Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Смирнова Елена Олеговна, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики МГППУ, д.псх.н., руководитель московского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек.

Для чего нужны игрушки?

Игрушка должна быть, прежде всего, средством игры, т.е. с ней нужно играть и общаться. Большинство же современных игрушек выполняют некую статусную функцию (чтобы быть не хуже других), т.е. приобретаются, чтобы не играть, а иметь. В результате ребёнок теряет потребность играть. А игра – это очень важная детская деятельность, в которой развиваются практические все психические функции в дошкольном возрасте. При этом, детская игра во многом зависит от игрушки.

Мы провели исследование, которое показало, что сейчас в комнате среднего московского ребёнка около 600 игрушек. Такое зашкаливающее количество нивелирует ценность каждой конкретной игрушки и превращает её не в средство игры и партнёра по жизни, а в имущество, товар. То есть, происходит «маркетизация детства» (я придумала такой термин), когда ценность игрушки определяет маркетинг. Дистрибьютеры делают акцент на то, чтобы игрушка привлекала внимание, поражала воображение (аномальность привлекает взгляд). Дети просят её купить, родители хотят, чтобы их дети были не хуже других, и идут на поводу. То, что дети предпочитают и просят им купить, очень часто не соответствуют их реальным психологическим потребностям. В этом и возникает противоречие: дети хотят и просят то, что им вредно.

А что же тогда полезно ребёнку? Как понять это самим родителям и как грамотно подать ребёнку то, во что ему полезно играть?

Для этого родителям нужна какая-то элементарная психологическая грамотность и представление о развивающих видах деятельности, которые в разных возрастах разные. Вряд ли я смогу в рамках этой беседы рассказать курс детской психологии, но вкратце могу обозначить те основные точки в детском развитии, которые должны обеспечиваться соответствующими игрушками.

В возрасте от года до 3-х главная развивающая деятельность – предметная. Помимо бытовых предметов (кастрюли, стаканы, ложки), тут полезны игрушки из похожих составных частей, которые отличаются либо по размеру, либо по форме. Например, вкладыши (вкладывающиеся друг в друга стаканчики). Чем проще, тем лучше.

Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Самое главное, чтобы в глаза бросался размер: это большой, это маленький, маленький легко вставляется в большой, а большой в маленький никак не вставляется. В результате действия с такой игрушкой дети начинают воспринимать размер. Сколько бы мы не объясняли ребёнку на словах и сколько бы мы не показывали бы ему на картинке отличия большого предмета от маленького, круглого от квадратного, пока ребёнок не почувствует это руками в действии, образ размера не станет его собственным образом, он не ощутит и не поймёт, что больше, что меньше. С вкладышем можно играть разными способами – делать башенку из стаканчиков, вкладывать один в другой, прятать под стаканчиком что-то.

Игры прятки-поиски (с платком, например) открывают ребёнку постоянство своего существования и существование другого (даже если ты на минуточку спрятался, ты всё равно есть), тренируется чувство собственной устойчивости и устойчивости другого.

Пирамидка. Хороша пирамидка такого вида – слегка изогнутые полукруглые составные части, имеющие по два отверстия. Её можно сложить 10-ю разными способами. Сами составные фигурки тоже очень занимательны – их можно крутить, качать и т.п. Такие игрушки мы называем «открытыми», т.е. открывающими много разных способов действия с ними.

Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Движущиеся игрушки, при чём, движение задаёт сам ребёнок.
Каталка с мячом. Очень полезна в период от года до 1,5. Развивает моторику и любознательность. Сначала ребёнок просто давит на мяч, потом понимает, что его можно катать. Потом пробует катать с разной скоростью. Потом понимает, что его можно тянуть за собой, а можно катать вперёд, можно поднять вверх и катать мяч рукой.⁣

Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Каталка-конструктор с легко-снимающимися (без креплений) крутящимися деталями. Например, вот такой вариант.

Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Или каталка на верёвочке, во время движения которой высовывают и прячут голову «пассажиры».

Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Знаменитыйбычок, идущий по доске, который может по-разному ходить, в зависимости от того, как его поставишь и качнёшь. При чём, каждый раз по-разному. Её уникальность в том, что она не повторяет свои движения. Эти движения запускает сам ребёнок и каждый раз непонятно, упадёт или не упадёт бычок. Это напряжение, которое переживает ребёнок, оно тоже очень важно для развития его эмоциональной сферы, он учится сопереживать. Поставить этого бычка непросто, поэтому эта игрушка подойдёт на возраст от 2,5-3-х до 5-ти лет.

Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Несколько слов о развивающих программах с раннего детства?

Очень большая беда нашего времени, что сейчас дети буквально с первых месяцев приобщаются к, так называемым, развивающим программам, которые имеют форму каких-то видеосюжетов или планшетных игр, или просто к телевизору. Это очень большой дефект развития. Исследования показывают, что просмотр телевидения и вообще любой видео-информации в раннем возрасте блокируют интеграцию разных отделов мозга, в результате чего плохо развивается зрение, парализуется активность ребёнка. Многочисленные задержки речи, которые мы сейчас наблюдаем, новые болезни типа гиперактивности, дефицита внимания, аутизации – всё это во многом результат преждевременного включения видеоинформации в жизнь детей. Развитие зрительного восприятия тормозится, потому что когда мы воспринимаем реальный объект, глаз проделывает очень сложную работу, он охватывает объект с разных сторон, совершается огромное количество микродвижений глаза. Когда же это плоская картинка на экране, то всей этой работы глаз не проделывает, и соответственно, отделы, отвечающие за зрительное восприятие, не развиваются. Поэтому восприятие становится урезанным, двигательная активность и потребность в экспериментировании и опробовании предметов у детей подавляются. И что самое главное, страдает чувство своего Я. Потому что все эти игры, которые я вам показывала, это результат собственных движений ребёнка. Он открывает для себя эффективность своего действия в реальных действиях игрушки. Восприятие же экрана – это абсолютно пассивное потребительское действие, ничего не требующее от ребёнка и не получающее никакой обратной связи от экрана.

Продолжение

Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.) Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.) Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.) Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.) Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.) Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.) Игрушки и игры для детей (отрывок из беседы со Смирновой Е.О.)

Анна
Анна
Челябинск
361816

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
КузькинаМать
КузькинаМать
Кузька
18 лет
Кузьминишна
12 лет
Кузьмёныш
10 лет
Кирово-Чепецк

хочу бычка!) где купить?

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

я тоже хочу)) в наших магазинах не продаётся такой, я нашла только в интернет-магазине Woodfun называется бычок на дощечке

Пожаловаться
елена
елена
Степан
9 лет
Иваново
спасибо за статью.где бы еще найти такие игрушки(пирамидка, бычек).в нашем городе таких не встречала.
Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар

Конечно очень актуально, вот бы родители читали и применяли!
Еще может кто видел таких бычков на доске, вообще впервые вижу, моему бы понравилось! Видимо про него стишок у Агнии Барто «Идет бычок качается»

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Наверно, через интернет можно заказать, я нашла какой-то сайт игрушек из экологически чистых материалов, там есть такой бычок, 620 р стоит

Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

Согласна со статьей, я тоже против развивающих программ на планшете для детей, только книжные издания.