Cначала мы учим детей тому, ЧТО надо делать. Годам к пяти они уже более или менее понимают, что от них хотят. Однако, когда начинается школа, то перед нами встает следующая гора, которую надо преодолеть. Нужно научить ребенка как делать ПРАВИЛЬНО. Сам факт, что ребенок что-то делает, этого уже недостаточно. Нам уже нужно качество.
Как получить качество?
Все методы остаются одними и теми же: нужны спокойствие и любовь. Кстати, когда у нас на руках малыш, то надо всеми силами стараться научиться быть с ним терпеливым. Нужно каждый божий день стараться находить в себе любовь, понимать себя и ребенка и учиться не кричать, не раздражаться. Важно. Учиться нужно не просто терпеть и не злиться, а учиться обходить эти чувства, эмоции, нужно стараться искать в себе любовь, которая будет со временем побеждать негативные чувства.
Если в этом упражняться ежедневно, то как раз к пяти годам у вас появится это умение или, если хотите, искусство: принимать ребенка и себя такими, какие мы есть. Если это случилось, то вам уже намного проще будет не злиться. Это значит, что вы полностью эпикированы для следующего этапа воспитания. Попробую показать на примере.
Данила сегодня играл на скрипке. Играть ему не то, чтобы неохота, но просто ему хочется побыстрее закончить прописи и засесть за компьютер, а тут еще скрипка. От этой мысли желание играть пропадает. Ему так хочется побыстрее закончить, что он в мыслях уже закончил заниматься. Он не думает о том, что играет, поэтому играет неправильно. И вот здесь начинается испытание нас, родителей на прочность.
— Данила, в этой гамме нет ноты до. В этой гамме есть нота до диез.
— Но я сыграл ее!
— Нет, Данила, ты не сыграл ее. Пожалуйста, подумай о том, что и как ты будешь играть. Я просто сразу тебе говорю, что если ты будешь играть неправильно, то ты будешь играть до тех пор, пока два раза подряд не сыграешь гамму правильно. – говорю я все это очень спокойно и почти что ласково. Чувствую то же самое, хотя знаю, что занятие получится долгим.
Играет. Играет неправильно. Злится.
— Данила, еще раз пожалуйста.
— Я не буду! – машет смычком, показывает обиду, но вижу, что повода на это у него нет. Он сам знает, что сыграл неправильно, поэтому играет снова. Снова пытается поскорее отвязаться и снова играет неправильно.
Все повторяется по кругу, пока наконец-то на последнем витке ему это все не надоедает и он начинает думать. Играет правильно, переходим к следующей гамме. Всего у нас 4 гаммы.
Все это время я ласково и спокойно повторяю одно и то же. Я прошу его думать. Я хвалю его, когда он играет правильно.
Бывают моменты, когда я поднимаю вверх руку, чтобы со всей силы ударить об пол, стол, стул, что подвернется. Но я этого не делаю. Я очень тихо говорю:
— Данила, иди в ванну и попей воды. – он уходит.
Возвращается и в недовольствии бросает свое тело на стул, готовый сражаться со мной в своем плохом настроениее. Вижу это и снова тихо говорю:
— Данила, иди еще попей. – снова уходит.
Снова приходит и снова бросается на стул. Закатывает глаза. Я снова тихо говорю:
— Данил, тебе надо еще воды попить. – Тут он понимает, что здесь что-то не то и начинает думать. – Данил, — продолжаю спокойно, — Если ты в плохом настроении, то тебе придется пить воду до тех пор, пока ты в себя не придешь.
Данила берет себя в руки и начинает играть. Мы уже перешли к пьесе. Он и приустал чуть-чуть, и пьеса не простая, но я знаю, что мы должны доделать. Жду, когда хоть чуть-чуть правильно сыграет. Сыграл. Перешли к следующему такту. Мое терпение на грани. Я уже от ненависти ко всему миру бросаюсь то в равнодушие и безразличие, то неодолимую жалость к себе. Гоню от себя и то и другое. Мне уже кажется, что спокойной тихой любви к сыну у меня уже никогда не будет. Это все внутри. Внешне все спокойно и ровно. Мы закончили играть пьесу. На губах у меня слова, что мог бы и лучше сыграть и что могли бы и раньше закончить. Я разжимаю губы и говорю.
— Данила, ты сегодня занимался хорошо. Ты говорил «нет» и брыкался, но снова делал. Я знаю, что ты старался изо всех сил играть правильно, но у тебя не всегда получалось. Именно за этим мы все это повторяли по нескольку раз. Именно так мы тренируем твой мозг слушаться тебя. В этом вся трудность и в этом вся радость преодоления потому, что в итоге ты справился. Это было сложно, но ты справился.
В эти мгновения с Данилы слетела вся усталость и я знаю точно, что про себя он подумал, что запросто мог бы еще раз все это повторить и у него бы все получилось. Я знаю, что в следующий раз мы снова пойдем по тем же камням, только подошвы наших стоп будут уже чуточку толще и однажды мы сможем посмотреть по сторонам, а не под ноги. Однажды мы сможем почувствовать не только тяжесть, но и радость от обучения.
А мы, родители, в моменты, когда толкаем дитя вперед и вверх, по большому счету тащим их на себе. Но упаси вас Бог, сказать им об этом, когда вы поднялись в гору. Вы скажете им, что шли они сами для того, чтобы они поверили в себя и однажды забрались на эту гору, но уже сами… Сил вам и терпения!
спасибо, что читаете:)
У меня так мама — псих в этом плане, а Папа — верх занудства и терпения, НИКОГДА не давал готовый ответ, тренировал мозги )))) когда теряю терпение сразу его вспоминаю
хорошо, когда в семье есть две разные модели поведения.
и вам спасибо, что читаете, делитесь своим опытом. Это важно!
Хорошая статья, спасибо за ссылку. Про сахар понравилось:)
Алён, говорят, что своя ноша не тяжела. Тяжела, но от этого не становится менее нужной, необходимой… жизненно необходимой.
Страшно иногда. Тонкая грань между тем, чтобы заставлять и не отбить желание. Я называю это «вдохновлять детей», но без силы, без этого воздействия авторитетом, просто словам не вдохновить до той степени, когда ребенок учится серьезно относиться к тому, что он делает.
ХОтя, если родители вдохновенны сами по себе, то наверное это и есть ключ. Нужно, как ты говоришь, самим вдохновляться, а потом уже учить детей:)
Спасибо!
ох… терпение, терпение, терпение. Хороший пост).
где бы научится такому терпению? меня иногда накрывает… аж в глазах темнеет. Эндокринолог говорит что всему виной горомны. Только семье от этого не легче.
:)