Наткнулась на книгу «Как рассказать детям про деньги» С. Биденко (не продаю ничего).
Привожу здесь содержание книги, так как мне кажется, что оно выглядит как некий план куда двигаться, чтоб научить ребенка обращению с деньгами.
До 5 лет. Знакомимся с деньгами
Первые игры этого раздела будуть ориентированы на знакомство с деньгами как с физическим обьектом, так как дети до 5 лет:
•изучают предметы з точки зрения их физических свойств и функций;
• готовы понять, что деньги — это монеты и бумажные банкноты, которые подлежат обмену на вещи, чтобы те им принадлежали;
• еще не понимают разницы между денежными величинами;
• еще не понимают, что деньги — это средство для комфортного благоустройства, то есть «обмен от обмена отличается».
Только дети начинают усваивать базовое понимание денег и требовать
С ними надо играть в игры, которые:
• раскрывают взаимосвязь «желаемый объект — деньги»;
• обучают денежных форм и величин: бумажные — «старшие» за монеты;
• обучают концепции и назначения денег: деньги на благо.
6-8 лет.
Вчимося практичного поводження з грішми
Следующий этап финансового развития начинается, когда дети познакомились с деньгами, привыкли к ним и поняли, что их можно обменивать на что-то полезное. Теперь, когда ребенку от 6 до 8 лет, он:
• учится понимать разницу между денежными величинами;
• может делать самостоятельно покупки в магазине;
• учится понимать концепцию сохранения денег;
• еще не осознает, что деньги — это средство для комфортного благоустройства, то есть «покупка от покупки отличается»;
• еще не способен планировать свои расходы на длительный период.
К этому времени дети поняли, что деньги нужны для того, чтобы купить какой-то товар.
Теперь необходимо учить, что:
• сначала зарабатываем — потом тратим;
• цена — количество денег, которые надо отдать;
• разный результат — разное количество денег;
• нужно задавать вопрос: «сколько это стоит?»
9-11 лет.
Учимся тратить
Этот период развития ребенка характеризуется:
• быстрым физическим ростом;
• осознанием своего «я»;
• первыми попытками самовыражения и проявлением независимости;
• развитием общественного сознания;
• формированием первых увлечений, не связанных со школьным обучением;
• усилением отождествление себя со сверстниками.
К этому времени дети поняли простые правила поведения в магазине, денежные величины и базовую концепцию цены.
Соответственно в это время стоит развивать такие финансовые навыки:
• умение делать покупки, сравнивая товары;
• умение посчитать сдачу;
• понимание взаимосвязи между временем и деньгами;
• проявление инициативы и предприимчивости;
• понимание стоимости вещей;
• формирование представления о заработанные деньги;
• умение сводить баланс своих доходов и расходов.
12-14 лет.
Учимся планировать расходы и сбережения
В этом возрасте подростки:
• уже понимают, что деньги — это средство для комфортного благоустройства, но еще не понимают, что «комфорт от комфорта отличается»;
• уже понимают концепцию сохранения денег;
• учатся планировать краткосрочные издержки;
• не способны самостоятельно планировать свои расходы в рамках общего семейного бюджета;
• не способны планировать долгосрочные расходы.
В этом разделе мы почти полностью переходим от игр к практике, все больше углубляя подростков в мир «взрослых денег».
15-16 лет.
Учимся отвечать за свое будущее
Особенности развития детей в этот период:
• развивается способность к логическому мышлению и планирования;
• обостренное стремление добиваться признания у сверстников;
• появляется желание проявить независимость,
• наступает время принятия первых серьезных жизненных решений.
В этот период нужно развивать:
• умение активно экономить, тратить и вкладывать;
• умение связывать между собой цель и сбережения;
• формирование ответственности за других и за себя;
• умение вести разговоры о деньгах и строить планы на будущее
• формирование представления о деньгах как инструмент власти;
• умение разбираться в формах выплаты заработанных денег, дебетовых и кредитных карточках, заполнять бланки налоговых деклараций.
В этом разделе мы помогаем ребенку полностью освоиться в мире «домашней экономики» и спланировать свое будущее.
Меня родители начали довольно рано приучать к самостоятельным покупкам. Мы жили в закрытом военном городке, где все друг друга знали. В 4 годика мама выдавала мне список и деньги. В магазине продавщица сама по списку мне все собирала и давала сдачу (я ж читать и считать не умела). Полину я тоже уже приучаю, самостоятельно зайти в магазинчик (у нас под подьездом есть малюсенький), дать деньги и вежливо просить леденец. Я наблюдаю в стороне, если возникает затруднение, подхожу и помогаю.
Старшая дочка самостоятельно ходит в магазин с 6 лет. С 8 лет она уже ориентируется сколько взять сдачи, как выбрать товар с хорошим сроком годности, сравнивает цены. Она имеет свои карманные деньги и сама их тратит. Понимает ценность денег.
Сегодня с Полиной мы знакомились с копейками. Я предложила поиграть в волшебство. Помните как класть монетку под листик и заштриховывать? Полина была в восторге. Рисовали радужные монетки. Даже Дарина к нам присоединилась с удовольствием и сказала, что хочет на др торт в виде монеты
В процессе игры с Полиной изучили, что монеты бывают разного номинала 1, 2, 5, 10, 25, 50 и 1 гривна, они отличаются размером, цветом и своей ценностью.
Раскладывали их от меньшего номинала к большему, составляя гусеницу.
Разделили на кучки: в одной были монеты 1, 2, 10, а в другой 25, 50, 1 грн. На вопрос где денег больше, Полина ответила, что в той где монеты большим номиналом.
наш уже знаком с фразами «денег нет» «ждем зп» и подобными))начало положено))знает что папа работает для того что бы эти деньги были.ну и продавал раньше все по 9 руб, а потом дед научил по 1000))
Как раз сегодня я учила обращатся с деньгами. Кинулась, а мои не могут посчитать если кучка состоит из разных монет. Например 2+5+1 или 2+2+2.играла с ними карусели. продавала билеты за определенную сумму денег. Чтобы понятно сколько каждая монета стоит клала на каждую монету определенное количество котиков.
Пока еще далеко до хорошего умения считать деньги, нужно еще заниматься.
Ну и в метро жетончик сам покупает если очереди нет)
Прикольно) Моя Масяня так любит расплачиваться в супермаркете, вытаскивает свои деньги(гривна, две) и говорит-Мама, я сама… Киндеры и подобное у меня уже даже не просит, знает, что на такое у мамы денег нет.
Вы такая молодец, настоящая выдущица! Постоянно из любой мелочи сделаете классную игру! Восхищаюсь, честное слово!
9-12 лет и для меня полезно)))
Вот ты про такие вещи часто пишешь я и не задумывалась пока вообще об этом. И про таблицу умножения и про деньги)))) зато Тим уде знает что если мы зашли в магазин то скупать все у меня денег нет)))
А деньги вот ты уже и сама начала обьяснять азы финансовой грамотности))) Мои тоже в магазинах ведут себя спокойно, нет лишних денег понимают.
Моего младшего брата отец поощрят деньгами за дом дела или отметки. В итоге брат работает с 17, в 18 содержит машину. Денег у него всегда больше чем у мамы например, а я вот в книге Кови прочла что это не правильно, платить за что то внутри семьи, что это совсем другая система отношений. Не знаю еще как со своими буду поступать
А я с 16 уже подрабатывала, мама научила меня работать в кореле и я рисунки для издательств отрисовывала))
А сейчас работаете? Я просто не работаю и не хочу. Пусть муж занимается воспитанием этих тем наверное
Я хочу найти ответ, как научить ребенка искать пути возможного заработка на этот сигвей и как это планирование должно выглядеть ( часть мама с папой, часть подаренные и часть заработанные деньги? так?).