О навязывании шаблонов в детском творчестве и несвоевременном обучении мастерству

Цитаты из книг Елены Макаровой «Освободите слона» и «В начале было детство»

«Мы хотим воспитать творца, а учим его воспроизво­дить шаблоны — пусть даже великие. Хотим, чтобы он выражал свое неповторимое отношение к миру, а учим повторять чужое. Но ведь обучение невозможно без образцов, без передачи человеку того, что накоплено человеческой культурой за многие столетия. Как же быть? Давать ребенку только те выразительные средства, потребность в которых уже созрела в ходе предшествующего развития, отвечать на запрос, исходящий от самого ребенка. Не утопия ли это? Не знаю. Но если и утопия, она указывает верное направление поиска».

***

«Несвоевременное обучение мастерству — серьезная преграда творчеству. Дети принимают условность, но стремятся к реализму. Они — на пути к нему. То, что дети делают, выражает их сегодняшнее пространственное восприятие. Позже оно будет меняться и обретать форму. Искусственно форсировать этот процесс недопустимо. В пытку превращаются для детей занятия искусством, когда взрослые ставят целью научить ребенка неизвестно чему».

***

«…вместо пособий по лепке серьезных авторов, рассказывающих, как научить ребенка катать морковку, гораздо важнее обратиться к книгам о сущности детского мировосприятия, а значит, и творчества…»

***

«Своими руками дети спокойно творят чужое — только искуси их взрослым умением. Покажи им, как лепится колобок и рисуется домик, — и ты ловко уведёшь детей от их собственных мыслей и представлений».

***

«Почти в каждом ребенке есть зародыш конформиста: он легко и с радостью пойдет проторенным путем. Поставь его на накатанную лыжню — и ему больше никогда не захочется торить дорогу в заснеженном лесу. Именно это мы и делаем в сегодняшней педагогике. Нам не нужны первопроходцы».

***

«Самостоятельно освоенное — прочное и перспективное. Чужое, навязанное быстро улетучивается из памяти. Сколько меня учили в школе вырезать из бумаги китайские фонарики и гирлянды — ни за что не вспомню, как это делается. Нет памяти рук. Что руки постигают сами, то уже помнят на всю жизнь».

***

«Детям в первую очередь нужен личный, собственный опыт миротворчества, а вовсе не заимствованные знания. Глядя на игрушечного мишку, они не смогут изобразить «медведя в движении». Мы толкаем их на путь лжи. Настоящий медведь, увиденный в зоопарке, тоже не может быть «наглядным пособием» по рисованию. Впечатление — единственный импульс, который побуждает к творчеству, а вовсе не «осмотр объекта».

***

«Начальные школы ослабляют душевные силы детей, заставляя их наполнять свою память чужими суждениями, часто непонятными для бедных крошек. Ничто не побуждает их к самостоятельному мышлению, и это-то и есть настоящее зло, порождающее самые грустные последствия».

***

«По Далю, «творить» — давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это — деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Сознательное торможение этого процесса ведет не только к понижению уровня интеллектуальных способностей. Подавление творческого начала вызывает в детях агрессию. Творческая деятельность высвобождает созидательную энергию, нетворческая — разрушительную».

***

«Попытка «через готовые упрощения приблизить детей к природе и творчеству» приводит к тому, что ребенок утрачивает самое ценное — самостоятельность. Мы за него решаем, как ему жить, что ему делать, по какой дороге идти. Мы расчищаем завалы, вырубаем леса, прокладываем мосты и велим двигаться по уготовленному пути. Привычка к указаниям приходит быстро и незаметно. Расплата же за несвободу — рабское мышление. Оно очень привлекательно для тех, кто знает, как надо. Фридл об этом говорит просто: «Слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности». Именно поэтому так настойчиво проводит Фридл мысль о том, что собственный уникальный опыт каждого ребёнка в детстве является, по сути, единственной отправной точкой для творческого поиска и претворения».

«…Учитель, воспитатель должен придерживаться самой большой сдержанности в оказании влияния на ученика. Даже тот учитель, кто обладает вкусом и художественными задатками, может закрепить ребенка в его эффектном, но примитивном способе рисования, может привить ему преждевременный «академизм»...

…Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. Следуя им, он немедленно получает результат, и верит, что благодаря средствам, полученным от учителя в готовом виде, сможет выиграть в том соревновании, что навязано ему извне. Таким образом, ребёнок отторгается от своих собственных задач. На этом пути он сначала теряет личные средства выражения, адекватные его жизненному опыту, а затем и сам этот опыт. Фридл Диккер-Брандейсова — австрийская художница еврейского происхождения, преподававшая уроки рисования детям в ГЕТТО (месте массового уничтожения евреев в годы фашизма)».

***

«Детское сознание гибко, мобильно. Опасно злоупотреблять этим качеством, требуя от детей работы на публику. Мы, взрослые, в лучшем случае получим механическое, внешнее знание, в худшем — воспитаем показушников, людей с двойной моралью, а значит — без морали».


Анна
Анна
Челябинск
47498

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юляшка
Юляшка
Степан
21 год
Антошка
11 лет
Уфа
В детских садах оисуют строго по образцу. А потом в школьном возрасте обнаруживают, что у ребёнка нет фантазии в рисунке. Да он просто привык копировать чужое, а создавать своё не научился. Меня всегда удивляло зачем учить детей создавать копии.
Пожаловаться
Юляшка
Юляшка
Степан
21 год
Антошка
11 лет
Уфа
Рисуют.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Батуми
Наверное, показать, как рисуется-делается можно, только навязывать не надо.
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Смотря, какой возраст у ребёнка. В дошкольном возрасте лучше вообще не показывать как рисуется какой-то конкретный предмет, лучше показывать разнообразные техники и способы рисования
Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
11 лет
Сынок
6 лет
Бостон
Согласна. Как жить вообще) пусть дома сидят
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
По крайней мере, посещение всяких «развивающих» кружков и детского сада с целью развития — уж точно не вариант в этом плане)
Пожаловаться
Радость
Радость
Малышка
11 лет
Сынок
6 лет
Бостон
Анна 
У нас нет цели развить, главное, общение со сверсниками) всему научится, главное, чтобы желание было.

и мне пойти учится или работать на любимой работе.