Нужно уметь говорить правду. Делать это громко – значит провоцировать, тихо – стесняться её. Правду надо говорить с достоинством, быть самим собой, жить во Христе. Это и есть проповедь.
Мы так учили ребят в православной гимназии. Я советовал им не шуметь, а жить так, чтобы люди, увидев их добрые дела, прославили Бога. Человек, который действительно живёт во Христе, должен быть малозаметен для общества. Если Господь сочтёт нужным, Он сам его всем покажет, а до тех пор не нужно себя демонстрировать. Работать на публику и служить Богу – это разные вещи. На публике служат только гордыней, а Богу служат смирением.
Не нужно стесняться перекреститься перед едой, поклониться, проходя мимо храма. Некоторым, кого дразнят за это, я говорил, что во времена гонений у них были бы серьёзные неприятности. Многие тогда прошли через тюрьмы, погибли. В школах в то время с детей срывали кресты, а сейчас что? Подумаешь, дразнят. Да и нечасто такое случается, школьники сейчас редко высмеивают верующих сверстников.
Ещё нужно учиться прощать, но не превращая это в какую-то постановку, показывая, какой ты хороший. Кому нужно, те заметят, что простил, что не вспыхнул, не стал смотреть с неприязнью на обидчика, не полез в драку. Для мальчишек очень важно в определённом возрасте показать, что они крутые. Но если ты христианин, это не может иметь для тебя значения. Другое дело, если за девушку, за слабого нужно заступиться. Но и тогда без гнева это нужно делать. Решительно, с отвагой, но без злости, не распаляя себя для пущей храбрости. Люди видят, как ты держишься, и если распаляешься, распалятся в ответ, а увидев, что ты хладнокровен, могут и без боя отступить.
Не стоит вступать в богословские споры. В них рождается не истина, а раздоры. Споры чаще всего навязывают невежды, переубедить которых чрезвычайно сложно, часто невозможно. Они отвлекают, мешают. Я гимназистам советовал в таких случаях отвечать следующим образом: «Я в этом не много понимаю, давай я тебе скажу, к кому обратиться, чтобы он ответил, или книгу принесу по теме». Христианину не обязательно быть богословом, уметь красноречиво говорить. Жить достойно – это и есть проповедь.
Протоиерей Пафнутий Жуков