Отрывок из книги Елены Макаровой «В начале было детство»
… Отсутствие поэтической культуры скверно отражается на детях. Их речь делается убогой, расхлябанной. Дело тут не в словарном запасе, а в умении строить фразу, в сцеплении слов, рождающих образ. Точное слово — результат стиховой культуры. «Сорняки», с которыми борются учителя-словесники, могут быть искоренены не вычеркиванием их красной ручкой, не снижением оценки за стиль изложения, а введением лучших образцов поэзии в школьные программы. У нас же в начальной школе детей заставляют зазубривать такие тексты, которые способны лишь отвратить от поэзии.
Я читаю детям стихи не для того, чтобы они потом лепили из пластилина кота ученого или тридцать три богатыря оптом, а ради собственного удовольствия и, естественно, потому, что им нравится слушать. Когда делаешь это как бы бесцельно, получаешь неожиданный результат. Он — в лаконизме. После стихов дети вдруг перестают громоздить множество различных форм друг на друга. Они ищут как бы самый простой, но и выразительный способ передачи образа.
Значит, хорошие стихи способны организовать мышление ребенка, и это сразу отражается на всем что он делает. Сразу — это не значит: прочел стихи и смотришь — аккуратно ли он ест или все равно расплескивает суп вокруг тарелки. Нет, стихи накапливаются в организме, если применим такой «физиологизм» к стихам, — они насыщают память поэтическими концентрированными образами, воздействуют на развитие слуха и речи.
Я бы не заставляла детей заучивать стихи наизусть. То, что западет в душу, запомнится само собой. Зубрежка непродуктивна, как рисование с натуры гипсов и черепов, лепка копий без внутренней потребности. Механическое заучивание стихов, механическое копирование таит в себе губительную опасность для художника — он перестает творчески мыслить. Вместо «хочу» выступает «надо». Творца вытесняет ремесленник.
________________________________
От себя.
Я в детстве не любила стихи, ни учить, ни читать, ни тем более сочинять. Да и сейчас тоже самое. Мне как-то лень что ли вдумываться в глубину мысли автора, часто стихи кажутся такими непонятными… Хотя, если где-то случайно и пррчитаю в интернете — бывает, что очень цепляет. Так вот, про себя скажу, что мне достаточно сложно выразить свою мысль красиво, чётко, ёмко, лаконично… я куда-то в дебри постоянно ухожу что ли, путаюсь в мыслях, не могу четко сформулировать суть… Восхищаюсь людьми (даже тут, на сайте много таких девушек), кто умеет красиво и точно передать образ и вообще красиво выражает свои мысли.
Вот, задумалась — оказывается важны именно стихи. Хочу теперь попробовать увлечься стихами))) автору этой книги очень нравится Мандельштам. Как считаете, влияют ли стихи на развитие красоты речи? Если любите стихи, то какие?
Я не очень понимаю, как заучивание может стимулировать мышление. Мышление это процесс преображения информации, а заучивание это механическое повторение… вот сочинение стихов, придумывание концовок, переиначивание, импровизация — это все влияет на все психические процессы сразу)так сказать, всех зайцев убивает)
Стихи стихам рознь. И по красоте речи, и по смысловому наполнению. Я вообще очень аккуратно стараюсь выбирать произведения для рекомендации их к прочтению юными созданиями. Школьную программу я бы основательно перетряхнула, выбросив из нее, например, Достоевского. А оставшееся подавала бы не под таким соусом, под которым подают в школе. Собственно этим я и занимаюсь со своей дочерью сейчас)) Исключать произведения из программы не получится, пока мы вынуждены сдавать экзамены в общем порядке, но смотреть на них не под «официальным» углом зрения вполне реально. Так же как и объяснить происхождение этого угла.
Мне нравится Ваш подход) вообще, самой сейчас интересно переоценить школьную литературу с точки зрения сегодняшнего моего взгляда на жизнь и вообще прожитого опыта