Возник вопрос про агрессию на детской площадке и в песочнице и «давать ли сдачу».
Мнения разделились.
Первое мнение — «да», при условии: агрессия целенаправлена (и повторяется несколько раз); ребенок, несущий агрессию, приблизительно такого же возраста и комплекции (ну или чуть старше и больше).
Второе мнение — «нет». Аргументы:
— это не по христиански — мы должны воспитывать сердце ребенка, а в нем не должно быть агрессии;
— ребенок если его учить «дать сдачи» не способен понять, что бить можно только в ответ на агрессию и будет колотить всех подряд по любому поводу;
— мы должны думать куда приведет такая стратегия в будущем — например, девушке не стоит пытаться давать сдачу пацанам — безтолку — только хуже сделает;
— существуют более мирные способы — например, можно убежать, отойти или отвлечь нападающего, предложив ему игрушку;
— ребенка от агрессии другого ребенка должна защитить мама (вот только мама не всегда успевает добегать);
— нужно провести разговор с мамой нападающего ребенка — это ее задача найти подход к своему ребенку и наказать его.
Мой ответ:
Я против того, чтобы маленькие дети сами разруливали ситуации агрессии, в которые они попадают. Но не по тем причинам, которые предложены выше.
Когда вы учите ребёнка «давать сдачи» (учите пусть даже из самых лучших побуждений), какой посыл вы ему транслируете? Вы делаете ребёнка ответственным за его благополучие и его проблемы. Вы как бы говорите ему: «Разбирайся сам, меня может и не быть поблизости, я не всегда смогу защитить тебя». И это прямо противоположно тому, что мы должны транслировать ребёнку: «Я твоя защита и опора, ты всегда можешь положиться на меня, ты за мной, как за каменной стеной».
Да, мы для себя знаем, что не всегда возможно быть рядом, как бы ни старался, но привязанность ребёнка к нам, его чувство защищённости от уверенности, что его любят и о нём заботятся, и есть тот самый «щит», который оградит его от травмы в случае чего. Поэтому, когда вы идёте на детскую площадку (в песочницу, в гости), именно Вы отвечаете за ребёнка и то, что с ним там произойдёт. Вы — его основная защита.
После того, как вы приняли на себя ответственность, уже понятно, что делать.
Учите ребёнка при проблемах обращаться к маме (или другому «своему» взрослому). Если на ребёнка напали, отобрали, обидели, то первым его порывом должен быть крик «Мама!», а все разговоры насчёт ябед, слабаков и маменькиных сыночков придуманы, чтобы успешнее манипулировать нашими детьми. Если на вашего ребёнка постоянно нападают другие дети, то может не стоит водить его именно в эту песочницу, или именно в это время.
В песочнице, раз вы привели туда ребёнка, именно вы отвечаете за его безопасность. Если вы не уверены в других детях, находИтесь поблизости. Ограждайте своего ребёнка, если надо, сидите возле него. Если бы у моей дочки отняли игрушку, а она была не настроена делиться, я бы спокойно забрала её у другого ребёнка и пусть уж он сам разбирается со своей мамой. Может быть спрятала её, чтобы не дразнить чужого малыша, но ни в коем случае не стыдила ребёнка тем, что «надо делиться».
Важно помнить, что агрессия у маленьких детей — это импульсивная реакция на раздражённость. Если ваш ребёнок дерётся на площадке, я бы поискала источники раздражённости (и в большинстве случаев это будет разделение с основной привязанностью). А если ваш ребёнок «даёт сдачи», то сильно не ругала бы (особенно при чужих), но объяснила, что это не решение проблемы, и в следующий раз прошу обращаться ко мне. А когда ребёнок обратиться, то уж не подвела бы его, а действительно защитила.
UPD. Вопросы — ответы
Если я «поймала» чужого ребенка, который только что толкнул или обидел мою дочь — тут же «на месте преступления» — что я могу с ним сделать? Обычно я хватаю его за руку или плечо и тряхнув, говорю что-то типа «не бей мою дочь — она тебя не бьет и ты ее не бей! Я не разрешаю тебе бить ее!» Это правильно или это «превышение моих полномочий»? Или я просто должна поговорить с его мамой или просто отодвинуть?
Поговорить с мамой, если вам не известна её реакция. Но часто маме такого ребёнка уже сто раз жаловались на него, и если она не реагирует, то и 101-ый раз вы тоже ничего от неё не добьётесь. «Не бей! Я не разрешаю тебе драться (бить, ломать игрушки и т.п.)» — по моему, вполне достаточно. Чужой ребёнок, конечно, к вам не привязан, и будет слушаться из голого уважения к силе, но если мама ребёнка не несёт ответственности за безопасность других детей на площадке, значит это придётся делать вам. Если ребёнок маленький, год-полтора-два, то на слова он вряд ли отреагирует, просто отодвиньте.
Ваш ответ применим как к мальчику, так и к девочке?
Да, и к мальчикам, и к девочкам. Гендерные различия всё равно будут, учи-не учи. Девочки, обычно, более охотно выплакивают свою раздражённость (фрустрацию), мальчики же более склонны выражать её в агрессии\самоагрессии.
Как не перегнуть палку и не получить вечно жалующегося по любой мелочи на других детей ребёнка?
Вечно жалуются дети, совсем не уверенные в родителях, те, кому отказывали в помощи. Они, таким образом, цепляются за родителей. Дети, уверенные в родителях, по любой мелочи к ним не бегают.
_____________________________________________________________________________________________
Как защитить ребёнка, который не рядом. Если кратко, то ваша любовь ( и ребёнкина уверенность в ней) и есть защита. Какие-то навыки самообороны, видимо, нужны, но дети у которых чувства не онемели и которые уверены в маме, обычно, неплохо сами умеют распознавать потенциально опасные ситуации и успешно их избегают.
Автор — Ольга Писарик (мама 4-х детей, психолог, пропагандирует подход к детскому развитию, основанный на многоуровневой привязанности)
да, не указан возраст… Думаю, в 5 лет дети вроде как сами по себе играют, без родителей, да и поадекватней себя ведут по сравнению с 2-3 годовалыми
Кстати, автор статьи в комментариях утоя=чняет, что по её мнению, маме необходимо «разруливать» опасные конфликтные ситуации, пока ребёнок сам не станет в состоянии свои конфликты решать.Я по своей дочке вижу прогресс — она сейчас более уверенно себя чувствует, когда её пытаются как-то притеснить или обидеть. Но, слава Богу, пока руку никто не поднимал на неё
У неё есть статья по этому поводу, я пока не нашла, тоже интересно. Но, думаю, по ребёнку сразу станет видно — готов или нет
И пусть в меня летят тапки — но я буду поощрять когда мой ребенок учится постоять за себя, в будущем за своих братьев, сестер, друзей, матерей. бабушек и тд. Не поощряю ябеднечеств только на своих друзей. про остальных всегда выслушаю и поговорю со своим ребенком. Я не считаю что я имею права учить чужого ребенка, а тем более хватать его и трясти — и если кто то пытается учить моего всегда указываю этому человеку на его место! А если кто то тронет моё чадо — руку сломаю как минимум.
не согласна с тем, что могу подойти и взять за плечо или руку другого ребенка. Родители очень разные. Вот недавно стали свидетелями такой ситуации на базе отдыха: на площадке детской что-то не поделили два мальчишки лет 5. Один другого толкнул. Пришла мама обиженного отчитала мальчика-обидчика. Тут прибежал папа отчитанного. И началось такое. Он стал предъявлять маме, что та не имеет права подходить к его ребенку, что он теперь будет разруливать ситуацию только с их папой и понеслась драка -ругать двух семей и их друзей (конечно и алкоголь не последнюю роль сыграл). Была в тихом шоке. А дети уже и забыли давно, что там у них приключилось на площадке той
Если обижают, давай сдачу, не бойся. Умей себя отстаивать, мир жесток. Но это совершенно не значит, что меня не будет рядом или я не окажу помощь в будущем. Об этом я говорю своему ребенку каждый день, а вот самостоятельно уметь себя отстоять хоть словом, хоть действием моя дочь обязательно должна уметь.
++++ Я один раз дочке сказала, что можно стукнуть в ответ в песочнице, потому что девочка рядом стукнула ее 3 раза лопаткой, а мама стоит рядом и ничего не говорит. Написала об этом случае здесь, так меня половина чуть не загрызла, что я плохая мама и учу ребенка драться, именно драться, а не защитить себя.
Вот я прям также и написала в ответ, а мне ответили, что они учат ребенка решать все словами, а не рукопрекладством. Да какие тут слова, когда тебя уже бьют?
Ага. Бред согласна. Насилие это плохо. Но. Когда тебя метелят не нужно улыбаться и призывать всех к миру
сразу вспомнилось: «В детстве раз- и закопал в песочнице, а сейчас это статья».)))))) Не, учить говорить «нет», учить давать сдачи (именно сдачи) безусловно надо. Я из своего ребёнка Иисуса не собираюсь делать…
Я свою однозначно буду учить давать сдачу
Как-то у меня язык не поворачивался говорить: «дай-ка, зайка, сдачи этому ребенку». Даже если ударили, мы отойдем просто подальше от агрессора. А вообще обычно смотрю сначала, как ситуация повернется. Бывает, что мальчишки «пободаются» и разойдутся по своим делам, бывает Игорь не просто не отдаст свою игрушку, тогда тоже не лезу, если выдрали из рук, вмешаюсь, как и если уже мой отбирает.
Вот и у меня абсолютно те же мысли по этому поводу! Про дочку свою скажу — она сейчас научилась не отдавать то, с чем играет и держит в руках, если пытаются отобрать. Спокойно так свою ручку отводит и говорит — это моя палочка)))
Полностью согласна. А в статье, как я поняла, про совсем маленьких — песочников
Обычно детей, которые дают сдачи не обижают-обидчики один-два раза получают отпор и больше не лезут… а вот те, которые вторую щеку подставляют и отхватывают постоянно, потому что со временем превращаются в боксерскую грушу и козла отпущения.
Почему вторую щёку? А взрослые на что? Реч ь-то о детях в ПЕСОЧНИЦЕ
Никогда не пойму, почему взрослые люди, сами обращающиеся в определенных ситуациях за профессиональной помощью специально обученных людей, считают, что их дети В ПЕСОЧНИЦЕ уже должны сами все решать...
А как Вы считаете, почему маленькие дети начинают бить других маленьких детей? Я так понимаю, Вы своих сыновей поощряли с раннего детства отвечать обидчику кулаками (как по мне, так маленькие «обидчики» совершенно неадекватные в этом плане и зачем учить своих детей отвечать такими же неадекватными способами, я не понимаю)? Так вот. Вам не кажется, что ребёнок таким образом усваивает модель «добиваться своего кулаками»? Маленькому ребёнку трудно адекватно оценить, в каких ситуациях допустима самооборона, так сказать, а в каких нет. Вот ниже правильно заметили, про подворотню. Вы уверены, что Ваши сыновья (пока Вас нет рядом) не злоупотребляют своим умением «постоять за себя» и не являются сами же такими же обидчиками и инициаторами драк? Почему-то мне кажется отдать мальчика в более старшем и более осознанном возрасте в какое-нибудь боевое ИСКУССТВО — гораздо более эффективный способ научить «стоять за себя» без побочных эффектов
и еще предлагаю задуматься вот о чем. вы уверены, загадочные для меня взрослые, что воспитанный на принципе «справляйся сам» ребенок расскажет, например, вам о нападении ***? а ***ми не всегда бывают дяди, иногда это «старшие товарищи» или не старшие, но собравшиеся в кучу. вы уверены, что ваш ребенок в случае чего разберется, где самому решать, а где уже все-таки на помощь звать? скажите мне, откуда взялись толпы женщин, стесняющихся заявить о насилии — на улице или в семье? не из тех ли песочниц, в которых они усвоили на всю жизнь: твои проблемы — это только твои проблемы, маму звать без толку.
Изначально я вообще не собиралась с Вами дискутировать.И Вам очевидно в детстве мама тоже не объяснила, что навязывать свое мнение другим еще более неадекватно и не прилично… это утверждение.....
из детства все наши проблемы, во взрослую жизнь дитятко притащит привычку подставлять щёки и прочие христианские рабские замашки. Конечно, нужно учить уважению, здравомыслию, но с хамами только на хамском языке, это закон жизни.
Полностью согласна со статьей. Если ребенка не научил не драться собственные родители, то его научат этому чужие родители — в интересах собственных детей. Если им на своих детей не наплевать.
хм, вот что-то мне кажется, что вырастит ябеда или мамкина юбка
на каких?
ок, останемся при своих мнениях.
Я все равно останусь при своем мнении.
так и будет к маме бегать плакаться до конца жизни. А если ситуация: вашему ребенку дали лопаткой по голове. А вы его Не учили давать сдачи, ведь нужно решать все словами. Еще раз дали по голове, ваш ребенок защищается словами, ему тюкнули, ваш ребенок защищается словами, его тюкнули еще и еще… Это нормально?..
Смотря какого возраста ребёнок. В статье речь идёт о маленьких детях, играющих в песочнице, не все и говорить-то умеют в таком возрасте. Мама говорит за ребёнка «Не бей! Я не разрешаю тебе драться (бить, ломать игрушки и т.п.)» — по моему, вполне достаточно".
В моём понимании, если ребёнок тюкает по голове другого — это не совсем адекватное поведение. Возможно, у ребёнка проблемы с психикой, возможно, родители его бьют и он просто их копирует, возможно, родители не научили его, что нельзя кулаками добиваться своего, да много причин… Но факт остаётся фактом — поведение неадекватно. Так вот, если, к примеру, я сама сталкиваюсь с неадекватным человеком, лично я стараюсь минимизировать общение с ним, а не действовать в ответ его же неадекватными методами. Что касается мальчишек постарше (не садовского возраста), то я бы отдала мальчика в какое-нибудь каратэ учиться «стоять за себя», где тренер грамотно объясняет, в каких случаях приемлемо применять физическую самозащиту и как это сделать, например, в отдельных случаях, не навредив здоровью и всё такое… и главное, ребёнок в этом возрасте уже может это адекватно понять и осознать...
главная проблема это быть в шаблонах «сильный/слабый» «тупой/умный» и т.п. Те, кто в шаблонах зашорен, они не поймут, почему отвечать неадекватом на неадекват неприемлемо.
Просто моему 4 года. В садике у него есть мальчик-драчун, ломает все его постройки, машинки забирает, я объясняла что когда тебя уже бьют, то можно дать отпор, но вижу что рано, он воспринял это буквально, как если что не нравится — стукнет. Сначала только защищался, а потом уже при мне, катались с другом на машинке, а этот мальчик подошел и стал их раскачивать (пружинная машинка на улице), моему не понравилось, он просто ничего не говоря тому мальчику, повернулся и стукнул того, тот заревел. В общем решил что это очень удобно. Ругать стали конечно моего и в данной ситуации правильно. Хотя мой не дерется ни с кем кроме этого мальчика. Вот стараюсь опять объяснять, что драться — крайняя мера, сначала взрослым сказать — предупредить, если агрессивные действия не прекратся, и взрослые не помогут решить, придется драться. Но в 4 года это так сложно объяснить, при том что мой очень хорошо говорит, и отлично разбирается что к чему. В саду меня нет рядом.
В общем, повезло нам с третьего раза с тренером. Сын научился у него простому правилу уличного боя: бой должен длиться 12 секунд: 1 секунда, чтобы оценить расстояние, 1 секунда нанести удар, 10 секунд считаешь: десять, девять, восемь… ))) или как там правильно считать… А так сын как был неагрессивным, так и остался. Бьет только после сотни словесных предупреждений. И один раз)) второго пока еще ни разу не требовалось. Живет сейчас отдельно уже третий год. Не жалуется ни на что. Сам себя содержит. Доволен жизнью.
Мой тоже не забитыш и не драчун, в садике его дети любят, но вот с этим мальчиком прям жесть. Того по психологам таскают, но он тоже не прям такой придурок, просто родителями недолюбленый и папа его обзывает (при мне назвал сына гав-ом). В секцию — здорово, когда там тренер на уровне (такие учат что лучший бой — тот, которого не было). Но у нас даже секций нет в пригороде. Спасибо что ответили, очень помогли!
Какая зазватывающая история!)) очень здорово, что этот вопрос «до какого возраста защищать мальчика» был тут поднят (мне это тоже не до конца ясно было), и Вы так шикарно развёрнуто ответили. Эх, почему в последнее время мамы так боятся, что вырастет у них забитыш, что так рвутся как можно раньше оставить его наедине с этим «жестоким миром» — детские сады с раннего возраста, самостоятельные разборки с драчунами в песочнице и т.д…
так вот. однажды на перемене забегает в класс мой ученик — вообще не робкого десятка парнишка — ну как забегает, запрыгивает на одной ноге, вторую волочит. снимает кроссовок — и я вижу, что из ноги идет кровь. хорошо так идет. спрашиваю, что случилось. раненый молчит, а остальные показывают на второгодника.
я раненого с товарищами отправляю в медпункт, остальных выгоняю из класса, а со второгодником остаюсь наедине. признаться, вломила я ему неслабо. но так, чтобы следов не осталось (кстати, по совету коллеги, у которой похожий «пациент» был) и сказала, что так будет каждый раз, как только он кого-то тронет. и вдруг в какой-то момент он прям как-то сник. сначала пытался бороться. а потом даже не то что сник, а будто ПРОСНУЛСЯ! И говорит: «Простите меня. Я сам понимаю, что так нельзя. Но иногда что-то случается. Я ничего не понимаю. А потом самому стыдно. А потом опять». Я ему говорю: «Ты понимаешь, что ты однажды так свою маму убьешь? Потом очухаешься — а мамы уже не будет» — «Понимаю. Я не знаю, что с этим делать».
В общем, договорились, что я — как увижу, что у него в глазах пелена — буду подходить, класть руку ему на плечо и впиваться в него ногтями. Этого никто видеть не будет. А он будет получать сигнал, что пора остановиться. Честно говоря, я не слишком надеялась, что это сработает. Но еще полгода эксцессов не было. Прибегать к этому методу потребовалось раз, может, 5. А потом они переехали в другой город.
воот… это я к тому, что в каждой конкретной ситуации надо индивидуально разбираться. не всегда даже школьник-мальчишка объективно может самостоятельно за себя постоять. тот раненый вообще не ябеда был и не хилый. спортсмен. но если он второгодника на голову ниже, на год или два младше и по весу чуть не в два раза легче — какие у него шансы? только получать и молчать.
ну, возможно, частично поэтому, но я очень часто сталкиваюсь с мнением, что мамы реально боятся забитости детей, у меня подруга даже есть такая, она реально считает, что если ребёнка в сад не сдать, то он вырастет забитым. Ну и тому подробные страхи у неё… какая-то фобия забитости… интересный это феномен — забитость. Мне кажется, что забитым ребёнка делает гиперопёка родителей
ого! бедный парень — тот, который у психиатра на учете… Мне вообще жалко агрессивных детей, они, на самом деле, мало виноваты в своей агрессии. Мальчик сам признался — понимаю, а сделать ничего не могу. Что-то из подсознания, видать, лезет у него в таких вот приступах…
А как это — «вломила»? Оплеуху, в смысле? а разве так можно?...
так нельзя, конечно. но учитель обязан обеспечить безопасность всего класса. а у меня там были дети, которых из-за парты было еле видать. в 4 классе, да. а он был старше всех на год-два и от природы высокого роста и крепкой комплекции. потому и посоветовала коллега сделать так — без свидетелей. мама его мне была вообще не помощник. его психиатр тоже. он только таблетки выписывал время от времени. ну реально психическое заболевание у парня. при физическом крепком здоровье. он реально опасен. честно говоря, я перекрестилась левой пяткой, когда они переехали. мир жесток. в нем живут не только вменяемые люди. невменяемые иногда бывают физически сильнее вменяемых.
ой, девочки, я предлагаю учит посылать на х...))))))))))
не согласна, как раз дети из неблагополучной среды, слабенькие от рождения, без поддержки родителей — в 80% не затюканы и не забиты. Это как педагог-психолог истории педагогу я Вам ведаю. Обычно такие дети либо хитрее, либо хамовитей, либо сильнее физически (а с псих.диагнозом они обычно обладают не дюжей силой, несмотря на хилую комплекцию даже (у таких три ипостаси: сила, сексуальная неудовлетворённость и чревоугодие)). В истории немало примеров: Наполеон, Гитлер, Грозный, Эхнатон.
Поверь, Ринуль, до х… за 11 лет пед.стажа, 4 года из которых прошли в спец.школе для мальчиков.
я ж сказала, что есть с чем сравнить)))
ну видите, у нас с вами разный опыт. и да, хитрость — это, на мой взгляд, скорее «симптом» забитости, чем силы. сильному хитрить незачем.
А по Вашему мнению, почему некоторые дети становятся забитыми? В чём причина?
агрессивное отношение родителей и наследственные качества личности.