О сути детского творчества и о мире детской фантазии

Цитаты из книг Елены Макаровой «Освободите слона» и «В начале было детство»

«Мы воспитываем через искусство, а не учим детей ремеслу лепки, живописи, пения. Этому они научатся в самом процессе занятий».

***

«Дети, занятые творчеством, моментально утрачивают присущий подросткам зло-насмешливый способ критики. Из жизни и взглядов другого можно извлечь много малозаметного, но полезного. Ошибки или неудачные моменты в композиции стимулируют новые идеи. Это делает ребенка критичным, но не нетерпимым к своим и чужим попыткам. Фридл Диккер-Брандейсова (австрийская художница еврейского происхождения, преподававшая уроки рисования детям в ГЕТТО — месте массового уничтожения евреев в годы фашизма)».

***

«Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности — текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача».

***

«Мышление детей метафорично. Именно поэтому они с раннего возраста обращены к искусству: сочиняют стихи, песни, дома, дворцы. Сочинительство — их стихия».

***

«На моей ладони — желудь, ультрамариновый кусочек смальты (синяя краска), заколка для волос. Ну и что? А вот что. Если считать желудь головой, заколку — телом, кусочек смальты — шапкой, то выйдет человечек. С тремя предметами, случайно попавшими в поле зрения, можно играть до бесконечности. Они — разнофактурные, они — разной формы, они — разной породы. Сочетая их в композиции, мы увидим: желудь может быть туловищем, ножкой гриба, помпоном на шапке. Кусочек смальты — горой, крышей дома, фруктовым желе. Одно превращается в другое. Теряя функциональность, предметы становятся волшебными. Крышка от кефирной бутылки с бусиной на ней — блюдечко с яблочком, покрутишь яблочко — и узнаешь, что делается на другом конце света.

В этой игре ребенку открывается чудо — оказывается, ВСЁ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕМ, и, что ни задумаешь, можно сделать. Вылепить, нарисовать, скомбинировать из предметов, склеить, выгнуть из медной проволоки и т. д. Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир как бы сама диктует педагогу метод обучения».

***

«Дети завоевывают пространство, домик за домиком, глядишь — улица, улица города, а где город? Улица обрастает светофорами, переходами, уже мало кубиков, мало деталей «конструктора», в ход идёт домашняя утварь: ложка — фонарь, солонка — урна и т. д. и т. п. Разносортная фактура не препятствие».

***

«Неважно, что это за предмет — дом, цирк, Человек-Туча, мальчик с пальчик или гора Олимп. Важна атмосфера, в которую мы погружаемся с помощью данного предмета. Им может быть ключ от заводной игрушки (тогда всё, что мы лепим, станет заводным и будет заводиться этим ключом), пуговица, тряпка…»

***

«Учительница [….] учит малышей сидеть, не шевелясь, по сорок минут, отвечать на вопрос «по поднятию руки» и прочим дисциплинарным премудростям. Родители это приветствуют. Осуществляется их мечта — приучение детей к порядку. Что за этим последует, как скажется рабское это послушание потом, никого не волнует. Нужно, чтобы дети «слушались».


Анна
Анна
Челябинск
110373

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Инна
Инна
Ростов-на-Дону

Ань, а ты думаешь дочу в школу отдавать?

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
В идеале, конечно, не хотела бы))) но так как это трудноосуществимо по ряду причин, то, скорее всего, да… изучаю тему семейного образования пока, там посмотрим, в жизни всё меняется, загадывать нельзя
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
А ты?
Пожаловаться
Инна
Инна
Ростов-на-Дону
Анна 
я не углублялась пока, но скорей всего в школу пойдем
Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
11 лет
Сынок
6 лет
Бостон
То есть последнего
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Сложный вопрос, я сама сейчас нахожусь в стадии только обдумывания этого всего… пока вижу свою задачу в том, чтобы не подавить развитие творческого мышления у ребёнка и естественный познавательский интерес уже сейчас, собственными руками) потому как слишком велико сейчас влияние модной тенденции «развитие ребёнка с пелёнок», что на самом деле развитием не является… мне нравится подход Марины Озеровой к детскому развитию, потихоньку изучаю.
Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
11 лет
Сынок
6 лет
Бостон
Анна 
Я вообще не занималась с детьми(( просто не умею, сами всему научились. Хотя пробелов много. Лучше всего у них получается сюжетно-ролевая игра, сами персонажей придумывают и играют, когда по одному, когда вместе. Придумывают сказки, сами учат англ песни, песни из холодного сердца.

Я бы не сказала, что шаблоны это плохо. На основе старых сказок, она видоизменяет, придумывает новые сюжеты сказок. Из всего сделают игру, даже если игрушек нет, они найдут.

Волосы длинные хотели, колготки начали одевать или штаны)

Просто поражаюсь детям и завидую.

Я им не помогаю в играх, они все сами, но включаю мультики, читаю книги изредка(((

Да, очень сложный вопрос(( пока что говорю на развивашках, что результат не нужен, главное, чтобы ниавилось ребенку и все. В итоге старшая ложку и ручку держит неправильно, межзубный сигматизм и не говорит «р»(((

Младшая вообще плохо говорит(((

Даже не знаю, что делать.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Радость 
Отличные успехи в творческом развитии у девочек, на мой взгляд)))
А пробелы — это проблемы с речью и захватом? Или ещё что-то есть? Насчёт захвата — может, мелкой моторикой побольше позаниматься? Считается самый лучший возраст для развития мелкой моторики — как раз, начиная с 3-4 лет, раньше — лучше не настаивать, особенно если у ребёнка нет желания.
А что касается речи… Понимаете, тут же речь не о том, чтобы вообще не заниматься с ребёнком. А о том, чтобы заниматься, учитывая естественные этапы развития мозга — то есть, делать упор не на левое полушарие (как сейчас модно в «развивашках» и всяких пособиях для мам по «развитию» детей), а именно на правое, тогда будет развиваться гармонично одновременно и левое, и правое.
А логопед-то что говорит? Мне кажется, в Вашем возрасте легко всё исправить, главное не запускать и всё.
Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
11 лет
Сынок
6 лет
Бостон
Анна 
По-разному, логопеды говорят, одни сказали можно подождать до 5 лет… другие надо сейчас..

А, ну хорошо, что пояснили...

Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
11 лет
Сынок
6 лет
Бостон
Насчет первого абзаца, и что делать?

Педагогов от Бога-единицы