Литургия, как центр жизни Христианина.

Все церковные праздники лишились бы смысла, если бы не существовало Пасхи. Потому что, если бы Христос не воскрес, то все остальные евангельские события могли бы рассматриваться лишь в историческом контексте, и другой ценности, кроме нравственной и культурной, не представляли бы. Мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности, поскольку его духовно наполняет Пасха. Вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками этого праздника.

То же самое можно сказать и о Литургии, возвышающейся над всеми иными богослужениями. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая.

Поэтому рассказ о Евхаристии (от греческого слова «ευχαριστία» — благодарение) пойдет параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом.

* * *

Когда мы приступаем к святому крещению, во взрослом ли возрасте или в младенчестве, священник спрашивает у нас или у наших восприемников: «А веруешь ли ты Богу? Сочетался ли со Христом?» И мы отвечаем, что со Христом сочетались и веруем Ему, как Царю и Богу. Так мы присягаем служить Господу.

Сразу после нашего ответа читается Символ веры, перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Это необходимо осмыслить: наряду с верой в Бога мы исповедуем и свою веру в Церковь. Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия — «вера в Церковь». По катехизису святителя Филарета Дроздова (1782/1783 — 1867), Церковь — это общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами. Впрочем, то же самое можно сказать о любом религиозном объединении, например, о мусульманском или иудаистском. К такому обществу можно принадлежать и заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в само это общество невозможно. Ни одно из них не является тем, чем становится Церковь для христиан.

Так что же это такое — веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться. Церковь для христиан — это не только место, где они общаются с Богом, потому что с Ним можно общаться и дома, и в метро, и в лесу — в любом месте и в любое время. Веровать в Церковь — означает исповедовать, что она — есть Тело Христово, часть которой — мы с вами.

Апостол Павел так пишет об этом: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12: 12–13) и добавляет: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12: 27).

Отсеченная часть тела самостоятельно жить не может. Когда говорят о живом организме, имеют в виду единое и неделимое тело, в котором соединяется человеческое и Божественное. Церковь — это таинственное собрание людей, где происходит единение Бога с человеком, где рождается единый богочеловеческий организм.

Мы приходим в Церковь для того, чтобы стать ее частью, стать ее существом, ее естеством. Церковь делает нас соприродными Христу, потому что мы являемся ее телом, а Он — ее Главой. При этом, как сказал новопрославленный сербский святой, величайший богослов Иустин Попович (1894–1978), сама Церковь — это Богочеловек Иисус Христос. Это мы со Христом.

В этом случае становится понятно, что просто присутствие человека в Церкви, просто исполнение каких-то внешних правил, просто знание определенных догматов явно недостаточно. Речь идет о жизненном пути, который православные называют верой.

Христос учит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). То же самое можно сказать и о Церкви: Церковь — есть путь, Церковь — есть истина, Церковь — есть жизнь человека в вере, и в этом — смысл христианства.

Наконец, мы исповедуем не просто существование Бога; мы веруем не только в то, что Господь — Личность, сотворившая мир, в то, что существуют определенные отношения между Ним и человеком, в то, что есть некие правила, которые следует исполнять, ожидая посмертных воздаяний. Все это характерно для любых религиозных воззрений, включая самые примитивные, и не является истинным смыслом христианской веры. Наше упование заключается в том, что человек спасается в вечной жизни, соединившись с Богом. Жизнь вечная и есть пребывание в Боге, соединение с Ним и обóжение человека, когда он сам становится богом. Вот в чем состоит истинный смысл христианской веры, если не прибегать к сложным богословским определениям.

Церковь делает нас соприродными Богу. Об этом апостол Петр писал: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 3–4). Эти слова нередко остаются незамеченными нами, но они составляют суть всех апостольских посланий: нам надлежит стать участниками Божественной Природы. О том же, хотя и несколько иначе, говорил и преподобный Серафим Саровский: «Нам надо стяжать Дух Святой».

Смысл христианской жизни состоит в том, чтобы наполниться Духом Святым, сделаться единоприродным с Господом, соединиться с Ним. Если это происходит, наше пребывание на земле становится осмысленным, а жизнь — по-настоящему духовной.

Значение Церкви в том и состоит, что по-иному человек не способен достичь Бога. Потому-то Христос и основал на земле Свою Церковь, через которую человек получает благодать, богопознание и богоприобщенность. Впрочем, необходимо оговориться, что для человека полное богопознание всегда будет оставаться невозможным, потому что Господь — абсолютен, бесконечен и вечен, а человек по своей природе тварен. Наше приобщение к Богу не касается Его Божественной сущности, к которой человек приобщиться не сможет никогда. Речь идет о приобщении к Божественным энергиям, к Божественной природе. Бог стал человеком во всей Своей полноте, а человек становится Сыном Божиим по благодати. Именно благодать делает его богочеловеком.

Только в Церкви человек становится богочеловеком, потому что Господь дарует нам возможность приобщаться Своей Плоти и Своей Крови. Это дается нам великим таинством Церкви, нашей жизнью в ней, потому что Сам Христос сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37).

Протоиерей Алексий Уминский


Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
821382

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Яна
Яна

Спасибо!

Пожаловаться
Ирина Колянко
Ирина Колянко
Николай
14 лет
Тернополь

😇

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
Пожаловаться
Женька
Женька
Лидия
10 лет
Софрино

?

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи



Пожаловаться
Людмила
Людмила
Захар
17 лет
Серафим
10 лет
Самара

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
Пожаловаться
МамаКотёнка
МамаКотёнка
Камышин

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул

зачем или почему священнослужитель читает псалмы, акафисты и пр. непонятно? даже те молитвы, которые уже знаешь наизусть трудно узнаваемы и трудно повторяемы со священнослужителем или хором.

и второй вопрос: так долго длиться служба, неужели возможно все это время не отвлечься мыслями? Я прихожу в храм с определенным настроем и стараюсь вслушиваться, понимать что происходит и настрой теряется. Долго очень все длиться. Даже прочитав дома смысл действий священника на литургии или вечернем богослужении запомнить досконально с первого раза сложно. Да и не интересно мне это. И что же делать? осмысленности на службе нет. стоишь мысли о том «когда же это закончиться» от себя периодически прогоняешь.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
невозможно полюбить то, чего не знаешь. Изучай, это труд не одного раза и даже не одного года. Молитвы при постоянном участии в богослужении очень быстро становятся узнаваемы и понятны. И акафисты, и псалмы мы читаем и дома, и молимся ими в храмах. Акафист- это отдельная служба, хвалебная песнь. Псалмы- это часть Библии. Написаны в основном Царём Давидом. Они были основой богослужения у ветхозаветных евреев, перешли в новозаветное богослужение, составляют очень значительную часть служб, да и просто молитвенное правыило содержит псалмы. Псалтирь- это жемчужина, красота, это настолько многоуровневые молитвы, что невозможно переоценить их значение. https://www.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/301660164/

https://forum.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/459700172/

https://forum.baby.ru/community/view/42956597/forum/post/450839846/

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
по второму вопросу. Если непонятно что-то на Богослужении, молись про себя Иисусовой молитвой- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Чем больше узнаёшь Литургию, тем больше её любишь и меньше отвлекаешься. Совсем не отвлекаться- уже дар непрестанной молитвы, даётся Богом
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 
не понимаю я этой красоты...

Про Иисусовумолитву я так и делаю: для меня это как «просить прощения».

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
Светлана 
зато бесы понимают и трепещут, и очень боятся псалтири. Поэтому читать её полезно, даже если не понимаешь
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 
хорошо, поняла.
Пожаловаться
Мамадочек
Мамадочек
Любимочка
10 лет
Пенза

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Илья
7 лет
Петропавловск
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи
Пожаловаться
Людмила
Людмила
Анастасия
11 лет
Елизавета
9 лет
Александр
7 лет
Королев
Аминь!
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
20 лет
Варвара
11 лет
Василисса
8 лет
Ляховичи