1,5 месяца
Первое гуление (агу).
3 месяца
Протяжные звуки при гулении.Впервые засмеялась в голос в ответ на папино тисканье.
4,5 месяца
Первые слоги (га, пу, бу, ву, бва-бва, муа-муа, па)
5 месяцев
Когда хочет кушать, зовёт меня «ма-муаааа».
Гулит сама с собой, разделяя слоги, или мелодично и протяжно пищит («поёт»), переходя на лепетВнимательно вслушивается в речь взрослых, перестаёт хныкать, когда с ней заговаривают.
6 месяцев
Слог ма-ба, звук брр
7 месяцев
Первое слово «папа» (видит его и ползёт к нему со словом «папа»)
8 месяцев
Повторяет около 30-ти разных звуков и двойных слогов (па-па, ма-ма, ба-ба, ба-па, дя-дя, да-да, и-да, та-та, да-та, дай-дай, ту-ту, тю-тю, тё-тё, тя-тя, птю-птю, ке-ке, кхе-кхе, а-то, о-тё, э-хе, е-ге, у-дю, у-ду, я-гя, аммэ-мме, мам, брр, э, кх, пч, ч).
Цокает язычком, пробует произносить звуки шёпотом.
Второе слово «кхе» (кошка)
9 месяцев
4 новых слога (не-не-не, бде-бде, вде-вде, пте-пте)2 новых слова: «ми-ня» (плюшевый мишка), «мама» (просит грудь)
11 месяцев
4 новых слога (ня-ня, ме-ме, уви-уви, а-вар-вар-вар)4 новых слова: «ва-ва» (вата), «ням-ням» (мамино молоко, кушать), «тёп-тёп» (ходить),«ойх» (что-то упало)
1 год
8 новых слогов (тяп-тяп, ко-ко, ка-ка-ка, кап-кап-кап, как, ви-ви, пе-пе)
3 новых слова: «ва-ва» или «ве-ве» (волосы), «а-та-та» (картины на стене (красота),«баба»
Всего 11 слов
1 год 1 месяц
3 новых слога (дгарль-дгарль, ларль-ларль, ам).Объединяет слоги (пап-ка, поп-ка, ва-та).3 новых слова: «это», «папка», «попка»
Всего 14 слов
Понимает просьбу «возьми и принеси/положи туда»
1 год 2 месяца
2 новых слога (гадь-гадь, кать-кадяяя)
10 новых слов: «би-би» (машина), «кака», «кать-кать» (тик-так, часы), «ки» (киса), «пить», «зайка», «домой», «майнана» (маленький), «Аня», «дядя»). Первое сложное слово из 3-х слогов — ягода.Всего 24 слова.Называет предметы на картинках в книжке.Подражая мне, ритмично «рассказывает» стихи с выражением, с паузами, с разной интонацией, только вместо слов «тя-тя-тя».
1 год 3 месяцев
12 новых слов «один», «багука» (подушка), «тапа» (тапок), «иди-иди», «апа» (лампа), «ай», «очки», «ба-бах», «пси» (апчи), «вя-вя-вя» (овечка), «няганяй» (догоняй), «пись-пись».
Всего 36 слов.Жест «разводит ручками» (где?)
«Рассказывает» истории с выражением и паузами, с разной интонацией.
Показывает по просьбе в книжках на картинке разные предметы.Продолжает стишок про гусей (га-га-га, да-да-да, не-не-не )Понимает просьбу «отнеси это маме/папе».
1 год 4 месяцев
+ 28 новых слов. Всего 64 слова (в т.ч. звукоподражания, действия, предметы, междометия, наречия, цифры, имя, частицы).
Первые предложения «маняня куп-куп» (маленький пупсик купается), «баба домой» (баба, иди домой или баба на улице), «мама, иди», «папа там».
Отвечает на вопросы: Алёна умница? — ДаГде птички? — ТамА где мама? — ТутСколько Алёне годиков? — ОдинКак маму зовут? – Аня
Показала в книжке лошадку, а потом принесла игрушечную лошадку, чтобы я подтвердила её подозрения, что и там, и там – лошадка. То же самое с игрушечной мышкой, картинкой мышки и мышкой от компьютера.
1 год 5 месяцев
+ 35 новых слов. Всего 99 слов.
Новые словосочетания и предложения: «биби байшая» (машина большая), «какая погода», «яг-яг-яга пись» (зайка, писий), «пока, тётя/баба».
Поёт мелодии из детских песенок на слог «ля-ля-ля».
Отвечает на вопросы: Как тебя зовут? — АлёнаКак папу зовут/бабу/дядю/тётю? Сколько у тебя бабушек? — ДваЧья эта попочка? Чьи это пальчики? — Моя, мои.
1 год 6 месяцев
+26 новых слов. Всего 125 слов.
Новые предложения: «Мама, куква аддай» (мама, куклу отдай), «аддай мне», «аддай уку» (отдай руку), «на, мама».
Преобразовывает известные ей слова, добавляя "-ка" (шапка, лялька, мамка, киска и т.д.); "-уля" (мамуля, папуля); "-аня" (маманя, папаня)Поёт мелодию из мультика «Дружба крепкая не кончается» на слог «ля».
1 год 7 месяцев
+ 35 новых слов. Всего 160 слов.Новые словосочетания и предложения: «дочь моя», «сясти моё» (счастье моё), «эти тапки», «это кака», «бабы тапы», «шаик маненьки», «ожка бойшая» (ложка большая), «байшая масина» (большая машина), «мама пошла», «собака лает гав-гав», «ляля сидит», «ляля сиди»,
Подпевает, когда я пою (или в телевизоре кто-то), стараясь повторить мотив.
Разговаривает с дядей по телефону — повторяет за ним её любимые слова (яг-яг-яга, наганяй-наганяй).Утром просыпается и говорит какое-нибудь новое слово или фразу, которые вчера выучила.
1 год 8 месяцев
+ 41 новое слово. Всего 201 слово.
Новые словосочетания и предложения: «самоёт тит» (самолёт летит), «масина едет» (машина едет), «байсяя масина едет», «мамы тапы», «давай оденем лялю», «лизит ай и макавошки» (лежит нож и макарожки), «шапка оденем ляля», «киса гулять», «туси папы» (трусы папины — развешивает), «мамы губки», «апата бойсяя» (лопата большая), «тяйка ням-ням мококу» (зайка ест морковку), «мися катяитя» (Миша катается), «байсяя матёшка» (большая матрёшка), «гаячая кася» (горячая каша), «а здесь вадя гаячая» (а здесь вода горячая), «это лисичка», «ксюся пьишла», «папа поёт/Алёна поёт», «дядя едет на масине».
Рассказывает со мной сказку Кот-рукодельник (я начинаю фразу, она заканчивает одним словом или словосочетанием из 2-слов).
Рассказывает, что было на прогулке: «И мачики гуляли, и девочки гуляли, и Лёна, и мама, и тётя, и Ксюша, и Люся гуляли».
Задаёт вопросы: «А где баба?» (может сама себе ответить «она магазин усьла»), «А где книжка?» (когда начинаю перед сном ей рассказывать сказку).
Когда я что-то теряю, хожу по комнате и ищу, повторяет за мной «Куда ти дэля? Куда дэля? Куда ти дэля майку?» (куда ты дела майку)
Вступает в диалог:
Я: Что мне одеть?
Алёна: юбку.
Увиделапапу и говорит: Папуля!
Я: А ты лялюля. Алёна – лялюля.
Алёна: Папа – лялюля.
Я: Это ты маленькая лялюля, а папа большой дядюля уже. Ты лялюля маленькая.
Алёна: А папа большая.
1 год 9 месяцев
+ 50 новых слов. Всего 251 слово.
Слова и предложения 1 год 9 мес
Очень любит петь:
1) наша мама ля-ля-лянаша баба ля-ля-лянаша Лёна ля-ля-ля и т.д. (тётя, дядя, папа, мишка, зайка)2) обезянкиииииии высьли гулять, обезянки, киски, зяйки, собаки высьли гуляяяяяяять3) синий-синий иней о-о-о4) мама мама мама, ля-ля-ля-ля-ля-ля ля-ля ля-ля (на мотив песенки из КВНа «Мы начинаем КВН»)5) ну и просто любимая ля-ля ля-ля-ля на мотив песенки из мультика «друг в беде не бросит»
1 год 10 месяцев
Слова больше не считаю.
Выучила с бабушкой стишок:
«Серенькая кошечка, села на окошечкоХвостиком махает, деток поджидаетГде мои ребятки, серые котяткиСпать пора ребяткам, сереньким котяткам».
Рассказывает ещё стишки:
2) одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня3) огуречик-огуречик, не ходи на тот конечик, там мышка живёт, тебе хвостик отгрызёт4) мишка косолапый по лесу идётшишки собирает, песенку поёт, Вдруг упала шишка прямо мишке в лобМишка рассердился и ногою топ.5) Обезьяна чи-чи-чи продавала кирпичиНе успела все продать улетела под кроватьПод кроватью пусто выросла капуста
Как просыпается утром, так сразу начинает петь. Любит петь песни на улице по дороге на площадку или дома, качаясь на качелях. Выучила песню, слушая магнитофонную запись (про куклу).
Начала сокращать слова в песенках (вместо «обезьянки вышли погулять» поёт «обезянки лили пять»).
Начала заменять во всех песенках и стишках действующие лица на «собаку» (В траве сидел собака..., Но вот пришла собака..., Открывает собака рот… и т.д.)
Любимые песенки (не все звуки в словах проговаривает чётко, но каждое слово проговаривает, понять можно):
1) Открывает кукла ротКукла песенку поётЭта песенка мояЛя-ля-ля-ля-ля-ля-ля2) Валенки, валенки, не подшиты стареньки3) В поле на пригорке заинька сидитСвои ушки греет, ими шевелитЗайка за капустой в огород пошёлТам кочан капусты заинька нашёл4) Петушок, петушок, золотой гребешокЧто ты рано встаёшь, громко песни поёшь, деткам спать не даёшь5) Серенькая кошечка6) Поёт протяжно (подражая мне) слова из песни про пластилиновая ворону «А мооооооожет быть, корооооооова, а моооооожет быть, собааака, а может быть ворооона, как что-то запоёёёёёёёт»7) а я играю на гармошке у прохожих на виду8) около бело берёзы серенький зайка скачетпрыгай-прыгай серенький зайкапрыгай-прыгай по дорожкевыбери себе игрушкупрячь скорее под подушку9) подпевает некоторые слова под песенку «Антошка»10) Кыш, муха улетай11) В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная зелёная была12) Маленькой ёлочке холодно зимой, из лесу ёлочку взяли мы домой13) Калинка-калинка-калинка моя, в саду ягода малинка-малинка-малинка моя14) Красота, красота, мы везём с собой кота, чижика собаку петьку забияку обезьяну поугая вот компания какая (через слово поёт)
1 год 11 месяцев
Просит в инфинитиве «совать» (рисовать).
Даёт мне свою пластилиновую поделку со словами «какая пелесь» (какая прелесть).
Научилась говорить «нет, не буду, не хочу», когда чего-то не хочет.
Отвечает на вопросы:
«ты где?» — «на балконе»
«зачем туда пошла?» — «за мячиком»
В магазине на вопрос тёти «Как тебя зовут, зайка?» ответила «Поплигайка» (попрыгайка)
Задаёт вопрос «Кто/что это? М?» (показывает на картинку в книжке), иногда сама себе отвечает (подражая мне) «Не могу понять».
Когда ей что-то предлагают, а она хочет другое, то предлагает свои варианты, начиная со слова «или»:
— Алён, пойдём с мамой наверх?
Алёна: — Или качаться.
— Будешь кашу?
Алёна: — Или ягодки.
— Какая Алёна? Милая?
Алёна: — Или маленькая.
— Какая у нас мама? Чудесная?
Алёна: — Или какая мама?
2 года
Хором поёт песни вместе со мной.
Желает по просьбе «спокойной ночи» бабушке и папе.
Проговаривает действия персонажей на картинках.
Говорит о себе (а точнее — просит) в 3-м или 2-м лице: «Алёна будет бегать» (хочу убежать — вырывается из рук). И о других тоже: «Мама пойдёт наверх», «мама будет в домик», «баба будет читать» (просит почитать книжку). На вопрос «Будешь яблоко?» отвечает «Будешь». Или показывает на что-то рукой и говорит «будешь».
Добавилась песенка: едет-едет поезд.
Показывает на 3 наклейки собак и рассказывает:
— Это белая собака, она лает гав. Это рыжая собака, она лает гав. А это коричневая собака, она не лает.
— Почему?— Она спит
2 года 1 месяц
Добавилась песня «Собака бывает кусачей только от жизни собачей. Только от жизни, от жизни собачей собака бывает кусачей»
Заменяет слова (новые или старые плоховыговариваемые)на слово в рифму из слогов на букву «м» (наливай – «мамимай», цокотуха – «мамамуха»).
Повторяет какие-то непонятные скороговорки: нигалана -вана-нигалай.
Повторила строчку из длинного стихотворения, которое я ей читала неделю назад пару раз по книжке с картинками (Дядя Стёпа) — именно на этой строчке я тогда остановилась и своими словами разъяснила ей, что она означает (там про собак было, ей эта тема особенно интересна).
Задаёт вопросы: «что это за песня?» «а что он/она делает?», «а где собачка?»
Вступает в диалоги:
1) — Убери, пожалуйста, вещи, которые ты разбросала, в комод.Не реагирует.— Я на твои просьбы всегда отвечаю. Если ты не будешь отвечать мне на мои просьбы, то и я не буду.— Что мама там хочет? Повторяю просьбу. Убирает.— Всё, больше ничего не ласкидовано (раскидано)2) Рассматривает блокнотик и приговаривает: Где-то тут была собачка. Где она? Не знаю, надо поискать. Вот она, собачка!3) Алёна (про свечку):— Это огонь, он голит.— Да. Помнишь, вчера в камине огонь горел? Кто его зажёг?— Не знаю… Навелно, бабушка4) Показывает мне на ноздри:— Что это?— Ноздри— А что там? Шаики?— Не шаики, а сопельки— Они там спят (заглядывает мне в нос)5) Показывает на листики комнатного растения и говорит мне:
— Они язные
Я:
— Не поняла, какие? Грязные? Алёна смотрит на меня таким укоризненным взглядом (мол, что непонятного?) и уточняет:— НЕОДИНАКОВЫЕ!«Язные» — это у неё «разные», оказывается. «Р» ещё не выговаривает.
6) Залезает на стол на кухне. Я говорю: «Нельзя залезать на стол!» Алёна кричит: «Льзяяяяя!» Хохочет и продолжает лезть. Но потом всё-таки на просьбу «Слезь, пожалуйста, со стола» послушно спускается.
7) Я: Ну что, давай готовиться ко сну?
Алёна: Нет, не давай!
2 года 2 месяца
Разгадывает загадки (я описываю животное, члена семьи или сказочный персонаж).
Лежит на полу, хохочет и говорит: «Упала! Опять упала! Что ты будешь делать!» (видимо, от бабушки научилась).
Рассказывает про зайку и собаку: «Собака спит в домике. Она выскочила. И залаяла», «Зайка под ёлочкой сидит. Он молковку глызёт»
Задаёт вопросы «Что это?», «А какая(ой) он(а)?»
Вступает в диалоги:
1)Сидим с мужем на кухне, чай пьём, беседуем, Алёна рядом сидит, печеньку грызёт. Слушала, слушала нас молча, потом решила в образовавшуюся паузу вставить свои «5 копеек», беседу поддержать, так сказать, и говорит такая: «А Николай дома сидит» (это её любимая тема в последнее время, любит напевать песенку «Николай, Николай, сиди дома, не гуляй»).
У мужа удивлённые глаза (он не в теме про песню).
Алёна продолжает: «Он нигде не гуляет, дома сидит»
Муж: «А с кем Николай дома сидит? Один?»
Алёна молчит.
Муж: «А кто к нему в гости пришёл?»
Алёна: «Мама»
2) Я вслух сама себе проговариваю свои планы: «Так, сначала мне надо сделать это, потом это, потом то...» Алёна тут же строит свои детские планы (на игрушки): «Сначала собачка, потом зайка, потом ёжик...».
2 года 3 месяца – 2 года 5 месяцев
Повторяет за мной вежливые просьбы, когда я её поправляю, например, «мамуля, помоги, пожалуйста».
Обычно просит «на-на-на, ну на-на-на». После того, как я её поправлю, повторяет «мамуля, дай пожалуйста».В 2 года 4 месяца начала говорить от 1-го лица, сообщая о том, что она делает или собирается делать: «я с собаками играю», «я пошла на батут», «вот он, собачонок! он там! я его закопала!»
Стоит в бассейне в огороде, поливает из лейки грядку с цветами и повторяет бабулин наказ «Поливай, где не полито».
Вступает в диалоги:
1) Я: «давай наденем пижамку»
Алёна: «давай не будем надевать»2) Хочу отвести Алёнину в ванну умыть, а она хочет постоять на подоконнике, посмотреть в окно.Алёна: «Пойдём стоять на подоконнике!»Я: «Сейчас мама тебе...» (не успела договорить «умоет личико»)Алёна продолжает вместо меня: «… принесёт подоконник»3) Я: «Почему не хочешь ходить на горшок?»Алёна: «Да я просто не хочу»
4) Я (о чём-то прошу): «Хорошо?»
Алёна: «Хорошо, как скажешь».
Самая животрепещущая тема для разговоров — собачки. Почти каждое утро у нас начинается с Алёниного вопроса: «А где Бонька?» Бонька — это имя любимой игрушки, резиновой собачки. Она его вечно запрячет куда-нибудь, а потом мы пол дня его ищем, ибо без него Алёне жизнь не мила.
Начала придумывать разные слова-синонимы для любимого слова «собачка». Пытается заменить этими синонимами практически все возможные слова. Теперь собачка — это ещё и «собанька», «гавгачка», она же «гавганька». Одну из игрушек собаку зовут Бонька. Так вот теперь «бонька» — у нас, практически, имя нарицательное. Сначала Алёна называла Боньками всех собак в округе на улице. Потом стала называть все незнакомые ей предметы «боньками» и «собаньками». А сейчас уже даже знакомые слова коверкает и заменяет корень слова на свой любимый «собачий» манер: почти все действия у неё озвучиваются, как «собанить» или «гавганить», «собачить» или «гавгачить», а также «собать» или «гавгать», ещё иногда «собанивать», «собачковать», «бонить» или «боньковать», а предметы у неё именуются как «собаня», «гавганя», «боня» или «собан», «гавган», или коротко «собА», «гавгА». Недавно ещё добавилось слово «лайка». Любит называть разные сидения (кровать, кресло, стул, скамейка) «Боньками»: «Бёдем сидеть на Боньке»
Например, я режу картошку, прошу её: «Перекладывай». Алёна поправляет: «Перебонивай».
Я: «Пойдём завтракать». Алёна: «Пойдём, боньковать».
Зарядку делаем, я говорю: «Утром на лужайке, просыпались зайки». Алёна: «Нет, не так! Утлом на гавгайке прособались зайки!»
Я: «Сейчас папа придёт». Алёна: «Бонька плиБОНет!».
Или когда начинаю фразу и не могу вспомнить слово, Алёна мне подсказывает сама из своего вышеописанного репертуара))
Алёна: «Что мама делает?» Я: «Вещи складываю». Алёна: «А что она ещё делает?» Я молчу. Алёна за меня отвечает: «Гавкает. И собает»
Рассказывает сказку: «Жила-была собачка, была она гавгачка. Она лаяла».
Что-то потеряла, ищет. Я хочу помочь, спрашиваю:
— Что потеряла?— Боньку (Бонькой у неё может быть всё, что угодно)— Какого хоть цвета эта штука?— Гавкового
Зовёт меня периодически «пособанить» или «пособачить», то есть, поизображать собачек — ходим вмесяцевте на четвереньках и гавкаем))
Показывает на укусы и жалуется: «Гавгачка укусила».
Ещё часто любит преобразовывать в уменьшительно-ласкательную форму свои словечки, например, «собачка-собачечка-собаченька-собачонка-собачушка-собачушенька».
Всевозможно экспериментирует с частями слов — приставками, суффиксами...
Ещё часто любит преобразовывать в уменьшительно-ласкательную форму свои словечки, например, «собачка-собачечка-собаченька-собачонка-собачушка-собачушенька».
Перепела все свои любимые песенки на «собачий» манер, т.е. заменяет слова на слова из вышеописанного списка.
Песни у неё сейчас тоже преимущественно про собак (ну про заек иногда ещё). Одна из любимых — «Собака бывает кусачей только из жизни собачей...» (бабушка научила). Любит её переделывать на разные лады: вместо «собаки» подставляет «зайку» и меняет слово «собачей» на «заЯчей». Один раз я спела: «Зайка бывает кусачий только от жизни собачей...», Алёна поправила: «Ой, нет, не так! Не собачей, а заЯчей!»
Перепела все свои любимые песенки на «собачий» манер. К примеру, песенка «На шагающих утят быть похожими хотят не зря, не зря» в интерпретации Алёны: «На собаня на гав-гав, на собаня на гав-гав, на собаня на гав-гав не бонь, не бонь». Мелодию, кстати, пропевает прям почти идеально для её возраста))) Ещё она очень хорошо научилась петь одну длинную и достаточно сложную, на мой взгляд, мелодию, под которую раньше в новостях прогноз погоды показывали (я её люблю иногда напевать).
Или просто напевает любимую мелодию одним словом «гав-гав-гав» (по типу «ля-ля-ля»).
Иногда я пою: «Алёна бывает кусачей...» Поправляет: «Ой, нет, не Алёна! Собака! Только собака бывает кусачей!» (это уже я научила).
Вообще, каждый раз меня поправляет, если я не «те» слова пою: «Ой, нет, не так!» Приходится перепевать её словами и тогда на вопрос «так правильно?» довольно соглашается. Если я неправильно за ней повторяю её вариант песни, то может даже до слёз расстроиться. Для неё это, видимо, очень всё серьёзно.