Цитаты из книг Елены Макаровой «Освободите слона» и «В начале было детство»
«Мы воспитываем через искусство, а не учим детей ремеслу лепки, живописи, пения. Этому они научатся в самом процессе занятий».
***
«Дети, занятые творчеством, моментально утрачивают присущий подросткам зло-насмешливый способ критики. Из жизни и взглядов другого можно извлечь много малозаметного, но полезного. Ошибки или неудачные моменты в композиции стимулируют новые идеи. Это делает ребенка критичным, но не нетерпимым к своим и чужим попыткам. Фридл Диккер-Брандейсова (австрийская художница еврейского происхождения, преподававшая уроки рисования детям в ГЕТТО — месте массового уничтожения евреев в годы фашизма)».
***
«Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности — текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача».
***
«Мышление детей метафорично. Именно поэтому они с раннего возраста обращены к искусству: сочиняют стихи, песни, дома, дворцы. Сочинительство — их стихия».
***
«На моей ладони — желудь, ультрамариновый кусочек смальты (синяя краска), заколка для волос. Ну и что? А вот что. Если считать желудь головой, заколку — телом, кусочек смальты — шапкой, то выйдет человечек. С тремя предметами, случайно попавшими в поле зрения, можно играть до бесконечности. Они — разнофактурные, они — разной формы, они — разной породы. Сочетая их в композиции, мы увидим: желудь может быть туловищем, ножкой гриба, помпоном на шапке. Кусочек смальты — горой, крышей дома, фруктовым желе. Одно превращается в другое. Теряя функциональность, предметы становятся волшебными. Крышка от кефирной бутылки с бусиной на ней — блюдечко с яблочком, покрутишь яблочко — и узнаешь, что делается на другом конце света.
В этой игре ребенку открывается чудо — оказывается, ВСЁ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕМ, и, что ни задумаешь, можно сделать. Вылепить, нарисовать, скомбинировать из предметов, склеить, выгнуть из медной проволоки и т. д. Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир как бы сама диктует педагогу метод обучения».
***
«Дети завоевывают пространство, домик за домиком, глядишь — улица, улица города, а где город? Улица обрастает светофорами, переходами, уже мало кубиков, мало деталей «конструктора», в ход идёт домашняя утварь: ложка — фонарь, солонка — урна и т. д. и т. п. Разносортная фактура не препятствие».
***
«Неважно, что это за предмет — дом, цирк, Человек-Туча, мальчик с пальчик или гора Олимп. Важна атмосфера, в которую мы погружаемся с помощью данного предмета. Им может быть ключ от заводной игрушки (тогда всё, что мы лепим, станет заводным и будет заводиться этим ключом), пуговица, тряпка…»
***
«Учительница [….] учит малышей сидеть, не шевелясь, по сорок минут, отвечать на вопрос «по поднятию руки» и прочим дисциплинарным премудростям. Родители это приветствуют. Осуществляется их мечта — приучение детей к порядку. Что за этим последует, как скажется рабское это послушание потом, никого не волнует. Нужно, чтобы дети «слушались».
Ань, а ты думаешь дочу в школу отдавать?
Я бы не сказала, что шаблоны это плохо. На основе старых сказок, она видоизменяет, придумывает новые сюжеты сказок. Из всего сделают игру, даже если игрушек нет, они найдут.
Волосы длинные хотели, колготки начали одевать или штаны)
Просто поражаюсь детям и завидую.
Я им не помогаю в играх, они все сами, но включаю мультики, читаю книги изредка(((
Да, очень сложный вопрос(( пока что говорю на развивашках, что результат не нужен, главное, чтобы ниавилось ребенку и все. В итоге старшая ложку и ручку держит неправильно, межзубный сигматизм и не говорит «р»(((
Младшая вообще плохо говорит(((
Даже не знаю, что делать.
А пробелы — это проблемы с речью и захватом? Или ещё что-то есть? Насчёт захвата — может, мелкой моторикой побольше позаниматься? Считается самый лучший возраст для развития мелкой моторики — как раз, начиная с 3-4 лет, раньше — лучше не настаивать, особенно если у ребёнка нет желания.
А что касается речи… Понимаете, тут же речь не о том, чтобы вообще не заниматься с ребёнком. А о том, чтобы заниматься, учитывая естественные этапы развития мозга — то есть, делать упор не на левое полушарие (как сейчас модно в «развивашках» и всяких пособиях для мам по «развитию» детей), а именно на правое, тогда будет развиваться гармонично одновременно и левое, и правое.
А логопед-то что говорит? Мне кажется, в Вашем возрасте легко всё исправить, главное не запускать и всё.
А, ну хорошо, что пояснили...
Педагогов от Бога-единицы