привязанность?

https://www.baby.ru/blogs/post/493042711-181805786/


Анна
Анна
Челябинск
571200

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
10 лет
Сынок
6 лет
Бостон
Спасибо) интересно, смогла бы эту книгу понять до Гештальт-терапии. Сейчас очень легко заходит и уже реально это сделать и делать))) надо прочесть на досуге
Пожаловаться
НаталиНКа
НаталиНКа
Анна
20 лет
Надежда
31 год
Челябинск

в контакт сбросила)

Пожаловаться
Натали
Натали
Чехов
Очень интересно было прочесть. Спасибо за пост! А у вас есть эта книга в электронке?
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Я могу ссылку для скачивания дать. У меня не получается скачать, я онлайн читаю. Напишите эл адрес, я скину

Пожаловаться
Олеся
Олеся
Анна 

Аня, я тоже хочу почитать полную версию. Можешь мне тоже дать ссылку? melcero@mail.ru

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Олеся 

Я отправила)

Пожаловаться
Олеся
Олеся
Анна 

спасибо)