Смутное время на Руси не то чтобы большая редкость – на Руси мало кого чем удивишь. Однако у каждой смуты есть свой окрас – вот что примечательно и памятно. Пора, что пришлась на 1598–1613 годы, получила официальное наименование – Смутное время. Но та, что предшествовала ей, право слово, осталась исторически безымянной только по недоразумению.
Вспомним хотя бы 1359 год. Осиротевшему наследнику престола Дмитрию, впоследствии Донскому, еще нет и десяти. Какое уж тут княжение! Но Господь не оставил своими заботами нашу землю – кормило власти удержал сильный и энергичный митрополит Алексий, опекун юного князя и фактический правитель Московского княжества. Это одна из самых ярких фигур в истории Русской церкви. Выходец из среды московского боярства, Алексий (в миру – Алфер, Елевферий Федорович Бяконт) в юные годы увлекся идеями монашества и принял постриг в московском Богоявленском монастыре. Благодаря своим незаурядным способностям и семейным связям он со временем сделался доверенным лицом митрополита Киевского Феогноста, его владимирским наместником. В 1354 году Алексий стал главой всей Русской церкви, а в 60-е годы фактически превратился в первое лицо московского боярского правительства. Духовный авторитет митрополита Алексия был крепок не только на Руси, но и распространялся далеко за ее пределами. Летом 1357 года его срочно вызвали в Орду, чтобы исцелить от слепоты знаменитую ханшу Тайдулу, вдову хана Джанибека, при котором Золотая Орда достигла наивысшего могущества. Женщина она была серьезная, и подходить к ее исцелению следовало со всей ответственностью и основательностью. По молитвам святителя Алексия Господь даровал здоровье очам Тайдулы – у ханши быстро восстановилось нормальное зрение. Чудо исцеления произошло 6 сентября, в день, когда Церковь вспоминает чудо Архангела Михаила в Хонех. В благодарность за исцеление святитель Алексий получил участок земли в московском Кремле. Значение этого подарка было огромно – на том участке располагалась ордынская конюшня, и когда ее согласно ярлыку (письменному распоряжению) Тайдулы убрали, Кремль избавился от присутствия ордынцев. С этого радостного эпизода практически и начался долгий процесс освобождения Руси от ненавистного ига. В память о тех событиях митрополит Алексий основал в Кремле обитель во имя Чуда Архистратига Михаила – Чудов монастырь. Вскоре после пожара летом 1365 года московский святитель приступил к строительству в новой обители небольшого каменного храма в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Одновременно с возведением монастыря митрополит Алексий помог городу заново отстроить его кремлевские стены. На их строительстве самоотверженно трудились зодчие, мастеровые, рабочий люд и добровольные помощники, собранные святителем для строительства Чудовой обители. Основатель монастыря позаботился и о его достатке, обогатив кремлевскую обитель «драгоценной утварью, селами, рыбными ловлями». Одним из этих монастырских сел было знаменитое Черкизово, которое Святитель выкупил у своего слуги и передал во владение Чудова монастыря, где оно и оставалось вплоть до секуляризации 1764 года. В 1378 году святитель Алексий скончался. Когда в 1483 году на территории Чудова монастыря была сооружена Алексиевская церковь, по распоряжению архимандрита Геннадия в нее были перенесены мощи основателя обители. В 1501–1503 годах древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведенный итальянскими мастерами. История Чудовой обители складывалась чрезвычайно драматично, порою подсказывая захватывающие сюжеты классической литературе. Помните диалог из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» между монахом-летописцем Пименом и иноком Григорием Отрепьевым, будущим самозванцем Лжедмитрием I, который происходит в келье Чудова монастыря? Следующая за ним краткая шестая сцена происходит в патриарших палатах и сводится к диалогу игумена Чудова монастыря и патриарха. Здесь приводятся те туманные сведения об истинном происхождении самозванца, которые были весьма туманными и для выдающегося русского историка Н.М. Карамзина и остаются столь же туманными и для современных исследователей той бурной эпохи, которую мы уже упоминали, – Смутного времени. Игумен сообщает подробности биографии Гришки Отрепьева («сосуд диавольский»), который возгласил: «… буду царем на Москве!». В уста игумена Пушкин вложил те данные, которые на момент создания «Бориса Годунова» были добыты исторической наукой, ставшие основой биографии Лжедмитрия в изложении Карамзина. Имя игумена Пушкиным не названо, но, очевидно, это был Пафнутий, который должен был прекрасно знать Отрепьева. Игумен Чудова монастыря Пафнутий впоследствии активно участвовал в событиях Смуты и был сторонником боярского рода Романовых, из которого вышел первый русский государь этой династии – Михаил Федорович Романов. Игумен сообщал, что Григорий был из рода Отрепьевых, в миру его звали Юрием, или Юшкой, из Галича, «смолоду постригся неведомо где», жил в Суздале в Спасо-Евфимиевском монастыре, однако и оттуда ушел, «шатался по разным обителям», наконец прибился к «чудовской братии», а он «отдал его под начал отцу Пимену». Гришка «весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым». А теперь он «убежал». В 1612 году Чудов монастырь стал местом последних земных испытаний и кончины патриарха Гермогена, почитаемого Церковью как священномученик Ермоген. Двумя годами раньше в результате боярского заговора к власти приходит Семибоярщина – совет из семи бояр, признавший русским царем польского королевича Владислава. В Москву вошли польско-литовские войска. В декабре 1610 – январе 1611 года патриарх Гермоген принялся рассылать грамоты в города и земли Московского царства, «разрешая» (освобождая) в них от присяги королевичу Владиславу и призывая собрать полки, прийти к Москве, изгнать из столицы иноверцев и иноплеменников. Послания патриарха сыграли роль дрожжей, добавленных в тесто. Началось брожение. Из этого народного брожения, первоначально мутного и беспорядочного, выросло великое подвижническое дело земского ополчения. Именно оно в конечном итоге и сыграло решающую роль в освобождении Руси от польских захватчиков. Поляки и их приспешники из московских бояр арестовали Гермогена. Сначала они отправили его на Патриарший двор, где содержали под стражей. Однако у Святителя нашелся сильный защитник. Прокофий Ляпунов, рязанский воевода и верховодец поднимающегося земского движения, прислал в Москву требование облегчить участь первоиерарха. Положение Гермогена несколько улучшилось, и он с удвоенной энергией начал писать свои послания русским патриотам. Для поляков он превратился в злейшего врага – в нем они видели вдохновителя русского сопротивления. Вскоре его перевели с Патриаршего двора на кремлевское подворье Кирилло-Белозерского монастыря, что возле Фроловских ворот, при древней Афанасьевской обители. Но и там Гермоген продолжает писать свои призывы. Подземелье Чудова монастыря стало последним пристанищем Гермогена. Поляки спускали ему на веревке пищу и воду – через окно. 17 февраля 1612 года патриарх Гермоген скончался от голода и общего физического истощения. Спустя сорок лет его останки, по повелению Патриарха Московского Никона, были перенесены в Большой Успенский собор. Прославление патриарха Гермогена в лике святых русской Церкви произошло в период празднования 300-летия Дома Романовых – 12 (25) мая 1913 года. На докладе Синода по делу о канонизации Святителя император Николай II начертал резолюцию: «Прочел с чувством истинной радости». Чудов монастырь любили и члены царствующей династии. В храме святителя Алексия, посвященном основателю обители, отпевали великого князя Сергея Александровича, которого убил бомбой эсер Каляев. Террористы – социал-революционеры уничтожили одну из ключевых фигур Императорского дома Романовых, имевшую огромное влияние на своего племянника императора Николая II. Панихиду совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир в сослужении двух епископов и многочисленного духовенства. После отпевания дубовый гроб с серебряными государственными гербами по бокам перенесли в храм святого апостола Андрея Первозванного, также находящийся на территории Чудова монастыря. Там прах великого князя покоился до сооружения в монастыре специального храма-усыпальницы в честь преподобного Сергия Радонежского – небесного покровителя Сергея Александровича. В этой церкви он и был погребен. «Она устроена под высоким, синим с золотыми и разноцветными звездами сводом, склон которого начинается немного выше… мраморного пола. Иконостас весь из чисто-белого мрамора исполнен по рисункам Павла Жуковского в византийском стиле… По стенам тянется кайма синего цвета по золоту, с белыми и малиновыми обрамленьями. В северной стене полукруглая выемка под пологим золотым мозаичным полусводом. Под ним приготовлена могила Сергею… Эта церковь бесподобно хороша, в ней таинственно-укромно. Освящение ее состоялось рано утром перед нашим приездом», – записал в дневнике великий князь Константин Константинович Романов (поэт К.Р.), участник тех печальных событий. Вполне естественно, что Чудов мо- настырь, где умер священномученик Гермоген, патриарх и активный сторонник воцарения Романовых на российском престоле, где обрел последнее пристанище великий князь Сергей Александрович Романов, – этот монастырь не мог не вызывать лютой ненависти у большевиков, для которых он был олицетворением старой России. В декабре 1929 года Чудов монастырь был уничтожен, чтобы на его месте стало здание Президиума Верховного Совета (проект И. Рерберга). Мощи святителя Алексия поместили в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I благословил перенести их в Елоховский кафедральный собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею. В финале нашего повествования остается добавить, что единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из церковных памятников, разрушенных большевиками, до революции находился в Кремле на Ивановской площади – теперь на его месте мостовая перед Успенской колокольней и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой». Но не случайно наша рубрика называется «Ничто не проходит бесследно». Президент страны В.В. Путин распорядился восстановить в Кремле Воскресенский и Чудов монастыри. Будут проведены предварительные раскопки, после чего начнется возрождение обителей.
Вид Чудова Монастыря. Фото ХIХ века.
Чудов Монастырь и как его разрушали.
надеюсь он будет такой же красивый как и прежде!
Дай то Бог!