Как запрещать ребенку без слова «нет»?

 Аня у меня растет и лезет уже всюду! И часто туда, куда совершенно не надо лезть и берет то, что совершенно не надо брать. Как сказать «нет»? Психологи не рекомендуют часто употреблять слова «нет» и «нельзя». Как же быть?

Сначала надо обойти все комнаты своей квартиры, представив себе, что вы маленький ребенок: открывайте все, лезьте везде, двигайте, толкайте, доставайте, хлопайте и бросайте. Обязательно должны остаться такие места, куда ребенок все-таки может добраться и взять оттуда что-то, помимо его собственных ящиков с игрушками. Например, можно оставить доступными ящики с детскими вещами, которые ребенку уже малы, если вам не жалко, что малыш будет разбрасывать их по полу, абсолютно безопасным будет оставить в распоряжение малыша полку с пластмассовой посудой или алюминиевыми кастрюльками на кухне. Научимся внимательно относиться к потребностям ребенка. Речь идет всего-навсего о внимании к тому, что действительно ему интересно, нужно и хочется.
 Запретных мест, предметов и действий может стать меньше, если попробовать предложить ребенку альтернативу, вместо ботинка пожевать прорезыватель, вместо того, чтобы открывать ящик с китайским фарфором, пусть открывает ящик с пластмассовыми мисками. Обязательно сообщите ребенку, что вы предлагаете ему, а не просто подсовывайте замену: «Давай жевать будешь вот это, а ботинок оставим на его месте»
Главный критерий того, что вы сделали все правильно — ребенок без негативных эмоций переключился на то, что вы ему предложили. Проблема заключается в том, что многие родители зачастую запрещают что-то просто «на автомате», даже не задумываясь о том, каковы реальные причины, чтобы ребенку не позволять трогать или делать то или иное. Если вы задумаетесь, есть ли веские основания что-то запрещать, то возможно, еще часть «нельзя» отпадет сама собой, если у вас получится переоценить их важность и окажется, что они не так категоричны, как казалось вначале. Таким образом, ребенок, во-первых, приобретает больше свободы, во-вторых, запреты становятся более веским, и как следствие, малыш реже будет оспаривать ваше «нельзя» и чаще вас слушаться. Зачастую своими ограничениями мы препятствуем удовлетворению ребенком обыкновенного любопытства, жажды познания мира. К таким запретам, ограничивающим опыт ребенка, относятся большинство просьб не тянуть что бы то ни было в рот, не колотить предметами или не кидать их. Можно лишний раз протереть и помыть то, что особенно любит пробовать ваш исследоваться, и его интерес со временем угаснет, а не в случае вашего запрета будет напротив только подогреваться (про запретный плод мы с вами помним, детей это тоже касается — запретные ботинки всегда вкуснее легально разрешенного прорезывателя для зубов).

Еще одна важная тема это количество запретов, память ребенка не безгранична, а до определенного возраста в детской голове вообще немногое задерживается надолго. Поэтому количество запретов должно быть адекватным, например, для каждого помещения вашей квартиры будет более чем достаточно одного — двух запретов, таким же образом сформулируйте два «нельзя» для улицы и общественных мест.

Еще одна возможность сделать из «нельзя» «можно» это разрешить условно. Например, решить, при каких условиях вы все-таки можете позволить ребенку брать тот предмет, который вы по каким-то причинам, брать не разрешаете. Допустим, мобильный телефон вы можете дать малышу посмотреть, при условии, что он не станет нажимать кнопки. Конечно, с совсем маленькими это проходит с трудом, но детям постарше будет приятно, что пусть и при условии, но им разрешили что-то, чего им хотелось, и они будут очень горды собой, когда у них получится сделать так, как вы просили, и вы тоже будете горды!

Если ваши запреты касаются поведения ребенка, гораздо проще (это только поначалу кажется, что сложно, но надо привыкнуть) попросить ребенка делать то, что вам хочется и по вашему мнению надо, а не то, чего вам не хотелось бы и делать нельзя, то есть обозначить позитивные модели поведения, не акцентируя негативных. Вместо «не кричи», попросите «говори, пожалуйста, тише», вместо «не беги» — «давай пойдем медленнее, спокойнее» и т.д.


Lenochka
Lenochka
Москва
281320973

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Симферополь
А у меня такая проблема, дочке 1,3, а она начинает по-тихоньку на улице скандалы, истерики устраивать… Я ее и так успокоить и так пытаюсь, а она ни в какую, а вот с чужими себя вообще, как тихоня ведет,- не пискнет… Так обидно, что она себя так ведет… Как ее отучить от этих скандалов?..
Пожаловаться
Дарья
Дарья
Звёздочка
7 недель
Москва
Всё поняла, но как предложить альтернативу не грызть ботинок... дилемма
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Олег
9 лет
Абакан
Хорошая статья! Я тоже давно убрала из зоны видимости все, что нельзя трогать. Все, кроме телевизора – его некуда убрать, и вот с ним мы и воюем.Всяко разно малышу уже говорила что нельзя трогать телевизор, а его как магнитом к нему тянет кнопочки понажимать. И главно,   хитро так стоит и улыбается, когда я говорю чтобы он отошел от него.



Пожаловаться
Кочетова Елена
Кочетова Елена
Екатерина
9 лет
Северск
Читала эту статью в журнале Мама, это я!.. Хорошая статья и мужу моему она пригодилась. Это он ляжет и только и слышно: туда не лезь, а это тебе зачем? Я постаралась, убрать всё и дочка спокойно может передвигаться по квартире и открывать все что она уже может открыть)
Пожаловаться
Маевская марина
Маевская марина
Владивосток
а я как бы далеко всё что нельзя убирала, всё равно достанет, а если не достанет, то с истерикой просит!!!!!!!!!!!!!!!
Пожаловаться
Елена
Елена
Нижневартовск
согласна. всё от нашей лени. сами провоцируем ребенка не убрав или не помыв вещи, а потом ругаем его.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Гаррий
22 года
Россошь
Я давно слыщала, что человеческое ухо цепляется за глагол действия, а не за приставку отрицания. Стараюсь не использовать в предостережениях и запретах приставку «не». Но это только если время есть подумать.



Пожаловаться
Ольга Никулина
Ольга Никулина
Я стараюсь не запрещать так, что бы ругаться, но вот как без нет, я не знала. Буду учиться.
Пожаловаться
Орлова Екатерина
Орлова Екатерина
Малютка Илья муромец
17 лет
Анастасия Алексеевна
19 лет
Тверь
Учу этому методу воспитания Мужа, учу а все никак он не освоит:))
Пожаловаться
Людмила
Людмила
Екатеринбург
Полностью согласна с автором статьи. Прежде всего нужно не полениться самим убрать предметы, которые малышу "очень нужны", но почему-то нельзя трогать.  И еще, не нужно забывать о безопасности ребенка. Нам, например, пришлось снять стеклянную дверцу. А вообще, не нужно пугаться этого возраста: маленький исследователь совсем скоро будет вам "помогать"
Пожаловаться
Katerina
Katerina
Москва
Ух! И нас это тоже скоро коснется, жду с ужасом, ведь я жутко не дисциплинированная! Все готова бросить там, где есть, лень иной раз протянуть руку и убрать на место! А зря! Лучше и правда самой убрать, чем бегать за ребенком и орать нет! Нельзя!  
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Тимофей
21 год
Пермь
Это точно! У меня такая проблема есть и была с первым ребенком. Иногда тебе лень что-то убрать на место или помыть, а в результате ребенок слышит нельзя то, нельзя это! Все таки правда, что дети воспитывают нас. Нужно быть более внимательными  и дисциплинированными самим в первую очередь, а уже потом ждать этого от своих деток!