Развитие человека идёт последовательно: относительно стабильные этапы сменяются другими через кризисные этапы. В детском возрасте можно выделить следующие большие кризисы: кризис рождения, кризис одного года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис полового созревания.
Приблизительно с 9 до 18 месяцев дети находятся в периоде «кризиса одного года». В это время дети могут вести себя капризно, требовать самостоятельности, отказываться есть, отталкивать родителей и т.д. И дело тут не в неправильном воспитании, а в кризисном периоде. Так что столкнувшись с такими проявлениями, родителям не стоит сразу винить себя, многие «капризы» вполне закономерны.
Кризис 1 года состоит из трёх моментов:
1. Становление ходьбы
2. Развитие автономной речи
3. Первые акты протеста ребёнка. Оппозиция. Противостояние другим
1. Становление ходьбы
Приблизительно в возрасте 8-13 месяцев дети начинают самостоятельно ходить. Теперь для ребёнка ходьба является основным способом передвижения. Сам процесс ходьбы сильно влияет на развитие ребёнка. Теперь ему доступны новые высоты.Иногда, уже начав ходить, ребенок опять начинает ползать, как будто забыв, что уже умеет ходить. Это означает, что полного созревания ходьбы ещё не произошло, а в данный момент активное развитие заняло что-то еще, например логическое мышление. Подождите, скоро ребёнок снова начнёт ходить.
2. Развитие автономной речи
В этот период развивается автономная речь (термин предложил В. Элиасберг) — это ряд форм, замещающих речь, которые являются подготовительной ступенью для развития речи. Переход от безъязычного к языковому периоду совершается посредством автономной детской речи.Автономная речь отличается от речи родного языка по двум направлениям:
- Звуковой состав слов, употребляемых ребёнком, отличается от звукового состава слов «взрослого языка».
- Слова детской речи отличаются от слов нашей речи по значению
При нормальном развитии этап автономной речи начинается в конце первого года и заканчивается в третьей четверти второго года. Конечно, каждый ребёнок уникален и развивается «в своём темпе», поэтому этот период может начаться немного раньше или закончиться немного позже. Этап автономной речи — это необходимый период в развитии всякого нормального ребёнка.
Отдельно стоит отметить, что наряду со своими словами у ребёнка существует понимание и наших слов. Т.е. ребёнок, до того, как начинает говорить, понимает ряд слов «взрослой речи» (например, «держи», «хлеб», «нос» и т.д.).
Начало и конец автономной речи знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.
Слова автономной речи имеют указательную функцию и функцию наименования, но не имеют функции значащей. Т.е. слова автономной речи используются для выделения чего-либо в ситуации, но не испоьлзуются для представления отсутствующих в данный момент предметов и значений. Таким образом, в этот период ребёнок может разговаривать только о том, что он видит в данный момент. Пока ещё он не может разговаривать о предметах не находящихся перед глазами.
Важным отличительным признаком автономной речи является отсутствие отношений общности. Отношения общности — это отношения значений слов, где одно является высшим понятием, а второе низшим. Например, мебель и стол, или одежда и футболка.
Значение слов в автономной речи не постоянны. Одно и то же слово в одной ситуации может означать одно, а в другой ситуации — другое. Т.е. значение слов сильно зависит от конкретной ситуации.
Речь и мышление у людей сильно связаны. Поэтому этап автономной речи сказывается на особенностях мышления:
- На стадии автономной речи ещё не существует возможности словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации
- Слова могут соединяться между собой только так, как соединены предметы перед глазами ребёнка. Поэтому мышление носит несамостоятельный характер
- Автономная речь передаёт воспринимаемые впечатления, она констатирует, но не сводит, не умозаключает. Это накладывает ограничения на мышление.
3. Акты протеста
На этом этапе развития происходят большие изменения в волевой сфере. Ребёнок проявляет акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции иногда проявляются с очень большой силой. Например, ребёнок, которому в чём-нибудь отказано (или которого не поняли) начинает громко кричать, отказываться ходить,ложится на пол и стучит ногами. Такие припадки очень похожи на эпилептические, однако отличаются от них отсутствием потери сознания, обильного слюнотечения, энуреза.
В этих припадках можно увидеть признаки регресса поведения (ребёнок как бы возвращается к более раннему периоду).
Все подобные проявления ребёнка вытекают из трудностей взаимного понимания.
Итак, в этот период дети проявляют бурные реакции на всевозможные запреты и ограничения. Репертуар «воздействующего на родителей поведения» сильно расширяется: крик, плач, щипки, кусания, падения, топот, агрессия по отношению к другим.
Некоторые рекомендации родителям
- Будьте внимательны к потребностям ребёнка
- Убирайте запрещённые для ребёнка предметы. В противном случае ребёнок их увидит и начнёт требовать предоставить ему для игр. Вы откажете, а ребёнок начнёт очередной акт протеста...
- Предоставьте ребёнку больше свободы (в разумных пределах)
- Иногда ребёнок начинает ходить за вами по квартире и требовать уделить ему время. Если вы этого не сделаете, то ребёнок ответит вам очередным актом протеста. Лучше не доводить до этого, а уделить ему внимание. Через некоторое время ребёнок «наиграется» с вами, и вы приступите к своим делам, а ребёнок к самостоятельным играм. Конечно, в этой ситуации можно поступить и иначе: ребёнка на некоторое время можно отвлечь чем-то необычным, чем-то, что он раньше не видел, например, новой интересной игрушкой.
- В этом возрасте дети очень остро реагируют на ситуации, когда кто-либо из родителей уходит в ванную или туалет и закрывает за собой дверь. Ребёнок, оставаясь снаружи, начинает очередной акт протеста. Его можно понять: с одной стороны ему страшно, из-за неожиданной пропажи родителя, а с другой — ему именно сейчас очень захотелось в это помещение, но дверь мешает...
В этой ситуации постарайтесь действовать на опережение: перед вашим «исчезновением» заинтересуйте ребёнка чем-нибудь интересным (или оставьте на попечение другому родителю). Если всё же заране отвлечь не получится, и вы оказываетесь в ситуации, когда вас с ребёнком отделяет дверь, то нужно начинать «переговоры». Скажите ребёнку, что вы тут, всё хорошо, и вы скоро выходите. Конечно, эти речи не произведут на ребёнка большого впечатления, однако помогут немного снизить его расстроенность. - Если ребёнок начал сильно плакать (например, из-за запрета), то отвлечь его от этого дела можно включив в ванне воду, или включив пылесос. Всякие шумы помогают отвлечь ребёнка.
- Постарайтесь не часто использовать слово «нельзя», иначе ребёнок перестанет на него реагировать правильным способом. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово «опасно». В результате можно в критических ситуациях (например, когда ребёнок играет с ручками газовой плиты или с розеткой) использовать слово «опасно», а для нежелательных ситуаций (например, когда ребёнок высыпает песок из сахарницы) использовать слово «нельзя».
- Помогайте ребёнку, когда он просит. Но не переусердствуйте с помощью. Старайтесь помогать только в той части дела, где ребёнок сам пока не может ничего сделать. Например, если вы решили вместе попылесосить пол, то вы можете воткнуть шнур в розетку и включить пылесос, а ребёнок может пылесосить.
- Предоставьте ребёнку личное пространство, например, ящик или коробку для игрушек. Пусть он будет там главным. Пусть делает там, что хочет.
- Не нужно ругать за сломанные игрушки. Всё равно в этом возрасте он не может понять, что игрушки ломать нехорошо. К тому же путём ломания игрушек ребёнок познаёт мир. Так что поломка игрушки тоже несёт развивающий эффект.
- Безусловно любите ребёнка. Т.е. любите его просто так, за то, что он есть. Оценивайте его дела и поступки, но не его личность.
- Если вам нужно уйти из дома, то лучше это делать не тайком, а честно предупредив об этом ребёнка и сказав ему, что вы обязательно вернётесь.
- Периодически устраивайте своему ребёнку встречи со сверстниками. Но не принуждайте ребёнка вступать в контакт. С другими детьми он начнёт общаться и играть тогда, когда будет к этому готов.
- Обучайте своего ребёнка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.
- Обогащайте сенсорный опыт ребёнка: дайте ему потрогать разные поверхности, понюхать разные запахи, послушать разные звуки. И тишину)
А как ваш ребёнок проявил себя во время кризиса одного года? Поделитесь своим опытом в комментариях к этому сообщению.
Эх, и моя месяцев с одиннадцати неуправляемая стала. Есть отказывается (что только не перепробовали — есть в основном только грудь), на улице не держится за руку и убегает, слово «нельзя» и любые замечания просто игнорирует, буд то бы и не ей говорят… пережить бы этот период поскорее...
Я сама психолог, поэтому и кризис у нас сглаженный. Запрещаю только опасное, остальное все можно. На руки беру когда требует, ну и т.д.
Статья супер))) полностью согласна, мало умных и сообразительных мамочек(( у нас как раз кризис, но я об этом знала и понимала)))) очень хорошо помогают водные процедуры, у нас свой двор на улице лето, мини бассейн и " гуляй душа"(брызгалки, водяные пистолет), ещё очень выручает «сися»)) песенки поем, танцуем)))
как раз вчера у нас с сыном произошла ситуация из разряда трудностей взаимопонимания, после чего он мне устроил истерику, первый раз, я даже растерялась. но там конкретно я его не могла понять и мы как раз поднимались по лестницам домой, нечем было отвлечь, пришлось брать в охапку и бежать, дома уже успокоился. Теперь буду начеку.
Все определяет психический склад и темперамент. А кризисы переживает любой ребенок. Если ребенок интроверт и флегматик, то родитель может и не заметить, что с деткой что-то происходит, а ребенок не может еще об этом сказать. У экстравертов, холериков и сангвиников все более ярко и бурно.
Мы сейчас как раз в этом самом кризисе. Автономная речь, да еще зубки. Режут не по очереди и сразу несколько. До года ни одного, потом в течении месяца сразу 6 вылезло. Потом затишье на пол-года, сейчас опять сразу 5 режет. Как тут не «визжать», кусаться и протестовать… Пылесос точно успокаивает. Под вентилятор спит спокойнее, чем в тишине, в которой вдруг может под окном кто-то заорать или залаять… А еще я воду не как шум использую, а как поливание, как только чувствую «грянет буря», мы раздеваемся и в ванную, под душ… Отличный способ отвлечь и развлечь. :) Еще у нас есть аутентичные инструменты. Использую редко, именно для таких случаев, чтоб ребенок не заигрывал их, а в нужный момент они сыграют свою важную роль — заинтересовать и успокоить.
А еще забыла — тактильные вещи тоже подарок при всяких кризисах и капризах, плюс развитие. Не жалеть красивых одежек — пусть возится в песке, камешках, лужицах. Или дома, на даче — насобирала целую коробку всяких косточек от ягод и фруктов (делала это еще в беременность, съела, косточку помыла, посушила. У нас их целая икеевская коробка), или крупы подешевле и она в них возится, когда спокойно, с радостью и любопытством, а вот когда приступы гнева — его как раз на них и выплескивает — злится, разбрасывает, в кулачках сжимает и они сквозь пальцы высыпаются… 15 минут — и ребенок совсем другой. Уже бежит обниматься к маме.
Все с глаз не уберешь, поэтому лучше научиться с этим работать, ну конечно кроме опасного для жизни — розетки, оголенные провода, ножи-ножницы-иголки, огонь и все что его вызывает… ну и т.п.
А про «привыкла что отбирают», у нас так было на начальных этапах прикорма. Она быстро вошла во вкус новой еды. Хватала все и в рот. Зубов еще не было, так тоже сразу глотать. Проблем с таблетками у ребенка не будет. Если что-то готовлю, что на пол упало, в мгновение ока во рту у дочери и тут же рот зажимает руками и срочно проглатывает. Тоже — привыкла что я отбираю, так она на опережение. Как то упал кусочек лука, она его в рот, ну и деснами там немного пожевывает, силится проглотить. Видать как луковый сок пошел, глаза выпучила, скривилась, и давай все обратно выплевывать… Вот, говорю, а ты думала мама от тебя все вкусное прячет, вот и попалась, будешь теперь помнить :)
скоро это пройдет. Мы вот сегодня самостоятельно забрались на табурет. Все!!! держись маман… теперь все на потолок надо убирать. Потому что табурет — это значит и стол, комод и пр. еще недавно недосягаемая высота.
У нас этот «кризис» появился месяцев в 11. А в год вообще разыгрался) мне удивительно читать от мам, что не понимают о чем речь) воспитание здесь ни причем)) дитю срочно НАДО, и оно будет требовать что-то беспрестанно))) дай то, открой сё, пойдем туда, возьми на ручки)) А совет, что внимание нужно по требованию, уделить, очень правилен. Ребенку нужно подтверждение, что мой родитель со мной, и все спокойно)
Знаю деток, у которых «кризис» постоянный.
Всё зависит от воспитания
Блин, психологов послушать у детей постоянно кризис и психологические травмы, а потом вырастают детки до пенсии своей у мамы с папой на шее висят!
знаю одно точно — после 3 лет будет проще намного))))