О важности умения взрослых «не мешать» детскому творчеству

Цитаты из книги Елены Макаровой «В начале было детство»

«Как же, при нашей занятости, организовать такую среду, где разовьётся и воображение, и мышление, и умение воплощать «творческость» в реальных формах? Парадокс в том, что детям от нас почти ничего не нужно. Кроме позволения и поощрения творчества. Просто? Просто. Даже слишком. Но, чтобы соль сахаром не казалась, мы городим заборы из запретов. Этого не брать, к этому строго-настрого не прикасаться, нигде ничего не разводить».

***

«Родители не отдавали меня в художественную школу. В неё я поступила по собственному желанию. Они относились к моему творчеству, как естественному и единственному возможному способу проживания жизни. Многое из того, что я делала, им нравилось, и они радовались за меня, что-то не нравилось, и они как-то очень деликатно умели сказать об этом. Они мне не мешали. Только с возрастом я поняла, какое это искусство — уметь не мешать. Не навязывать ребенку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными».

***

«В седьмом классе я не понимала геометрии. Все смеялись над моей непробиваемой тупостью. Больше всех учителей мне нравилась именно учительница по геометрии. Я выучивала наизусть целые параграфы, чтобы перед ней не оконфузиться. Но задачи ни одной решить не могла. Это приносило страдания и двойки. И вот в один прекрасный день я подошла к учительнице и сказала, что могу решить любую задачу со звездочкой. Она посмотрела на меня снисходительно-ласково. Но я настаивала на своем: решу, и всё. Учительница ткнула в задачник пальцем, наугад. Я молниеносно решила задачу. И все остальные, со звездочками. Учительница была поражена. А я — ещё больше. Потому что до того момента, как я подошла к ней и сообщила, что могу решить всё, я сама об этом и не подозревала. Это чудо — прозрение, озарение, переход количества в качество – называйте, как хотите. Факт, что это было. И я знаю, что и с маленькими детьми бывает такая штука. Думаю, что гораздо чаще, чем со взрослыми,— ведь дети осваивают мир именно с помощью этого «перехода». Потому и не стоит отчаиваться, нервничать, если у ребенка сразу не выходит. Не нужно форсировать события. Значит, он еще не понял, не почувствовал, не ухватил. Дадим ему спокойно подумать. И это принесет плоды. То, что ребенок постигнет в данном случае, будет не верхоглядством, а постижением».

***

«Занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников. Они призваны ОСВОБОДИТЬ и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность. Призваны пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности…

…Те знания, которые навязываются и которые выше его сегодняшних представлений, ребенок воспринимает как посягательство на свою внутреннюю свободу и реагирует либо скукой, либо неадекватным поведением….Фридл Диккер-Брандейсова (австрийская художница еврейского происхождения, преподававшая уроки рисования детям в ГЕТТО — месте массового уничтожения евреев в годы фашизма)».


Анна
Анна
Челябинск
21411

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
11 лет
Сынок
6 лет
Бостон
Согласна!

Где бы мне найти такое рисование… вернее таких специалистов