Цитаты из книг Елены Макаровой «Освободите слона» и «В начале было детство»
«Мы хотим воспитать творца, а учим его воспроизводить шаблоны — пусть даже великие. Хотим, чтобы он выражал свое неповторимое отношение к миру, а учим повторять чужое. Но ведь обучение невозможно без образцов, без передачи человеку того, что накоплено человеческой культурой за многие столетия. Как же быть? Давать ребенку только те выразительные средства, потребность в которых уже созрела в ходе предшествующего развития, отвечать на запрос, исходящий от самого ребенка. Не утопия ли это? Не знаю. Но если и утопия, она указывает верное направление поиска».
***
«Несвоевременное обучение мастерству — серьезная преграда творчеству. Дети принимают условность, но стремятся к реализму. Они — на пути к нему. То, что дети делают, выражает их сегодняшнее пространственное восприятие. Позже оно будет меняться и обретать форму. Искусственно форсировать этот процесс недопустимо. В пытку превращаются для детей занятия искусством, когда взрослые ставят целью научить ребенка неизвестно чему».
***
«…вместо пособий по лепке серьезных авторов, рассказывающих, как научить ребенка катать морковку, гораздо важнее обратиться к книгам о сущности детского мировосприятия, а значит, и творчества…»
***
«Своими руками дети спокойно творят чужое — только искуси их взрослым умением. Покажи им, как лепится колобок и рисуется домик, — и ты ловко уведёшь детей от их собственных мыслей и представлений».
***
«Почти в каждом ребенке есть зародыш конформиста: он легко и с радостью пойдет проторенным путем. Поставь его на накатанную лыжню — и ему больше никогда не захочется торить дорогу в заснеженном лесу. Именно это мы и делаем в сегодняшней педагогике. Нам не нужны первопроходцы».
***
«Самостоятельно освоенное — прочное и перспективное. Чужое, навязанное быстро улетучивается из памяти. Сколько меня учили в школе вырезать из бумаги китайские фонарики и гирлянды — ни за что не вспомню, как это делается. Нет памяти рук. Что руки постигают сами, то уже помнят на всю жизнь».
***
«Детям в первую очередь нужен личный, собственный опыт миротворчества, а вовсе не заимствованные знания. Глядя на игрушечного мишку, они не смогут изобразить «медведя в движении». Мы толкаем их на путь лжи. Настоящий медведь, увиденный в зоопарке, тоже не может быть «наглядным пособием» по рисованию. Впечатление — единственный импульс, который побуждает к творчеству, а вовсе не «осмотр объекта».
***
«Начальные школы ослабляют душевные силы детей, заставляя их наполнять свою память чужими суждениями, часто непонятными для бедных крошек. Ничто не побуждает их к самостоятельному мышлению, и это-то и есть настоящее зло, порождающее самые грустные последствия».
***
«По Далю, «творить» — давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это — деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Сознательное торможение этого процесса ведет не только к понижению уровня интеллектуальных способностей. Подавление творческого начала вызывает в детях агрессию. Творческая деятельность высвобождает созидательную энергию, нетворческая — разрушительную».
***
«Попытка «через готовые упрощения приблизить детей к природе и творчеству» приводит к тому, что ребенок утрачивает самое ценное — самостоятельность. Мы за него решаем, как ему жить, что ему делать, по какой дороге идти. Мы расчищаем завалы, вырубаем леса, прокладываем мосты и велим двигаться по уготовленному пути. Привычка к указаниям приходит быстро и незаметно. Расплата же за несвободу — рабское мышление. Оно очень привлекательно для тех, кто знает, как надо. Фридл об этом говорит просто: «Слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности». Именно поэтому так настойчиво проводит Фридл мысль о том, что собственный уникальный опыт каждого ребёнка в детстве является, по сути, единственной отправной точкой для творческого поиска и претворения».
«…Учитель, воспитатель должен придерживаться самой большой сдержанности в оказании влияния на ученика. Даже тот учитель, кто обладает вкусом и художественными задатками, может закрепить ребенка в его эффектном, но примитивном способе рисования, может привить ему преждевременный «академизм»...
…Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. Следуя им, он немедленно получает результат, и верит, что благодаря средствам, полученным от учителя в готовом виде, сможет выиграть в том соревновании, что навязано ему извне. Таким образом, ребёнок отторгается от своих собственных задач. На этом пути он сначала теряет личные средства выражения, адекватные его жизненному опыту, а затем и сам этот опыт. Фридл Диккер-Брандейсова — австрийская художница еврейского происхождения, преподававшая уроки рисования детям в ГЕТТО (месте массового уничтожения евреев в годы фашизма)».
***
«Детское сознание гибко, мобильно. Опасно злоупотреблять этим качеством, требуя от детей работы на публику. Мы, взрослые, в лучшем случае получим механическое, внешнее знание, в худшем — воспитаем показушников, людей с двойной моралью, а значит — без морали».
и мне пойти учится или работать на любимой работе.