Счастье возможно!

«Как можно верить в доброго Бога, если рождаются дети-инвалиды? За что они страдают?»
«Зачем их лечат, разве не гуманнее было бы дать им умереть?»
«Почему она не сделала аборт, ведь врачи ее предупреждали!»
«Вот и будет теперь всю жизнь мучиться».
Как часто мы это слышим… Но есть и другой взгляд, другое отношение к этому — очень трудному на самом деле — испытанию: рождению ребенка-инвалида.

Автор этих заметок журналист Ирина Кислина пишет о том, что пережила сама, что прошло через ее жизнь, через ее сердце. И сделало ее другой…

— У вас не очень хорошие результаты скриннинга, идите к генетикам, и, наверно, беременность надо прерывать. Срок пока не очень большой, время есть…

Эту страшную фразу слышали многие женщины. Мой опыт показывает, что от такого поворота в разговоре не спасает даже обращение в платные клинки, хотя, казалось бы, там должны работать как-то по-другому.

Пренатальный скриннинг показывает вероятность пяти хромосомных заболеваний у ребенка. Само это исследование очень недостоверное, его результаты зависят от множества факторов, да и показывает всего лишь вероятность. Это не диагноз, это предположение.

«Не очень большой срок» варьирует: скриннингов в России делают два, второй из них приходится ровно на половину беременности. Получается, что врачи могут отправить на аборт женщину, которая уже прожила с осознанием своего будущего материнства около четырех месяцев и уже чувствует шевеления ребенка…

Какой-то абсолютно бесчеловечный подход. По отношению ко всем: и к матери, и к ребенку. И ради чего? Какая великая цель оправдывает подобные средства?

Ответ обычно заключается в том, что «особым детям» жить в нашем обществе сложно, что родителям таких детей еще сложнее, а кто будет заботиться о ребенке или о взрослом инвалиде, когда родителей не станет?

Обо всем этом рассуждают весьма серьезно и со знанием дела — и врачи, и близкие беременной женщины; но — только на основании некоей вероятности. Вероятности того, что у ребенка могут быть какие-то отклонения.

Общество панически боится людей, которые отличаются. О детях с неидеальным здоровьем, родившихся в знакомых семьях, говорят зачастую шепотом как о страшной трагедии. На родительских форумах в Интернете возникают ожесточенные споры о том, возможно ли в детских садах совместное воспитание — «особых» и «обычных» детей.

Людям с какими-то особенностями и в самом деле очень сложно жить в российской действительности. Общественный транспорт не приспособлен для въезда в него инвалидных колясок, далеко не у всех подъездов есть пандусы, не каждый готов прийти на помощь слепому или слепоглухому человеку, во многих случаях отношение окружающих к инвалиду можно определить как стыдливо-боязливое.

Однако в последнее время о людях с особенностями стали говорить. Говорить спокойно и без надрыва. Хотя в качестве оптимистического примера чаще приводятся люди, живущие за рубежом.

Помню, года два назад мне попалась на глаза статья о человеке с синдромом Дауна, который смог окончить университет. Осторожный оптимизм появляется: не так, наверное, это и страшно, как представлялось всю жизнь, раз эти люди могут даже высшее образование получать.

А потом вспоминаешь, что на твоем курсе училась девушка с ДЦП. Она передвигалась на инвалидной коляске, и как же сложно ей было приезжать на занятия! Добраться до университета — целое путешествие, в одиночку его совершить практически невозможно. При синдроме Дауна какая-то степень умственной отсталости бывает всегда, а у девушки с ДЦП ничего такого и в помине не было, но то, что она сумела окончить университет, представляется ничуть не меньшим чудом. Когда она получала красный диплом, весь наш выпуск аплодировал стоя. Но при этом было понятно — доступны такие подвиги единицам…

Рождение «особого ребенка» — это всегда испытание для отношений. Для отношений между родителями ребенка, для родственных отношений, для дружбы. Помню, как позвонила подруге, чтобы поздравить ее с днем рождения — недели через три после того, как у меня родился ребенок с особенностями развития. В тот момент у нас не было никакого диагноза, была только неопределенность. Неизвестно даже было, насколько все серьезно. В ответ на мое предложение встретиться подруга сказала прямо, что не очень этого хочет: боится грустных новостей. А когда ребенок скончался, одна родственница утешала меня таким образом: хорошо, дескать, что все кончилось, а то ведь муж бы ушел, они всегда уходят из семей с такими детьми.

Мужья, и правда, разговор особый. Психологи говорят о том, что для мужчины очень важно видеть в ребенке будущее. А в «особом ребенке» это будущее не всегда можно разглядеть. Для мужчины «пережить эту проблему» часто означает просто откреститься, забыть, сбежать…

Да, все очень сложно… и практически невозможно в нашей стране — обеспечить ребенку-инвалиду такую жизнь, чтобы он чувствовал себя полноценным членом общества. По крайней мере, для семей со средним достатком. Конечно, когда читаешь, что у известной актрисы родился ребенок с синдромом Дауна, понимаешь, что у нее совсем другие возможности для его реабилитации.

Но вот что удивительно… Когда сталкиваешься с семьями, которые растят «особых детей», зачастую видишь не отчаяние, а свет в глазах. Не досаду на то, что вот так случилось, а искреннюю благодарность Богу. Практически все родители повторяют странные, на первый взгляд, слова о том, что дети им дали больше, чем они детям.

Это действительно так, хотя мой опыт «особого» материнства был очень коротким — всего три с половиной месяца. Но даже за это время я многое узнала о себе, об окружающих меня людях и о мире. И сын мне дал бесконечно больше, чем я ему. Что же говорить о тех родителях, которым отведено больше времени со своими «особыми детьми»?

О таком опыте можно прочитать в книге «Письма из Коврова». Автор, Марина Иванова — обычная учительница музыки из небольшого городка во Владимирской области. В книге собраны ее дневники и письма о жизни ее семьи. Семьи, в которой растет ребенок с синдромом Ретта. Эта болезнь не диагностируется в течение беременности. Ее диагностируют ближе к трем годам, когда становится очевидно, что у ребенка начался стремительный регресс. Дети перестают говорить, хотя вроде бы уже говорили. Начинают бояться ходить, хотя незадолго до этого с прямохождением не было особых проблем.

Мне кажется, это действительно очень полезная книга для российского читателя. Она рассказывает о том, как живется совершенно обычной семье с «особым ребенком» в провинции.

Марина Иванова — человек, конечно, талантливый и творческий. Часто в ее записях встречаются стихи, она делится своими впечатлениями о прочитанных книгах. Но главный талант автора в другом. Ей удалось разглядеть в своей дочери Маше не обузу, а человека. Человека, которому нужна особая забота. Она действительно любит свою дочь, и нет никаких сомнений в том, что вся семья Машу тоже любит.

На страницах книги нет бодрых рассказов о том, как все легко. Нет, автор, кажется, очень искренне пишет о трудностях и моментах, когда буквально опускаются руки. Но любовь побеждает уныние. Любовь и труд. Марина очень подробно рассказывает о занятиях, которые она придумала для дочки, о том, как они помогают Маше.

Более того, эта мама не только занимается со своим ребенком, но и пытается организовать занятия для других особых детей. Для нее важен каждый ребенок! Не диагноз, а именно личность. Марина подробно описывает особенности поведения и характера каждого из своих подопечных, рассказывает о том, как они общаются друг с другом и старшими. Она их не боится. Не боится необычного внешнего вида, пугающего поведения. Ее не останавливает то, что взаимопонимание с этими детьми возникает далеко не сразу.

«Что-то понять можно только через свою боль или свои проблемы, — пишет автор. — Пока нет ни того, ни другого, человек счастлив, и соль жизни ему неизвестна. Ему вообще ничего неизвестно, кроме природных рефлексов. Достоевского он будет клясть только за то, что тот описывает совершенно чуждую для него жизнь души. Стоит случиться горю, и начинается обучение, и первое понимание, что к чему. Совершенно не для счастья рожден человек, а лишь для узнавания себя, мира и своего достойного места в этом мире…

Если человек с детства ориентирован на познание себя и мира, а не на счастье, то он собирает настоящие подарки, которые приносят ему настоящую радость… Любовь — это узнавание другого человека. Узнавание, не имеющее границ».

Это и правда очень важно. Важно не пугаться настоящих проблем, не отчаиваться и несмотря ни на что — жить. Не существовать, а именно жить — интересоваться другими людьми, миром и, конечно, самим собой. Тогда будет счастье. И для ребенка, и для его взрослых.

Газета «Православная вера» №2 (502)

Ирина Кислина


Людмила
426559

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Оля Василькова

Пожаловаться
Людмила
Оля Василькова 
Пожаловаться
Елена Трроянская

Люда, спаси вас Господь и помоги!

Пожаловаться
Людмила
Елена Трроянская 

И Вам, Елена, Благословений!

Пожаловаться
Мария

больше всего не люблю, когда говорят «почему она аборт не сделала»

у нас у батюшки 9 детей, а 8 родился СД(сейчас 2 года). одна прихожанка очень его полюбила, как только матушка приходила, то она грудничка еще сразу брала няньчить, вот именно его, хоть деток много. сами родители о диагнозе молчали, но диагноз ведь на лицо. я думала, что она так относится к ребенку потому, что ребенок инвалид. сама прихожанка работала в собесе и моя кума у нее подчиненная. и вот однажды та начала плакать потому, что ей попали документы семьи священника и она увидела диагноз.Оказывается она даже не замечала диагноза, а вот просто полюбила именно его.

Люда, вот в комментариях прочитала, что у тебя ребенок- инвалид. я не знала(((Может нужна какая помощь? я имею ввиду духовную помощь

Пожаловаться
Людмила
Мария 
Даже не знаю Маша… Наверное нужна. Да нужна, конечно. Вот очень хотелось бы по Святым местам поездить и поговорить с Духовным человеком, Старцем. Но нет пока возможности осуществить. Милостью Божией все управится, думаю

Спаси Господи, за доброе расположение!

Пожаловаться
Наталия

да, наше постсоветское пространство заточено на ненужность неидеальных по здоровью людей. Обратная сторона фашизма. Это наверное выводить как с евремями — сорок лет по пустыне, пока не сменится поколение....

Пожаловаться
Людмила
Наталия 
Видимо… нут многое выводить надо…
Пожаловаться
Наталия
Людмила 
Пожаловаться
Светлана

ох какая тема! я видела родителей детей инвалидов. и мне не довелось встретить таких которые приняли и изменились и эта ситуация стала для низ нулевым рубежом (как в другом твоем посте мама писала...). видела родителей которым полегче так как и их психика по выносливее и помощники есть и тех, кого эта ситуация сломала, искорежила. нет, многие продолжают жить и тянуть лямку… но очевидно что живут со скрипом и тянут из последних сил и счастья в глазах нет. Только усталость...

Пожаловаться
Людмила
Светлана 
Я мать инвалида. Тянуть лямку? Может быть… Помощников нет. Более того многие отвернулись потому, что родила «урода». Я стараюсь радоваться тому, что есть. Каждой мелочи, каждому дню. Это возможно только с Божией помощью. За что Его и благодарю
Пожаловаться
Светлана
Людмила 

Я думала, что же в твоей жизни случилось, что в тебе столько мудрости и любви. Ты смогла начать жить в новой реальности? Ты сильный человек! Низкий поклон!

Пожаловаться
Людмила
Светлана 
Не за что кланяться, Света… Стараюсь как могу. С Божией Помощью, конечно. Сама бы не справилась никогда.
Пожаловаться
Светлана
Людмила 
Пожаловаться
Людмила
Светлана 
Пожаловаться
Юлия

Очень хорошая и правильная статья, спасибо, Люба! почитаю пост с рассказами ещё, найду силы…
По поводу мужей хотела сказать ещё. Когда у племянника мужа обнаружили тяжелое генетич.заболевание, она сказала мужу, что поймёт и примет если он не сможет и захочет уйти… хотя я бы такое не поняла… слава Богу, он настоящий мужчина и конечно же их не бросил!

Пожаловаться
Юлия

С телефона не видно что пишу — мама ребенка сказала мужу своему

Пожаловаться
Людмила
Юлия 
Слава Богу!
Пожаловаться
Тотоша

все правда.

я искренне удивляюсь, кода нас жалеют. мы счастливы, слава Богу за все!!

конечно бывают и срывы, и слезы, но они и у родителей здоровых бывают.

нет боли, нет надрыва..

Пожаловаться
Людмила
Тотоша 
Пожаловаться
КатеринкаМамаДимки

Спасибо) но все равно немного не то… я о детях с тяжелыми болезнями, болями и тд… хотя и о дцпшечках тоже…

Пожаловаться
Людмила
КатеринкаМамаДимки 
Я понимаю. Это не ответ на Ваш запрос. Просто мне статья понравилась. Я и опубликовала, т.к. друзей у меня достаточно и это может быть кому-то интересным.

Ваш требуется статья другого плана.

Пожаловаться
КатеринкаМамаДимки
Людмила 
все равно спасибо!
Пожаловаться
Людмила
КатеринкаМамаДимки 
Во Славу Божию!
Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
НаталиНКа

да