О скорбях, страстях, смирении и семье

Из книги игумена Никона Воробьёва «О началах жизни»

Скорби

Психика человека такова, что ему необходимо для спасения терпеть скорби, поэтому Господь и попускает их, несмотря на Свою любовь к человеку. Но не попускает сверх сил. Затем: в скорбях скрыта радость и любовь к Богу, если скорби принимаем и терпим без ропота, с благодарностью. Без скорбей человек не смирится, не покается глубоко, не стяжает любви к Богу.

А потом скажу: если боишься скорбей и хочешь избежать их, то Господь Иисус Христос указал средство избежать их: бодрствуй над душой и не допускай греху проявиться ни в мыслях, ни в сердце, ни в теле и непрестанно молись. Можешь этого достичь? Не будет тогда у тебя никаких скорбей, вернее, они утонут в духовной радости. А пока не достигла этого, терпи и трудись. Если бы мы жили на земле тысячи лет и каждый день нас распинали, то и это была бы плата недостаточная за то неизреченное блаженство, какое уготовал Господь любящим Его. Только любовь Божия так мало скорбей и на такой краткий срок попускает человеку. Если веруешь в Евангелие, то должна верить словам Господа, указавшего, что хотя и будут скорби в земной жизни у Его учеников, но они сменятся еще здесь радостью, которой никто не отымет от них. Да и Господь всегда с нами: се Аз с вами есмь до скончания века, аминь (см.: Мф. 28:20). Кто сильнее Бога? Итак, не допускай до себя страха, малодушия, маловерия, навеваемого диаволом, а сопротивляйся им именем Иисусовым. Обышедше обыдоша мя, и именем Господнимпротивляхся им (см.: Пс. 117:11).

Умный и верующий человек использует скорби к великому успеху в духовной жизни, а немудрый, ропотливый теряет случай для приобретения, вредит себе, расстраивая и тело, и душу. Печаль мира сего смерть соделывает (см.: 2 Кор. 7:10), — вот как можно расстраиваться. Проси мудрости у Господа для спасения и исполнения воли Божией (а не для мирских целей), и Господь подаст.

Всем нам необходимо понемногу (а кому и много) болеть. Необходимо также, чтобы кто-либо и оскорблял нас, но не без всякого основания, а так, чтобы вскрывался, хотя бы и преувеличенно, какой-либо недостаток. Говорю не из теории, а на себе испытал не раз благотворность этого, и совершенно убежденно говорю, что оскорбители — наши лучшие учителя.

От тебя же Господь требует очень немного: веруй Господу и терпи маленькие скорби, которые вполне тебе по силам (Господь лучше тебя знает твои силы). Терпи и не ропщи. А если поропщешь, то покайся, попроси у Господа прощения, и Господь простит.

Помните, что и разбойник на кресте еще висел несколько часов и тяжко страдал за свои грехи, хотя и был уже помилован. Так и нам надо многое терпеть.

Искушения Ваши в начале новой жизни только подтверждают закон, что «всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение».

О наших временах давно сказано Отцами, что люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни: живут, словно вечно будут жить на земле и никогда не умрут. А скорби и болезни заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу.

Закон Духа говорит, чтомногими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14:22). Знаешь, через какое страдание перешли в будущую жизнь апостолы, мученики, подвижники. Как же нам, грешным, войти в Царствие Божие без скорбей? Невозможно это. Поэтому и сказано, что кого любит Господь, тех наказывает скорбями и болезнями, чтобы принять в Свою славу по смерти очищенными через покаяние и болезни.

Смирение

… Как смириться? Сам человек не может стяжать этого свойства. Надо во всем: и в мелочах, и в крупном — познавать свою немощь и ограниченность, свое бессилие, свою ветхость и «плотяность» и каждое проявление их употребить в свою пользу — укорять себя, считать себя негодной и непотребной рабой Божией, постоянно нуждающейся в милосердии Божием и помощи.

Истинное смирение не может быть препятствием ничему хорошему, а от всего худого оно верная защита.

Страсти

«На душе… тяжесть». Происходит она у всех нас от «страстей», по терминологии Святых Отцов. Хотите от нее избавиться — должны стараться ослабить или уничтожить причины. Вечная история, одинаковая у всех. Не надо унывать только, а смиряться, сознавать свою вину, слабость в борьбе и принимать скорби, как принял благоразумный разбойник:Достойное по делам моим приемлю, помяни мя (см.: Лк. 23:41)... и проч. Если будете так относиться к себе — получите облегчение, а скоро и избавление. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6), которая проявляется в душе, как мир, радость, долготерпение, кротость и проч.

А я всем всегда говорил, что в нас таятся все страсти и грехи, только проявляются они при соответствующих условиях. Прибавьте к этому, что мы находимся под постоянным обстрелом от диавола, внушающего нам всякие греховные помыслы, влечения, настроения и проч. … Не грешим мы только, пока держит нас Господь, а как только предоставит нас себе, так мы и валимся в ту или другую яму. Потому-то и велено просить: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Нам, новоначальным, неопытным, не имеющим духовных руководителей, надо знать одно: сами мы не можем побороть и победить страсти и бесов, но должно, однако, бороться с ними по силе своей и непрестанно во время падений призывать Господа на помощь. Обышедше обыдоша мя (враги и страсти),и именем Господним противляхся им (Пс. 117:11). Ни сами Вы своей силой не поборете, ни другойчеловек тем более не может помочь Вам побороть их, а только Господь. Следовательно, надо больше молиться с благоговением, с сокрушением сердечным, исповедуя Господу свои грехи, страсти, свое бессилие и испрашивая прощения и помощи. От такого делания скоро ощутите спокойствие и мир душевный, смирение некоторое и решимость все терпеть ради Господа и ради своего спасения.

Супружество

У нас так развито самолюбие, что тронь нас хотя немножко — и мы уже страдаем. Каждый раз говорю, что человек — это «г», не тронешь — и не пахнет, а копнул, так беги. Вот мы какие. Такими и надо себя считать, если уже не можем по слепоте видеть этого. Все извращено: и ум, и сердце, и все чувства наши, и воля. Ты решишь что-нибудь доброе сделать, а тебя тянет в другую сторону. Поэтому, прежде чем требовать от другого человека, чтобы он был хорошим, каким нам хочется, мы обязаны сами стать такими. А так как мы далеко не таковы, то должны и другим сочувствовать, понимая, что все мы находимся в процессе становления, в процессе переделки из ветхого человека в нового. Апостол Павел пишет, что должно стремиться к тому, чтобы иметь ум Христов и чувства Христовы. Поэтому если муж христианин, то он обязан требовать и от себя и от жены понуждения к этому насколько возможно.

Вопрос. Но ведь очень трудно заставить другого человека стремиться к этому?

Ответ. Это потому, что у тебя самого нет действительной постоянной, ежедневной, ежечасной и ежеминутной работы над собой. Мы сами отдаемся течению ветхой жизни, всех ее увлечений. Поэтому ничего не получается. А поскольку мы сами дурные, то, естественно, не имеем сил требовать чего-либо от другого человека. Как христианин ты должен первый сам над собой работать. И когда будешь искренно, честно трудиться над собой, покажешь тем самым и ей пример борьбы с собой. Как говорит апостол: Тяготы друг друга носите (см.: Гал. 6:2). Но как ребенок не может сразу стать взрослым, а растет постепенно, так и мы, если будем носить тяготы друг друга и помогать друг другу примером своей жизни и словом, то будем постепенно духовно расти. Когда-то мы до идеала дорастем, а пока у нас и самолюбие, а иногда лукавство, иногда ложь, иногда леность, иногда даже обман и т. п. Человек не сразу все это осознает.Поэтому муж обязан постепенно разъяснять жене вопросы духовной жизни, воспитывать, поскольку главой семьи непременно должен быть муж, а не жена, уж разве только он ненормальный. И муж не имеет права отдавать ей свою власть. Это подтверждает Слово Божие. Адам был первый создан, а от него жена. И апостол Павел говорит, что муж глава жены. Но он должен относиться к жене как глава (ум) к своему телу, т.е. не причинять ей напрасной боли, не превозноситься над ней и т. д., но по-христиански (не по-язычески, конечно) заботиться о ней.

Вопрос. А если скажете подобное жене, не ответит ли она, что все теперь равноправныи никаких глав нет?

Ответ. Я говорю о христианах, а не о язычниках. И такая постановка вопроса совершенно не христианская. Это значит жить по стихиям мира, а не по Евангелию, не по заповедям Божиим. Речь идет о христианском понимании отношений между мужем и женой, а не вообще об отношениях между ними. В православной же семье, если жена начнет серьезно нарушать христианские нормы жизни, то мужу надо применить власть, и обязательно, но опять с разумом, с рассуждением, а не по взрыву чувств ветхого человека. При этом нужно просить у Господа помощи, чтобы Он научил, как это лучше сделать.

Но самое главное — это ты, как христианин, с самого начала должен постоянно над собой работать. Как говорит Господь: Бодрствуйте и молитесь (Мф. 26:41). «Бодрствуйте»« значит гоните все дурное. А так как мы сами бессильны это сделать, то и должны во всех случаях, больших и малых, обращаться к Господу: «Господи, помоги поступить по-евангельски». Князь мира сего постоянно стремится все расстроить. Но мы ничего почти не делаем по-христиански. Мы не христиане. В лучшем случае совершаем отдельные добрые дела, и то не ради Бога, не ради Христа, а просто по влечению сердца. А всю жизнь нашу проводим по-язычески. И любовь у нас такая же. Мы называем ее любовью, но это вовсе не любовь человеческая, а известное психическое состояние, свойственное и собакам, и кошкам, и тиграм. Все они друг друга защищают, и привязываются друг к другу, и жалеют, и даже страдают, когда их разлучают. А за своих щенят готовы и голову сложить.

Но человеку нужно стать выше этого животного состояния и делать все ради Бога. Тогда постепенно приобретается совершенно другое чувство к человеку, которое нужно было бы назвать и словом другим, а не любовью, свойственной и животным. Если же ты будешь по-звериному любить, то должен будешь все время жене угождать. Ибо если ты любишь потому, что это тебе доставляет удовольствие, то будешь затем требовать, чтобы и тебе угождали. Но это — ложное состояние: эгоизм, самолюбие и гордыня. Это уже не христианская любовь, по которой и ты, и жена должны Христу угождать и лишь во Христе — друг другу.

Во Христе же любить — значит ограничивать себя, своего ветхого человека и воспитывать в себе другие навыки и свойства нового человека, т. е. исполнять заповеди Его. При наличии этого возникает особая связь между людьми, совсем особое состояние, новое, неизвестное миру сему. Это состояние хотя и называется тоже любовью, но эта любовь совсем другая, о которой апостол Павел пишет: излияся любы Божия в сердца наша Духом Святым (Рим. 5:5). Это и будет истинная христианская любовь и к жене, и к детям, и ко всем. Она выражена в словах апостола: Тяготы друг друга носите, и тако исполните закон Христов. Эта любовь прежде всего требует понуждения и исправления себя самого, а потом уже другого. И проявляется она не в простом чувстве влечения илиудовлетворения, но в искреннем бескорыстном стремлении сделать человеку добро (а не просто удовольствие доставить) в евангельском его понимании. Христианская любовь поэтому не только бескорыстна и жертвенна, но всегда и разумна (Святые Отцы пишут, что рассуждение, т. е. рассудительность, является высшим даром Божиим), ибо оценивает все происходящее и совершающееся с точки зрения вечности, спасения, Евангелия, а не с точки зрения мимолетных удобств, радостей, удовольствий. Этим христианская или агапическая, как ее иногда называют богословы, любовь и отличается от мирской любви — слепой, инстинктивной, ищущей жалких крупиц мелькающих наслаждений в стенах горящего дома своей жизни. Неудивительно поэтому, что такая любовь часто внезапно превращается, по выражению епископа Игнатия (Брянчанинова), в бешеную ненависть.

Вопрос. Но почему первоначальная любовь не сохраняется?

Ответ. Потому что ведем неправильный, неестественный для человека образ жизни в отношении друг с другом. Начинаем мы с животного, да в нем и пребываем. А нужно было бы подниматься до человека, а потом и до Ангела, до сына Божия. Но мы этого не делаем, а потому и пожинаем вместо пшеницы терние да волчцы. Бывает иногда, что люди сживаются друг с другом настолько, что не могут жить друг без друга, вроде известных Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Но и это не христианская любовь. Здесь просто редкое совпадение характеров и особо благоприятствовавшие условия жизни. Общее же правило для желающих иметь нормальную христианскую семью таково. Нельзя доверять своему «я», надеяться на свои интуиции или придавать решающее значение тому, что говорит сердце. Нужно твердо знать, что все мы больны (я говорю сейчас не о теле, а о душе), все наши естественные свойства искажены, поэтому все проявления своей души необходимо проверять, оценивать и решительно исправлять по Евангелию. Нужно руководствоваться не падшим умом и сердцем, но заповедями Христовыми. В этом и состоит истинное рассуждение, чтобы найти, как поступить по заповеди, а не по страсти, не по велению чувств (гнева или прихоти или так называемой любви).

Царствие Божие подобно закваске (Мф. 13:33), и ты и она должны переквашиваться по образу нового человека, данному в Евангелии, во Христе. Для этого, когда видим в себе свойство празднословия, необходимо подавлять его, удерживать язык; видим любопытство, даем волю глазам, ушам, чреву — необходимо сдерживать себя. А сколько вреда, непоправимого вреда приносит тщеславие. Как это она (он) смела сказать мне такое! И т. д. и т. п. Вот, путем сознательной борьбы со своим ветхим человеком, путем смирения и раскаяния друг перед другом и достигается мир в семье. Без борьбы же, в первую очередь с собой, и без помощи в этой борьбе друг другу семейное счастье очень непрочно, ибо зиждется оно на песке мимолетного внешнего благополучия, здоровья, отсутствия скорбей, внешних помех. Нужно жить по Евангелию, а не по своим страстям и похотям, не по лжеименному разуму и своему расстроенному сердцу.

Вопрос. Но если один будет так жить, а другая половина нет, то как же быть?

Ответ. Вот поэтому и надо выбирать человека верующего и заранее объяснить, на какой путь жизни вы становитесь, а не просто по одному влечению сходиться. Если же по кино и театрам ходить, еще и в ресторанчики заглядывать да проводить вечера перед телевизором и романчики почитывать, а в церковь лишь по обычаю ходить, Евангелия и Святых Отцов не читать, тогда нечего самообманом заниматься. Таким, ему или ей, ничем помочь нельзя. Одним словом, надо каждому, тебе и ей, больше требовать от себя, а не от другого. И с сознанием ветхости, испорченности своей природы оценивать и разбирать все конфликты. Нечего себя оправдывать, а другого винить — оба виноваты, неправы, оба больны. Вместе и лечитесь, помогая друг другу, а не тираня и угрызая другого. Вместе надо работать — это и объясняй всячески. А главное, чтобы не лукавить. Я, мол, знаю и понимаю, и этого с меня достаточно, а делать должна ты. Нечего по-фарисейски показывать себя добродетельным христианином. Раб, знавший волю Господина и не делающий, биен будет больше (см.: Лк. 12:47).


Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
1138635

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ирина
Ирина
Сыночек
9 лет
Спаси Господи, Наташа!?
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
во славу Божию!
Пожаловаться
Оля Василькова
Оля Василькова
Кашин

😇

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул

«Если же по кино и театрам ходить, еще и в ресторанчики заглядывать да проводить вечера перед телевизором и романчики почитывать, а в церковь лишь по обычаю ходить, Евангелия и Святых Отцов не читать, тогда нечего самообманом заниматься. Таким, ему или ей, ничем помочь нельзя.»

А давайте все в монастырь уйдем и прекратиться со временем род земной вообще. не будем детей рожать не будем музыку Моцарта слушать и не будем Чехова и пр. не православных авторов читать? О да, еще народные сказки детям не будем рассказывать! особенно русские...

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
а что ты так удивляешься? речь идёт именно о христианской семье, и автор- современник революции. Вспомни хотя бы христианское отношение к профессии актёра в то время. Просто надо в современной интерпретации нюансы улавливать. В те времена стремящиеся к благочестию пары действительно не любили театры и рестораны. Сейчас это элемент ритма жизни. Но в пост к примеру образ жизни можно и подкорректировать в удержании от увеселений и развлечений
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 
ну вот я видать эти нюансы пока не могу в своем сознании соотнести… В пост я поняла что надо думать о Боге, а литература и искусство, даже хорошие они не о боге думать побуждают, а о себе, о жизни (в лучшем случае). Т.е. даже если это не увеселении то все равно не для души получается, а для себя. вот тут у меня пока когнитивный диссонанс: когда новое понимание чего-то входит в противоречие со старым еще не отмершим восприятием.
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Елисей
9 лет
Волгоград
Да и потом не многие до замужества/свадьбы живут истинно по христиански, многие будучи уже в семейном союзе начинают путь к Богу, а вторая половина живёт прежней жизнью, вот и находятся разногласия.

А так все верно, работа над собой провоцирует изменения вокруг, а вот заставить себя ежедневно, ежечасно работать над собой непрерывно пока еще сложно, но с Богом все возможно.

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Ольга 

У меня нет разногласий… может потому что я не лезу в его жизнь и не стремлюсь его изменить. К мужу у меня одна просьба: быть терпимым к моей вере.

про то остальное, что вы написали согласна, но в посте не только про это. меня смущают разговоры о том, что без страданий нам никак не спастись. Одно дело, когда человеку уже плохо и для него нет другого выхода кроме как смириться и терпеть. а когда нет еще страданий такое утверждение подводит к мысли что они обязательно будут. Лично я человек тревожно-мнительный и крайне самокритичный. мне такие разговоры и мысли о том что я г… никак не помогают стать лучше. Они меня наоборот в бездну уныния ввергают. Я постоянно борюсь со своим ощущениям себя «недо...» чем мне такие проповеди помогут? Зачем они мне? я и так всю жизнь живу с ощущением, что не достойна ничегошеньки в этой жизни, что всем можно, только не мне… Кому то может и нужно напоминать себе переодически что он г… а я об этом и так помню ежечастно и очень мне хочется жить без этого ощущения. Просто кто не знает какого это жить с таким ощущением может рассуждать сколько угодно и о чем угодно, он просто не понимает о чем говорит. так я думаю.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 

а откуда оно берётся, восприятие? Оно диктуется тем, что для человека значимо и важно. Невозможно полюбить Бога без Церкви, невозможно полюбить Церковь без Литургии, невозможно полюбить Литургию, не зная её, невозможно сознательно причащаться вне всего этого. А значит нет Божией благодати, даруемой Таинствами, которая творит в человеке, очищает его, меняет. И человек любит больше мир, чем Бога, и воспринимает себя частью мира, а не образом Божиим. Отсюда и любовь к мирскому и неприятие например, даже размышлений о смерти, непрятие даже возможности допустить, что описываемые святыми отцами вещи относятся к простым людям. На деле это просто учебники. Профессора, прошедшие путь, написали под действием Святаго Духа эти учебники, руководство к действию. И предупреждают, что курс обучения до смерти. Но человеку либо дай сразу в младенчестве академические познания и умения, либо это невозможно, потому что тяжело. Самому и тяжело, и невозможно. Но если читать учебники и практиковать их в жизни, прося Бога помощи — постепенно всё меняется. Меняется и восприятие, и интересы, и смысл жизни. Бог действует в человеке, если человек хочет идти к Нему.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 
тебя смущает Евангелие, Светлана? ну так проанализируй, если Евангелие- слово Божие, то кем навеяно смущение этим словом
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 
да, я мир люблю больше Бога. Это так. Да, нет на мне Божьей благодати. Да, я живу с атеистом и даже не мыслю его переделывать. Когда я начала что то узнавать в этом направлении меня подкупила мысль что от каждого Бог ждет своего уровня веры и воцерковления. Я наивно полагала, что буду делать то, что мне по силам и так, как мне по силам и это будет правильно. Мне казалось, что честность и искренность в этом вопросе важнее всего. Когда я читаю тех, кого ты называешь «профессорами» и «академиками» я испытываю чувство протеста. Острое чувство протеста. Я им не верю. у меня ощущение что пишут они что то что мне не подходит совершенно. что же делать? надо молчать и сопеть в тряпочку? Это же стыдно здесь такое писать. почитаю кометы и думаю «неужели я одна такая непросветленная». Ну да, я такая. и притворяться не собираюсь, даже перед собой, не то что перед кем то.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 
сижу, читаю и улыбаюсь.Свет, ты не читала «профессоров», в лучшем случае что-то из них слышала. Против чего же протестовать? Не хочешь- не иди. Никто ж не заставляет. Это свобода человека — делать свой выбор. И не будет ничего, если сидеть на обочине и вопить, что другие куда-то далеко ушли. Или вставай и иди, или не иди, но не завидуй идущим.
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 
да, читая Евангелие я испытываю ощущение что я читаю легенды. я пытаюсь объяснить себе, что это иносказательные истории и просто надо научиться их понимать. Одни интерпретации мне на сердце ложатся, другие мне стыдно читать. Мне конечно неприятна мысль что я «во власти дьявола». Но я готова с ней согласиться. Правда тогда желание бороться уходит на нет. Наоборот появляется желание опустить руки. потому что я стараюсь и если все мои старания настолько тщетны то руки опускаются и уныние приходит. Я г.? Что же, г. была г. и останусь. бессмысленно бултыхаться.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 
пока надеешься на свой разум и свои силы- да.Евангелие не открывается просто так, как Чехова почитать. Как и вообще Библия. Надо толкования святых отцов либохотя бы проповеди батюшек для начала по евангельским отывкам читать. Рекомендую Олега Стеняева, напртимер.

Пока ТЫ стараешься, Богу места нет. И без Таинств не будет к сожалению. Наша задача каяться и принимать посылаемое к исправлению без ропота. Уныние- это скрытый ропот. А во власти дьявола ты ровно настолько, насколько Бог попускает.

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 
а для меня и Чехов не открывается. Не доросла наверно еще. Подруга моя д. Ваней восхищается. Три сестры считают вершиной его творчества. а я не понимаю в чем там великость… Достоевского понимаю… ну мне так кажется что понимаю. а Чехова нет. Так что куда мне до Евангелие… Вот детский вариант с интерпретациями мне подходит…
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Светлана 
помоги Бог, Светонька
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Тимофей
11 лет
Станислав
29 лет
Барнаул
Наталия 
спасибо!



Пожаловаться
Людмила
Людмила
Захар
17 лет
Серафим
10 лет
Самара

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Пожаловаться
Любовь
Любовь
Екатеринбург

Замечательная статья, как только все это воплощать?

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
дорогу осилит идущий. Воплощает Господь Своею благодатью, но только если мы каемся и просим
Пожаловаться
Людмила
Людмила
Анастасия
11 лет
Елизавета
8 лет
Александр
7 лет
Королев
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Елена
22 года
Москва
Мысли иногда так накрывают, что справиться с ними очень тяжело.
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
помоги Бог!



Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Адмирал
14 лет
Лялечка
11 лет
Подарок
9 лет
Минск

Спасибо.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
во славу Божию!
Пожаловаться
СветланаЯ
СветланаЯ
Старшенький
30 лет
моесолнышко
24 года
Ульяновск
да интересная статья!конечно многое уже знала… на себе прошла… а некоторые моменты все таки интересно еще было узнать… Спасибо, Наташ в закладки..

.Оххх многим вот жизни долголетней не хватает, чтоб элементарное понять… Грустно мне от этого… так как вижу счас вот такое у себя в семье… мама и бабушка…

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
помоги нам всем Бог!
Пожаловаться
Ксения
Ксения
Обезьянка
20 лет
Дарюша
23 года
Малышка
8 лет
Таганрог

Хорошая очень статья. Спасибо!

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Пожаловаться
ЛенкаПенка
ЛенкаПенка
Старшенькая
18 лет
Средненький
12 лет
Младшенькая
10 лет
Младшенький
7 лет
Донецк
Спасибо

...главой семьи непременно должен быть муж, а не жена, уж разве только он ненормальный. И муж не имеет права отдавать ей свою власть. Это подтверждает Слово Божие. Адам был первый создан, а от него жена. И апостол Павел говорит, что муж глава жены. Но он должен относиться к жене как глава (ум) к своему телу, т.е. не причинять ей напрасной боли, не превозноситься над ней и т. д., но по-христиански (не по-язычески, конечно) заботиться о ней...

А что везде ?!Только вопросы " за что нам то, это?"

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Пожаловаться
АЛЁНА
АЛЁНА
Викулька
17 лет

В закладки! Обязательно прочитаю

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Илья
7 лет
Петропавловск
Пожаловаться
Наталия
Наталия
Василий
19 лет
Варвара
11 лет
Василисса
7 лет
Ляховичи