Какова ценность стихов с т.з. развития красоты речи?

Отрывок из книги Елены Макаровой «В начале было детство»

… Отсутствие поэтической культуры скверно отражается на детях. Их речь делается убогой, расхлябанной. Дело тут не в словарном запасе, а в умении строить фразу, в сцеплении слов, рождающих образ. Точное слово — результат стиховой культуры. «Сорняки», с которыми борются учителя-словесники, могут быть искоренены не вычеркиванием их красной ручкой, не снижением оценки за стиль изложения, а введением лучших образцов поэзии в школьные программы. У нас же в начальной школе детей заставляют зазубривать такие тексты, которые способны лишь отвратить от поэзии.

Я читаю детям стихи не для того, чтобы они потом лепили из пластилина кота ученого или тридцать три богатыря оптом, а ради собственного удовольствия и, естественно, потому, что им нравится слушать. Когда делаешь это как бы бесцельно, получаешь неожиданный результат. Он — в лаконизме. После стихов дети вдруг перестают громоздить множество различных форм друг на друга. Они ищут как бы самый простой, но и выразительный способ передачи образа.

Значит, хорошие стихи способны организовать мышление ребенка, и это сразу отражается на всем что он делает. Сразу — это не значит: прочел стихи и смотришь — аккуратно ли он ест или все равно расплескивает суп вокруг тарелки. Нет, стихи накапливаются в организме, если применим такой «физиологизм» к стихам, — они насыщают память поэтическими концентрированными образами, воздействуют на развитие слуха и речи.

Я бы не заставляла детей заучивать стихи наизусть. То, что западет в душу, запомнится само собой. Зубрежка непродуктивна, как рисование с натуры гипсов и черепов, лепка копий без внутренней потребности. Механическое заучивание стихов, механическое копирование таит в себе губительную опасность для художника — он перестает творчески мыслить. Вместо «хочу» выступает «надо». Творца вытесняет ремесленник.

________________________________

От себя.
Я в детстве не любила стихи, ни учить, ни читать, ни тем более сочинять. Да и сейчас тоже самое. Мне как-то лень что ли вдумываться в глубину мысли автора, часто стихи кажутся такими непонятными… Хотя, если где-то случайно и пррчитаю в интернете — бывает, что очень цепляет. Так вот, про себя скажу, что мне достаточно сложно выразить свою мысль красиво, чётко, ёмко, лаконично… я куда-то в дебри постоянно ухожу что ли, путаюсь в мыслях, не могу четко сформулировать суть… Восхищаюсь людьми (даже тут, на сайте много таких девушек), кто умеет красиво и точно передать образ и вообще красиво выражает свои мысли.
Вот, задумалась — оказывается важны именно стихи. Хочу теперь попробовать увлечься стихами))) автору этой книги очень нравится Мандельштам. Как считаете, влияют ли стихи на развитие красоты речи? Если любите стихи, то какие?


Анна
Анна
Челябинск
016407

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Daimon Jim
Daimon Jim
Тут вот стихи смотрите для себя Найти можно легко кучу разных вариантов, может вам интересно будет
Пожаловаться
Shershellka
Shershellka
Роман
7 лет
Караганда
Мама не любит поэзию, поэтому, видимо, в детстве мне больше читали прозу. Научившись читать в 4,5, лет с 5,5 почти все сама себе читала — любви к поэзии не появилось. Лишь когда в старших классах начали изучать пьесы — тогда и стихотвопениями увлеклась. Больше всех люблю Асадова, косноязычием не страдаю
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Игорь
10 лет
Краснодар
Стихи не люблю, но Игорехе нравятся) часто сидит и сам себе рассказывает.

Я не очень понимаю, как заучивание может стимулировать мышление. Мышление это процесс преображения информации, а заучивание это механическое повторение… вот сочинение стихов, придумывание концовок, переиначивание, импровизация — это все влияет на все психические процессы сразу)так сказать, всех зайцев убивает)

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Всё правильно, не заучивание! Любовь к стихам стимулирует мышление. То есть, когда их не тупо заучиваешь, а вдумчиво читаешь или слушаешь, пытаешься уловить смысл.



Пожаловаться
xx
xx
Поэзию люблю. Особенно «серебряный век». Мандельштам не моё. ) но мне кажется В искусстве рассуждать хорошо то или иное произведение не совсем верно. Нам нравится то что находит отголосок в нашей душе. Повлияла ли поэзия на красоту моей речи, наврядли) изъясняюсь вполне обычно)
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Батуми
Я читала как-то статью, что стихи на мышлении хорошо сказываются. Поэзия — высшая форма существования языка, Бродский говорил) Хорошими стихами я прям наслаждаюсь, эстетическое удовольствие получаю. Люблю Бродского опять же, Цветаеву, Хармса, Лорку, Борхеса… Еще мой знакомый очень здорово пишет)
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Батуми
В детстве я писала стишки. Сейчас я журналист, но красиво написать не всегда быстро получается.
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Ох, кроме Цветаевой даже никого не знаюПойду почитаю этих авторов)
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург

Стихи стихам рознь. И по красоте речи, и по смысловому наполнению. Я вообще очень аккуратно стараюсь выбирать произведения для рекомендации их к прочтению юными созданиями. Школьную программу я бы основательно перетряхнула, выбросив из нее, например, Достоевского. А оставшееся подавала бы не под таким соусом, под которым подают в школе. Собственно этим я и занимаюсь со своей дочерью сейчас)) Исключать произведения из программы не получится, пока мы вынуждены сдавать экзамены в общем порядке, но смотреть на них не под «официальным» углом зрения вполне реально. Так же как и объяснить происхождение этого угла.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Достоевский чем не угодил? Депрессивный?) я только преступление у него читала. Вообще очень интересен Ваш взгляд на то, какие произведения надо давать детям, а какие нет. И какой у Вас подход к подаче произведений для чтения? Я помню, что в школе я только зубрила, зубрила, зубрила… в суть произведений особо вникать и размышлять времени не оставалорсь.
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Анна 
Мне повезло. Наша учительница по языку и литературе внаглую забирала дополнительные часы на литературу, жертвуя вверенной ей же этикой и психологией семейной жизни)) Если кто-то возмущался, получал предупреждение, что если очень хочет этику, то может прямо сейчас выступить с речью на тему, например, «Наташа Ростова и Пьер Безухов, их путь к счастливому браку»)) Так что времени на размышления у нас было побольше, а к тому же егэ еще не придумали тогда, поэтому подход в принципе был другой, чем, видимо, сейчас. К тому же Наталья Федоровна была довольно откровенна с лучшими ученицами и не считала своим долгом вбивать в наши головы мысль о непогрешимости литературных гениев)) А после мне посчастливилось учиться психоанализу — хоть и на относительно кратких курсах, но у ведущих российских спецов по этому направлению. В общем, о литературных героях и авторах произведений я с детьми говорю, прежде всего, с точки зрения практической психологии, а местами и психиатрии)) Ибо мне нужны здравомыслящие дети, которые в жизнь выйдут без ложных идеалов. Сонечка Мармеладова, надеюсь, не станет для них образчиком душевной чистоты, а вопрос «тварь я дрожащая или право имею», надеюсь, даже возникнуть в их головах не сможет.
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Рина 
Благодарю! с учительницей Вам и правда повезло, неординарная личность, судя по всему
Мне нравится Ваш подход) вообще, самой сейчас интересно переоценить школьную литературу с точки зрения сегодняшнего моего взгляда на жизнь и вообще прожитого опыта
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Анна 
Мы сейчас с дочкой Онегина проходим. Тот еще чудак на букву м был Евгений)) если трезво его оценивать
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Рина 
Пожаловаться
Кристина
Кристина
Москва
Аналогично. Стихи не люблю. Но это не мешало мне в школьные годы занимать первое место на конкурсе чтения стихов. Так тоже бывает )
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Ну читать с выражением кем-то сочинённый стих я тоже могу)) я немного о другом — о красивом построении собственных фраз, выражающих мысли