Архипастырь Сибири ( Н.Н. Соколова)- 3

НЕДОПИСАННОЕ ПИСЬМО

Чтобы отдохнуть душой от переживаний при похоронах дорогого супруга, я в сентябре 1995 года поехала в Оптину пустынь. Вернувшись оттуда, я решила навестить сына, архимандрита Сергия, в Сергиевом Посаде.

Там я его не нашла, но была сильно встревожена слухом о том, что его собираются сделать епископом и послать куда-то в дальние края. Сначала не верилось, но знакомые при встречах в Лавре подтвердили мои опасения. Два месяца назад я похоронила супруга, и так непривычно еще было, что я осталась одна. В августе я еще жила в селе Гребневе, в семье сына отца Феодора, среди родных и внучат. Но вот все уехали в Москву учиться, дом пустой. И квартира моя в Отрадном тоже пустая. Не с кем поделиться тревогой, не с кем поговорить… С болью в сердце отпираю замок, но что это? Вижу, на месте отца Владимира сидит сынок и пишет мне письмо. Объятия, поцелуи, слезы, вопросы! Привожу недописанное письмо, а за ним и следующее.

5 октября 1995 года

Мамуля!

Мы с тобой разъехались. Я сегодня был у Патриарха с двенадцати до четырнадцати часов. Святейший благословляет меня быть епископом в Новосибирске. На все воля Божия! Мне надо сдать много дел по академии, подготовиться к хиротонии, пошить облачение и пр. Все это быстро не сделать. Постараюсь уложиться к началу декабря, тогда и будет хиротония.

А пока буду продолжать вести уроки и лекции, ведь замены в академии пока нет. Надо серьезно подумать, куда мне перебраться с вещами (в основном книги, все необходимое). Если Катя (сестра. — Н. С.) будет жить с тобой в Отрадном, то я туда не поеду, а займу верхнюю «нашу» комнату в Гребневе, хотя жить там и не придется, но надо иметь угол, где можно будет иногда переночевать, стеснять москвичей я не хочу. Ну, до декабря месяца все можно будет устроить. Не переживай и никуда не уезжай, я сам к тебе приеду, как будет время. В Лавре и академии у меня, теперь жилья не будет, ну да где-нибудь пристроюсь. В Новосибирске, как говорят, все есть...

Тут я вошла в квартиру, и мы встретились с сыном, слава Богу!

Всю осень я не переставала надеяться, что произойдет что-то чудесное, после чего сын останется со мною. Я молилась, верила… Но Господь судил иное. Свершилась Его воля, сынок улетел (на самолете, как всегда впоследствии) в Новосибирск. Слава Богу за все! Но, прощаясь с сыном, я каждый раз чуяла сердцем: «Уходит, может быть, навсегда...» Так каждый раз, все пять лет. Напрасно Владыка говорил мне: «Вот видишь, мы и встретились! Месяцы летят так быстро, как и вся жизнь. Скоро и вечность — там уж не будет разлуки. А пока — немного потерпим ради Господа». И все это сын произносил так ласково, нежно, с любовью лаская свою старую мать.

Осенью 1995 года начался последний период жизни Владыки Сергия. Впереди его ждала епископская кафедра в Сибири.

Второе письмо осени 1995 года

Дорогая мамочка! Напишу тебе письмецо, правда, не знаю, как и с кем передам. Напрасно ты ждешь какого-то еще чуда, ведь чудо милости Божией посещает нас постоянно! Господь позвал меня на новое место служения не раньше, как мы смогли проводить папочку, а случись это год или два назад — было бы действительно тяжело. Меня не оставляет чувство, что Господь чрезмерно милостив ко мне и ведет меня по жизненному пути самой удобной дорогой. Будем все благодарить Его, как только можем. Разве не чудо, что хиротонию и мой отъезд Святейший благословил на декабрь, то есть дал мне и тебе (в том числе) время привыкнуть к новым обстоятельствам, собрать вещи, сшить облачение, дочитать лекции и без спешки проститься с Духовной школой. Думаю взять с собой хорошего келейника и близкого мне человека — студента четвертого курса Сергея Пиканюка. Помолись, чтобы это дело устроилось. Его мама в Дивеевском скиту, скитоначальница, уже благословила его на иночество, хотя он бы мог быть и прекрасным семьянином — характер и руки золотые. Учиться ему осталось несколько месяцев, все равно надо окончательно определяться. Есть в Лавре и еще послушник родом из Новосибирска, мой бывший учащийся, может, возьму его иподиаконом. Сейчас буду перебирать свои вещи и отсылать в Отрадное. То, что пригодится мне в Новосибирске, сразу перешлю туда из академии, чтобы не перекладывать много раз, это в основном одежда, белье и книги. Встречался я с бывшим новосибирским Владыкой — епископом Тихоном, теперь он возглавляет в Москве Издательский Совет (бывший Издательский отдел) Московского Патриархата. Спросил его все, что меня интересует. Это опять же милость Божия — получить такую епархию, ведь там все устроено, надо только не лениться и активно подключиться к духовной жизни там, которая бурлит. Храмы (около восьмидесяти) восстанавливаются, правда, не хватает тридцати священников. Есть пять монастырей (три женских и два мужских). Есть в пригороде архиерейский двухэтажный дом — построен пять лет назад. Убирается в нем и готовит пищу епископу какая-то монахиня Любовь (австрийка или немка по национальности). Сама она с сестрой живет в Новосибирске на квартире и приезжает по вызову. Дом, гараж, котельная и участок охраняют местные старички. Все это в тридцати минутах езды от центра города-в сосновой роще на полпути к Академгородку. Академгородок — это научный центр всей Сибири, там, с Божией помощью, придется иметь дело с крупными учеными. Именно там, как считают наши, католики сделали свой «плацдарм» для работы во всей Сибири. Наличие там католиков я рассматриваю как стимулирующий фактор для себя, чтобы быть не хуже их в проповеди Христа. Верю, что Господь поможет. В академии же я действительно сделал уже все, что мог. Новый наш ректор настолько активный и молодой, что многие вопросы, которые решал я при Александре и Филарете, он легко и быстро решает сам. Конечно, ему надо искать молодых и ревностных помощников, а они в академии есть.

На празднике Преподобного Сергия Святейший Патриарх вручил мне Указ о назначении на Новосибирскую кафедру… Скоро все новое предстоит увидеть своими глазами, за что благодарю Господа. С тобой же, как бы далеко ни был, мысленно буду всегда. Прошу святых молитв. Целую.

Сергий.

Слово архимандрита Сергия на наречении во епископа

Богоявленский кафедральный собор, 9 декабря 1995 года

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!

В жизни каждого человека бывает момент, когда Промысл Божий особенно ясно показывает ему, что «Господом утверждаются стопы человека» (Пс. 36, 23). Сейчас, стоя перед вами, я должен сказать о трепете и смущении, которые объемлют мою душу при мысли о предстоящем мне, недостойному, высоком епископском служении, которого избегали, как известно, и великие подвижники, и святые. Но сегодня же я должен свидетельствовать, что милостию Божиею и по молитвам Святой Церкви, смиренным чадом которой я являюсь с момента рождения в купели Крещения уже сорок четыре года, я постоянно чувствовал благую десницу Всевышнего на протяжении всех лет моей жизни. Она с отеческой любовью наставляла меня на путь истины, помогала в трудных случаях жизни сохранять душевный мир и спокойствие, призывала меня к покаянию, указывая на грехи и их последствия, от которых не свободен ни один человек. Она же незаслуженно одаривала меня благодатной силой, побуждая вставать при падении и устремляться далее на жизненном пути, поставляя часто передо мной живых свидетелей благости Божией, передававших мне свой опыт духовной жизни в Церкви Христовой.

Сегодня, когда через Ваше Святейшество Господь позвал меня, грешного, к высокому и ответственному служению, я не могу еще раз не припомнить основных этапов моего духовного становления.

В первую очередь я земно кланяюсь родителям моим, не только давшим мне жизнь, но сделавшим все, чтобы она была исполнена глубокого духовного смысла, и от младых лет побуждавшим меня искать прежде всего «Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Имея с младенческих лет благой пример служения у престола Божия моего отца, священнослужителя, я с юных лет, как себя помню, связывал свою будущую жизнь со служением алтарю Господню и уже в дошкольном возрасте был облачен в стихарь и участвовал в богослужениях.

Тогда я впервые осознал, что путь служения Христу — крестный, в те не столь уж далекие годы он был сопряжен с поношениями, насмешками и, наконец, с запрещением светской властью до совершеннолетия участвовать в богослужениях.

В школьные годы постепенно формировалось у меня сознательное отношение к благодатно-таинственной жизни Церкви Христовой, ее святым Таинствам, к которым готовил нас, своих внуков, благочестивый дедушка, известный в те годы среди москвичей своим активным духовным руководством среди последних «мечёвцев» и немногочисленной в те годы молодежи, собиравшейся на богослужения в храме пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке в Москве.

Мне вспоминаются сегодня 70-е годы, когда после окончания светского учебного заведения я, с помощью Божией получив благословение у опытных монастырских старцев, сделал окончательный выбор жизненного пути, решив поступить в Московские Духовные школы. Сразу же после армейской службы меня с любовью принял к себе иподиаконом приснопамятный Святейший Патриарх Пимен, рядом с которым Господь судил мне трудиться семнадцать лет. В те годы я не только окончил семинарию и академию, но тот период стал для меня школой послушания и дальнейшего духовного совершенствования в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, где у мощей Преподобного Сергия я дал иноческие обеты, принял монашество и в течение двенадцати лет совершал диаконское служение. Я молитвенно вспоминаю сегодня бывшего нашего ректора — ныне здравствующего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и почившего наместника — архимандрита Иеронима, которые много содействовали моему богословскому становлению в должности преподавателя семинарии. Господь, ведающий помышления каждого человека, знал мое неизменное стремление помогать делу духовного воспитания и богословского образования наших учащихся и последние пять лет помогал мне уже на более высоком и ответственном административном посту в Духовных школах. В эти годы мне особенно запали в душу три несомненно духовно значимых для всей России события, в которых по благословению Вашего Святейшества мне пришлось участвовать.

Первое — это перенесение честных мощей глубоко почитаемого верующими русскими людьми, моего с рождения Небесного покровителя — преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Дни и ночи, проведенные мною вместе с иноками славнейших российских обителей у святых его мощей, оставили в моем сердце неизгладимый след на всю жизнь.

Год спустя Господь помог мне исполнить другое послушание — принести в Россию благодатный огонь от Гроба Господня из Иерусалима. По пути следования нашей паломнической группы мы свидетельствовали во многих странах о духовном единстве всех православных народов, сохраняющих свет Христовой истины уже двадцать столетий.

И, наконец, год назад мне вместе со студентами Духовных школ довелось участвовать в обретении святых останков великого Святителя нашей Церкви прошлого века — Митрополита Московского Филарета (Дроздова). Извлекая из раскопа драгоценные мощи и честную главу Святителя, все мы таинственным образом почувствовали дыхание огненных лет испытаний, которые пережила наша Святая Церковь в текущем столетии.

Благодарю Бога и верю, что все эти события коснулись моей жизни далеко не случайно — они были для меня промыслительными. И духовное утешение, пережитое мною, и откровение благости Божией ко мне, недостойному, постоянно обязывают меня к неленостному служению на ниве Христовой.

И вновь я слышу голос Божий в Определении Вашего Святейшества и Священного Синода. Зная свои духовные немощи и недостатки, я, подобно пророку Ионе, пытавшемуся вначале бежать от исполнения веления Божия, но смирившемуся, избрание свое приемлю, благодарю и ничесоже вопреки глаголю. Но приемлю лишь потому, что уже опытно знаю, что послушание воле Божией — основа жизни Святой Церкви. Верю, что с возложением ваших святительских рук услышу и я голос Божий: «Не говори: „я молод“; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1, 7). Верю, что, укрепленный благодатью, найду в себе силы сказать всякой пастве, к которой Господь меня пошлет, слова пророка Осии: «Ты мой народ» (Ос. 2, 23), ибо, как учит нас Святая Церковь, образ Божий сокрыт во всех людях, и даже в тех, которые того сами и не осознают.

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!

Перед тем как преклонить свою главу у святого престола, я прошу вас о сугубой молитве о моем недостоинстве, дабы она была свидетельством молитвы всей Полноты Церковной и изъявлением воли и согласия на мое поставление всего народа Божия. Глубоко верю, что по молитвам Церкви Господь поможет мне нести крест архипастырского служения в Новосибирской епархии, которое часто сопряжено, как мне представляется, с двумя трудносовместимыми моментами жизни. С одной стороны, я должен буду усугубить дело созидания храма своей души, ибо это цель жизни всякого христианина, но одновременно я должен буду проявлять заботу о многочисленной пастве, попечение о которой только своими силами скоро может превратиться в суету. Но зная, что Господь судит иначе, нежели человек, и что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), особенно уповаю на помощь Божию и всех святых, в земле Сибирской просиявших.

Промыслительную десницу Божию вижу я и в том, что хиротония моя совершается в стольном граде Москве, где почивают святые мощи Святителей Московских, которые являют образ архипастырского попечения о народе Божием, усердных молитвенников и строгих подвижников. С помощью Божией я буду стараться во административном посту в Духовных школах. В эти годы мне особенно запали в душу три несомненно духовно значимых для всей России события, в которых по благословению Вашего Святейшества мне пришлось участвовать.

Первое — это перенесение честных мощей глубоко почитаемого верующими русскими людьми, моего с рождения Небесного покровителя — преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Дни и ночи, проведенные мною вместе с иноками славнейших российских обителей у святых его мощей, оставили в моем сердце неизгладимый след на всю жизнь.

Год спустя Господь помог мне исполнить другое послушание — принести в Россию благодатный огонь от Гроба Господня из Иерусалима. По пути следования нашей паломнической группы мы свидетельствовали во многих странах о духовном единстве всех православных народов, сохраняющих свет Христовой истины уже двадцать столетий.

И, наконец, год назад мне вместе со студентами Духовных школ довелось участвовать в обретении святых останков великого Святителя нашей Церкви прошлого века — Митрополита Московского Филарета (Дроздова). Извлекая из раскопа драгоценные мощи и честную главу Святителя, все мы таинственным образом почувствовали дыхание огненных лет испытаний, которые пережила наша Святая Церковь в текущем столетии.

Благодарю Бога и верю, что все эти события коснулись моей жизни далеко не случайно — они были для меня промыслительными. И духовное утешение, пережитое мною, и откровение благости Божией ко мне, недостойному, постоянно обязывают меня к неленостному служению на ниве Христовой.

И вновь я слышу голос Божий в Определении Вашего Святейшества и Священного Синода. Зная свои духовные немощи и недостатки, я, подобно пророку Ионе, пытавшемуся вначале бежать от исполнения веления Божия, но смирившемуся, избрание свое приемлю, благодарю и ничесоже вопреки глаголю. Но приемлю лишь потому, что уже опытно знаю, что послушание воле Божией — основа жизни Святой Церкви. Верю, что с возложением ваших святительских рук услышу и я голос Божий: «Не говори: „я молод“; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1, 7). Верю, что, укрепленный благодатью, найду в себе силы сказать всякой пастве, к которой Господь меня пошлет, слова пророка Осии: «Ты мой народ» (Ос. 2, 23), ибо, как учит нас Святая Церковь, образ Божий сокрыт во всех людях, и даже в тех, которые того сами и не осознают.

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!

Перед тем как преклонить свою главу у святого престола, я прошу вас о сугубой молитве о моем недостоинстве, дабы она была свидетельством молитвы всей Полноты Церковной и изъявлением воли и согласия на мое поставление всего народа Божия. Глубоко верю, что по молитвам Церкви Господь поможет мне нести крест архипастырского служения в Новосибирской епархии, которое часто сопряжено, как мне представляется, с двумя трудносовместимыми моментами жизни. С одной стороны, я должен буду усугубить дело созидания храма своей души, ибо это цель жизни всякого христианина, но одновременно я должен буду проявлять заботу о многочисленной пастве, попечение о которой только своими силами скоро может превратиться в суету. Но зная, что Господь судит иначе, нежели человек, и что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), особенно уповаю на помощь Божию и всех святых, в земле Сибирской просиявших.

Промыслительную десницу Божию вижу я и в том, что хиротония моя совершается в стольном граде Москве, где почивают святые мощи Святителей Московских, которые являют образ архипастырского попечения о народе Божием, усердных молитвенников и строгих подвижников. С помощью Божией я буду стараться во всем следовать благому примеру их, неизменно соблюдая евангельское учение и правила Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Новосибирскому и Бердскому Сергию

Богоявленский кафедральный собор, 10 декабря 1995 года

Преосвященный епископ Сергий, наш собрат во Христе!

Через возложение рук наших совершилась ныне над тобой архиерейская хиротония, и благодатные дары Святого Духа приобщили тебя к сонму епископов Русской Православной Церкви.

Ты предстоишь Освященному Собору как продолжатель дела Христова и преемник апостолов, которые словом и делом возвестили миру Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.

Они проповедовали то, что слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали (1 Ин. 1, 1) своими руками. Ты же отныне призван возвещать благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Христа Иисуса (1 Тим. 1,2), продолжая дело и служение святых апостолов и их преемников-епископов, живших прежде нас. Это — Предание Святой Церкви, это ее вера, которую ты исповедал сегодня перед нами и обещался хранить неповрежденной до конца жизни своей.

Через молитву и возложение рук ты получил дар передавать благодать, которой удостоились Христовы ученики в Сионской горнице.

Ты получил дар, который немощная врачует и оскудевающая восполняет.

Ты поставлен с достоинством стоять впереди пресвитеров люда своего, подавая и пастырям, и их пастве назидательный пример чистоты духовной и телесной, высокого благочестия и духовной мудрости.

Пусть вдохновят тебя на ревностное исполнение архипастырских обязанностей слова апостола Павла: в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны (Рим. 12, 10-12).

Горение духа ревности о Боге и твоего благочестивого усердия в деле спасения своего и врученной тебе паствы должно простираться в тебе до готовности положить жизнь свою за овец (Ин. 10, 11).

Грозное слово обращает пророк Иезекииль к нерадивым пастырям: горе пастырям… которые пасли себя самих… слабых не укрепляли… угнанной (овцы) не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью… взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец (Иез. 34, 2, 4, 10).

Посему, как научает нас первоверховный апостол, чтобы быть добрым пастырем, прежде всего во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное (Тит. 2, 7-8).

Совершая свое служение, не забывай, что ко многим добродетелям необходимо прилагать выдержку и спокойствие, преуспевая в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1 Тим. 6, 11-12).

Новосибирская епархия, на которую ты назначен, является центральной в Сибири. Обильная природными богатствами, Сибирь явила собой сокровищницу православного духа. Святители Иннокентий Московский, Софроний и Иннокентий Иркутские, Иоанн Тобольский прославились на сибирской земле праведной жизнью, миссионерской и просветительской деятельностью. Сибирь сильна своим могучим духом, крепким характером. Не раз сибиряки были решающей силой в противостоянии смутам и лихолетьям. Сегодня Сибирь должна стать оплотом Православия. Это в интересах не только Церкви, но и государства. Прозелитическая деятельность инославных Церквей и религиозных объединений, а также христианских и нехристианских сект ведет не только к уловлению душ людей, но и к разделению нашего общества по вероисповедному признаку. Причем некоторые из упомянутых, а также парарелигиозные, неоязыческие и оккультистские группы социально опасны. Для большинства из них характерно негативное отношение к нашей классической культуре, к культуре других народов, к воинской службе. Они не привнесут в нашу жизнь ничего духовно полезного, им нечем нас обогатить. Асахара, Мария-Деви, Виссарион… — сейчас во всем мире более сотни «христов»! И их слушают! Обо всей этой темной мистике предупреждали святые отцы. Об этом ясно в Евангелии сказал Господь: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам… не верьте (Мф. 24, 24-26).

Немало беспокойства доставляет нам то, что многие средства массовой информации проповедуют культ насилия, обращаясь к человеческим страстям, одурманивая разум различными рекомендациями по черной магии и сатанизму. Все это ведет к духовному растлению народа.

Долг Церкви, ее архипастырей и пастырей — укрепить свою паству в вере отеческой, вере православной, в духе патриотизма и любви к своему Отечеству, к своей культуре и истории. Подрастающее поколение мы должны воспитать в лучших отечественных традициях, которыми так богата наша Русская земля и которыми всегда щедро делилась со своими пасомыми Православная Церковь. Мы должны заботиться о сохранении бесценного Божиего дара жизни во всех ее проявлениях, начиная от внутриутробного развития до состояния смертельно больного. Укрепление семьи, христианское отношение детей к родителям и взрослым, отношение друг к другу, к труду, к окружающей нас среде — все должно строиться на евангельских принципах, на заповедях Христовых, на духовно-нравственных началах любви и милосердия.

Многие сегодня с надеждой смотрят на нашу Церковь, не без основания считая ее единственной силой, которая может вывести наше общество из мрака бездуховности и религиозной слепоты.

От нас, служителей алтаря Господня, во многом зависит исполнение надежд наших соотечественников.

Утверждай себя и других в вере, надежде и любви, созидай мир в душе твоей, среди паствы твоей, между всеми людьми.

Тебе предстоит продолжить, укрепить, умножить сторицею все добрые начинания твоего предшественника. Поручаю тебе передать наше патриаршее благословение Новосибирской пастве и клиру, с которыми молился и которых духовно помню по нашему пастырскому визиту в Сибирь, и надеюсь, что клир с усердием будет нести свое служение Церкви Христовой под управлением нового архипастыря, а все чада церковные будут совершенствовать себя духовно, восходя по лествице христианских добродетелей, умножая веру, любовь и милосердие.

Ты родился и вырос в благочестивой священнической семье. На твою долю выпал жребий долгие годы быть в послушании блаженно почившего Святейшего Патриарха Пимена, который, как известно мне, отечески вел тебя по ступеням служения Церкви Божией.

За последние годы твоего служения ты приобрел опыт духовного совершенствования, приобщился монашескому искусу, многое почерпнул из живительного кладезя богословских наук и, будучи инспектором и преподавателем Московских Духовных школ, постиг искусство руководить другими.

Не могу умолчать о том, что благодать архиерейства ты воспринял в Богоявленском кафедральном соборе, у тех дорогих каждому православному сердцу святынь, которые являются утешением и поддержкой для всех почитающих их и поклоняющихся им. Здесь получили епископскую хиротонию многие архипастыри Русской Православной Церкви. Святитель Московский Алексий является усердным печальником и ходатаем о тех, кто отсюда идет на трудный путь архипастырского делания.

Прими поздравление от меня и твоих собратий с благодатью архиерейства!

Наставляемый и напутствуемый этим словом и нашими молитвами, вступи, возлюбленный собрат, на предлежащий тебе путь и соверши то, что повелевает тебе Господь.

А ныне возьми сей жезл и простри благословение к граду Новосибирску, ко всей пастве твоей и к предстоящим здесь и молившимся о тебе людям Божиим.

ЕРВОЕ ПИСЬМО ИЗ НОВОСИБИРСКА

Сын знал, что я интересуюсь условиями его жизни, поэтому прислал из Новосибирска следующее (первое оттуда) письмо.

30 декабря 1995 года

Здравствуйте, мои дорогие!

Вот уже неделя, как я в Новосибирске. Сегодня суббота, 30.12.1995 года, первое утро, когда я смог сесть за это письмо. Вся неделя была загружена до предела — сначала разбирали с Алексеем (Лымаревым. — Н. С.) вещи, книги. Развешивали иконы. Но это, в основном, делал Алексей, я только подсказывал и думал, что куда определить. Дом большой, двухэтажный — прихожая, буфет, зал с камином и телевизором, кабинет с удобствами, комната для келейника, два входа — передний и со стороны сада — это все на первом этаже. На втором моя спальня с туалетом и ванной, еще такое же помещение для гостей (его занял Алексей, так как на первом этаже довольно прохладно — 16 градусов) и домовая церковь. Все отделано резным деревом, богатая мягкая мебель, шторы и «стенки» (в кабинете я их заполнил привезенными книгами), дорогая посуда, во всех комнатах есть писаные иконы.

И необычайная тишина. Вокруг дома сосновый бор, правда, рядом есть жилой поселок, но, как в Гребневе, слышен только лай собак. Дорога на Академгородок проходит метрах в пятистах, и ее не слышно. С городом связь автобусом и электричкой, меня же с первого дня возят на шикарной белой американской машине — «линкольне». Шофер Толя, верующий паренек-украинец, его сестра — в местном женском монастыре. По дому хозяйничает матушка Любовь, скромная. Выглядит намного моложе, а ей шестьдесят девять лет. Помогает ей родная сестра шестидесяти пяти лет, Нина. Обе местные, в городе есть у них квартира, но живут сейчас постоянно при архиерейском доме во флигеле. Это еще один кирпичный дом, там, кроме их жилья, есть кухня и, говорят, прекрасная баня. Алексей уже парился там трижды, я еще до нее не дошел, пользуюсь душем у себя. Алексей, увидев бассейн и комнату отдыха в бане, сказал: «Надо или здесь оставаться, или бежать от этой роскоши». Есть котельная (топится углем), гараж, две сторожевые собаки, сторож, истопник и высокий зеленый забор с двумя воротами. Правда, выходил я на улицу (во двор) за неделю только один раз на полчаса. Общее впечатление от дома — санаторий «Барвиха». Отец Феодор (брат. — Я. С.) сразу поймет, что это такое. Хотя мне все это знакомо, но я уже успел отвыкнуть за время инспекторства и понемногу кое-что упрощаю. Сразу стал кушать в буфетной, там все под рукой, гостиную с камином буду использовать для гостей. Попросил до праздников не давать мне свежих огурцов и помидоров, ведь я привык к солениям, хотя матушка говорит, что отцы кушают свежие овощи постоянно. Первые дни были проблемы с желудком, может быть, новая вода, может быть, — новое время, а может, и грипп (температура 38° С). Но уже сегодня все позади. Температуру сбил за одну ночь аспирином, а желудок «смирил голодом», хотя угощают здесь хорошо.

На первых же службах стал проповедовать — вечером дважды и утром дважды. Сейчас в этом есть особая внутренняя потребность. Люди ловят каждое слово, каждый день приходилось давать интервью местным газетам, радио и телевидению. Уже записал беседу на радио, она пойдет, как сказали, в рождественскую ночь по всероссийскому каналу. Может быть, услышите. Хотя ночь — понятие относительное. В Москве ночь, а здесь утро.

Уже встречался с городской и областной властью. С новым губернатором, которого выбрали 24 декабря. Думаю, Господь поможет, отношения будут хорошими. Мне в этом помогает Лымарь Владимир Данилович, бывший уполномоченный. Сейчас он занимается этой же работой, но времена-то другие и он, естественно, перестроился. Крестился в Иордане, когда был в паломничестве. Человек очень приятный, мой ровесник, на первой встрече в кабинете даже поцеловал руку, хотя я его и не благословлял. Сейчас буду ему звонить и обговаривать детали первого делового визита к губернатору. Просить не пришлось, он сам назначил на третье января. Губернатор — это Муха Виталий Петрович — возглавлял местную власть до осени 1993 года. После известных событий у Белого дома в Москве — уволен с должности Президентом. Но сейчас его вновь выбрал народ. Муха неоднократно встречался с Патриархом как в Новосибирске при визите Святейшего, так и в Москве. За время его отсутствия у власти его политический соперник, который сейчас проиграл на выборах, восстановил в центре Новосибирска прекрасную часовню Святителя Николая. Несомненно, это украсило город. В ней совершаются молебны и акафисты. Один из первых вопросов — как ее юридически оформить. К сожалению, есть еще технические недоделки, работает комиссия по устранению. Передача епархии часовни была чисто формальной — вручили ключ в день празднования 100-летия города, и это делалось с «благословения» бывшего губернатора. Второй вопрос — это духовное образование в городе. Есть, я бы так назвал, — богословские курсы. Уже их посетил. Со второго полугодия намереваюсь читать там лекции. Но там большинство девушек, а нам очень нужны юноши, будущие священники. Завтра, в воскресенье, будет уже хиротония во диакона. Встретился со ставленником, познакомился с его будущей матушкой. Впечатление хорошее. Для будущей семинарии надо здание, буду об этом говорить с губернатором.

Вообще церковная жизнь здесь не просто налажена, но, что называется, бьет ключом. Это отрадно. Есть священники, которые работают помимо службы по самым разным направлениям: это религиозное образование и катехизация, борьба с сектантством, окормление военнослужащих и заключенных, работа в больницах и домах престарелых. Со всеми этими батюшками я уже встретился. Это славные молодые священники, я чувствую, что они увлечены этой работой. Это подвижники. Ведь у всех у них семьи, а они с утра до ночи на службе и в работе. Буду молиться, чтобы Господь побольше посылал таких людей. Но и потенциал есть. Это люди со светским образованием, которые уже активно участвуют в церковной жизни.

Я чувствую, что всего все равно не опишу. Надо уже готовиться к завтрашней проповеди. Служим вместе с епископом Софронием, у которого вчера принял дела епархии. Владыка Софроний — милейший, скромнейший человек. Сам из Новосибирска и мог бы быть здесь прекрасным архиереем, но когда ему Святейший предлагал, он только и повторял: «Как благословите». Благословил ему Святейший быть в Кемерове, на двести километров восточнее Новосибирска. Все. Больше нет времени. Всех целую. Письмо прошу сохранить. Это как бы мой дневник.

Божие всем благословение.

Ваш епископ Сергий. С наступающим Рождеством Христовым!

ПЕРВОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

В конце декабря епископ Сергий, совершив первый перелет из Москвы в Новосибирск, начал там свое служение. Местная газета сообщила следующее.

«Минувшую субботу в Вознесенском кафедральном соборе совершилось Всенощное бдение, которое провел новый епископ Новосибирский и Бердский Сергий. А в воскресенье, 24 декабря, епископ Сергий совершил свою первую в нашей епархии Божественную литургию.

Об уважительном отношении духовенства к теперь уже нашему Владыке говорит такой факт: его хиротония (рукоположение в сан епископа) прошла с участием девяти архиереев — такое количество одновременно приехавших епископов — факт достаточно редкий и говорящий сам за себя»

[Вечерний Новосибирск. 1995. № 243 (25 декабря).].

Рождественское послание Преосвященного епископа Новосибирского и Бердского Сергия

1996 год

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе пастыри, монашествующие, труженики на ниве церковной, братья и сестры и все боголюбивые чада Новосибирской и Томской областей!

В благословенные дни, когда вся Русская Православная Церковь празднует Рождество Христово, я обращаюсь к вам со своим первым архипастырским посланием и сердечно поздравляю с великим праздником явления Бога во плоти.

К новому высокому и ответственному служению я приступаю с трепетом и молитвой, ибо знаю свою немощь и недостоинство, но, проявляя послушание Святой Церкви и надеясь на помощь Божию, обращаюсь к вам всем словами Первоверховного Апостола: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Флп. 1, 3).

Этот мир Божий, впервые возвещенный две тысячи лет назад в ночь Рождества Христова ангелами вифлеемским пастухам, всегда проявляет себя в жизни святой Церкви как совершенная сердечная чистота и душевное спокойствие, обретаемые всеми достойно подвизающимися на ниве Христовой. В основании этого мира лежит благость и любовь Божия ко всей вселенной, ко всем людям без различия национальной принадлежности, социального положения, пола и возраста, ибо Господь всем дает жизнь и все благопотребное для развития стран и народов. Но не все люди видят и чувствуют эту благость Божию, не у всех людей сердце откликается на радостный небесный призыв: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Оттого-то так пасмурны лица многих наших людей в последние годы, что не могут они радоваться небесной радостью. Ибо за десятилетия господства атеизма в нашей стране многие поколения были воспитаны материалистами, отдающими свое сердце и душу на служение идолу гордыни и тленному богатству, ничего общего не имеющими с духовными ценностями, дарами и благами Царства Божия, искать и стремиться к которым постоянно зовет нас святая Церковь. Ураган безбожия, бушевавший в нашей стране более семидесяти лет, в вихре которого погибли многие лучшие люди нашей Родины, наложил свой отпечаток на многих из нас, сделав нас духовно немощными и недальновидными.

Теперь, когда по милости Божией наша Церковь вновь получила свободу проповеди и служения, перед взором пастырей открывается часто духовная пустыня, требующая для своего возрождения времени и титанической работы. Все мы должны понимать, что не по нашим заслугам даровал нам Господь дни благоприятные, что прежде всего Сам Он неведомыми нам путями обращает сердца людей к покаянию, дарует им прощение и возрождающую Свою благодать, ибо Он один — Пастыреначальник и Владыка всей вселенной. То, что происходит сейчас на необозримых просторах нашей Отчизны, можно назвать чудом Преображения и Воскресения душ человеческих, и это накладывает на всех нас, прежде всего пастырей, огромную ответственность перед Богом и людьми. Мы видим, как из руин восстанавливаются монастыри и храмы, и это нас радует, но мы одновременно чувствуем недостаточность пастырской активности в деле душепопечения и проповеди. Существует реальная опасность, что люди, не дождавшись доброго слова, благодатной поддержки в православной общине, найдут ее на стороне, в новых, нетрадиционных для нашего общества формах душепопечительства. Поэтому, даже сознавая свое несовершенство и уповая более на помощь Божию, нежели на свою опытность, поспешим навстречу людям, которых коснулась благодать Христова зова. Постараемся дать им подлинно духовную пищу, не обманывая их ложными посулами безбедной и легкой жизни здесь, на земле. Всех нас Господь призывает в Царство Небесное, которое приобретается усилием (Мф. 11, 12) и обнаруживается, прежде всего, в глубине очищенного от грехов сердца чувством небесного мира и совершенной гармонии. Будем помнить, что нет иного пути к совершенству, но если преображается душа человека, то обязательно изменяется и весь окружающий нас мир. Уже здесь, на земле, человек может и должен испытывать счастье и удовлетворение от созидательного труда, от сознания своего соработничества Богу в исполнении правды Божией в этом мире.

Мысленно предстоя перед яслями Богомладенца Христа, принесем ему в дар свою крепкую веру в Него как нашего Господа и Спасителя, проявим свою веру в конкретных добрых делах, трудовых подвигах, направленных на укрепление нашего Отечества и нашей святой Церкви. Благодатный свет Рождества Христова да осветит наш жизненный путь и приведет всех нас в вечные Небесные Обители.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами.

Аминь.

ЛИКБЕЗ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

«Состоялся семинар преподавателей литературы и истории средних школ района по теме „Библейские сюжеты в курсе литературы и истории средней школы“. Это не чья-то прихоть или каприз. Дело в том, что в современных школьных программах „сюжеты“ эти присутствуют, но педагоги, получившие образование во времена воинствующего атеизма, в буквальном смысле не представляют, с чего же здесь следует начинать. Это подтвердили и вопросы, заданные участниками семинара служителям Церкви, которые по приглашению РОНО присутствовали на семинаре в качестве наставников. С часовой лекцией о книге книг Библии выступил Епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Он с удовлетворением отметил, что в Коченевском районе теперь взаимопонимание школы и Церкви. Речь идет не о навязывании и вдалбливании „Закона Божия“ в головы школьников, а о совершенно обратном — воспитании всесторонне образованных, высоконравственных людей. И если сегодня дети не изучают моральный кодекс строителя коммунизма, так пусть узнают десять заповедей Божиих, что, в принципе, одно и то же.

Епископ Сергий посетил место будущего строительства Свято-Михайловской церкви, побывал в ныне действующем храме, где благословил находящихся там в тот час прихожан»

[«Коченёвские вести». 1996. № 36 (26 марта).].

ПЕРВЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД. ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЯПОНСКОГО ГОСТЯ

Вспоминая 1996 год, Владыка Сергий говорил: «Первый год в Новосибирске я еще приглядывался к церковной и общественной жизни. Что-то меня удивляло, что-то возмущало. Я тогда еще только знакомился с духовенством края, налаживал взаимоотношения с правительством. В последующие годы я уже чувствовал себя увереннее и смелее».

Личность нового инициативного епископа интересует новосибирцев. К Владыке приглядываются, многому поражаются, ищут с ним встречи, чтобы понять его ближе, пишут о нем в местных газетах.

В городе происходит небывалое: около тысячи человек в течение часа идут крестным ходом четыре километра по улицам Новосибирска. Один православный церковный деятель, по национальности японец, написал в своих заметках следующее.

«Молодая листва берез сверкает на солнце, на асфальт легли густые тени. От Москвы на восток — две тысячи восемьсот километров. По главной улице Новосибирска идут толпы народа во главе со священнослужителями, несущими иконы, Евангелия и свечи. Это крестный ход памяти Кирилла и Мефодия, святых, живших в девятом веке, изобретателей русского алфавита.

Процессия вышла из церкви в послеобеденное время, когда закончилась воскресная Литургия. Старики, держащие внуков за руку, дети на велосипедах, молодые супружеские пары, катящие коляски с младенцами...

Полная женщина, продающая с лотка на тротуаре фрукты, остановила торговлю и три раза перекрестилась на иконы, которые проносили мимо нее. Двадцать семь градусов жары. Пока милиция, обливаясь потом, регулировала движение транспорта, процессия с пением хвалебного гимна „Слава тебе, Боже“ прошла перед большим памятником Ленину.

»Двадцать лет назад, когда религия была под гнетом, я мечтал, что когда-нибудь смогу провести этот крестный ход", — говорит епископ Русской Православной Церкви Сергий. Облаченный в праздничные парчовые одежды, в венце-митре, он был слегка взволнован.

Закончился крестный ход, организованный им по собственной инициативе, и в машине епископ вздохнул с облегчением. Его речь была скромной, но выражала большую радость: «Возможность сегодняшнего крестного хода — свидетельство того, что общество на один шаг приблизилось к Богу».

«Я часто вижу подобные процессии в Москве, но там люди несут не кресты, а красные знамена», — искушающе заметил я. Епископ тихо рассмеялся в ответ: «Это действительно так. Я думаю, в основном сознание людей не изменилось». Взглянув в окно машины на черный памятник Ленину, он продолжил: «На самом деле есть и люди, которые ревностно посещают церковь и в то же время вздыхают о том, как хорошо было раньше, во времена Советского Союза. У нас горы необходимой работы над их мировозрением»"

[Такахаси Рюсукэ. Очерки // Стиль жизни. 1996 (май).].

Японца интересовали вопросы, связанные с приближением срока выборов президента: как изменятся отношения Церкви и государства? Какую роль собирается играть Церковь в обществе? Он ждал ответа от епископа Сергия, у которого епархия — четыреста километров с запада на восток и двести километров с севера на юг.

Видя, что японец жаждет ответа, Владыка пригласил его к себе домой, где беседа продолжалась в уединенном доме среди рощи. Епископ беседовал с гостем о возрождении религии в России. «Главная проблема — нехватка священников», — говорил Владыка.

«За обедом три-четыре стерляди длиной по двадцать сантиметров, уложенные на тарелку между салатом и хлебом, не отрываясь, глядели на епископа Сергия.

Рыбки будто говорили: „Съешь нас скорее! Не принесет ли матушка супа?“

Маленькая тетушка в переднике регулярно приходила и заботилась об одиноком епископе.

Он быстро прочитал молитву перед едой и со словами: „В моем доме Вы первый гость из Москвы“, — разлил холодное вино. Прошло примерно пять месяцев с тех пор, как он переехал из столицы. „Я один, и поэтому приехал налегке. Привез только это“, — он посмотрел на иконы, висящие на стене. Епископ сказал, что их подарила мать, которая любит картины. „Это назначение для меня было как гром среди ясного неба. Но здесь прекрасно. Я благодарю Бога. И эти стерляди пойманы в Оби, протекающей поблизости“»

[Такахаси Рюсукэ. Очерки // Стиль жизни. 1996 (май).].

Из речи Владыки гость понял, что в Новосибирской епархии пятьдесят шесть храмов, но их число продолжало расти. «Утешение скорбящих людей, проповеди для больниц, тюрем, воинских частей, строительство храмов, управление церковными школами, издание книг — вот горы моей работы», — рассказывал Владыка. Японец понял, что епископ разрывается на части: хочет послать священнослужителей в Чечню, в войска. Для предотвращения проникновения новых религиозных сект надо создать специальную организацию. «Но самая большая проблема — нехватка священников», — повторял епископ.

«После распада Советского Союза в 1991 году участились случаи, когда даже в обычных школах факультативно начались занятия по религии. „Важно изучать религию с детства. Но учителя в прошлом — атеисты. Чему они могут научить из религии? Нет способных, ответственных людей! Число церковных школ растет, но священников не хватает. Сложно и строительство храмов. Но воспитание священников еще сложнее“, — говорил Владыка. Голос его потеплел, а суп, наоборот, остыл. Стерляди продолжали, не отрываясь, глядеть на епископа.

Он продолжал: „Если государство серьезно думает о духовном развитии народа, религия может сыграть в этом большую роль. Нынешняя власть указала на этот курс. Однако, — епископ Сергий вздохнул и помолчал, — для этого необходима государственная финансовая поддержка“»

[Такахаси Рюсукэ. Очерки // Стиль жизни. 1996 (май).].

Слова о том, что требуется поддержка государства, напомнили гостю историю Церкви, когда она зависела от светской власти. «У Православной Церкви нет исторического опыта независимости», — решил японец.

«Епископ Сергий говорил: „Среди священников есть люди, которые гордятся своими поверхностными, половинчатыми знаниями, и люди, отравленные сектантским национализмом под именем патриотизма. Надо вкладывать больше сил в религиозное образование, но для этого опять необходима поддержка государства“.

Епископ, с одной стороны, заявлял: „Для человека, проповедующего христианское учение, национальных различий нет“. А с другой стороны, он говорит, что отношения с Российским государством недостаточно тесные. „Однако сейчас, когда в целом по России расширяется влияние национализма, самое трудное дело — поддерживать баланс между государством и христианским учением“.

В семинарии Сергиева Посада под Москвой, которую до прошлого года инспектировал епископ, учатся молодые люди из Америки, Западной Европы, Азии, — примерно из тридцати стран. Православная традиция имеет стойкую национальную окраску. Сохраняя эту традицию и прилагая усилия к воспитанию священников, принадлежащих к разнообразным народам, Православная Церковь начинает поиск пути в новый век»

[Такахаси Рюсукэ. Очерки // Стиль жизни. 1996 (май).].

При расставании епископ Сергий сказал гостю: «Когда страной станут управлять люди, которые соприкасались с детских лет с глубокой духовной традицией Церкви, тогда только можно будет говорить о настоящих изменениях в России, о миссии России»

[Такахаси Рюсукэ. Очерки // Стиль жизни. 1996 (май).].

Из газетной заметки видно, что иностранного гостя удивила скромность Владыки Сергия, простота в обращении, тишина «дачи», отдаленной от суеты города, а главное — мир душевный, который отражался в словах Владыки, в приветливом обхождении. Возможно, Божия благодать впервые в жизни коснулась сердца японца, поэтому в глазах его все кругом вдруг как-то дивно ожило, даже рыбки будто заговорили.

В ПРОВИНЦИИ ВСТРЕЧАЮТ ВЫСОКОГО ГОСТЯ. ЧУДО В ПУТИ

Отражает глубокое впечатление, произведенное Владыкой Сергием на сибиряков, и заметка в районной газете, названная «Встречали высокого гостя»: «5 июля, после обеда, возле храма Спасителя в Венгерове собрались прихожане, чтобы встретить епископа Сергия, который с часу на час должен был возвратиться из Кыштовки, где знакомился с приходом. Такая же миссия ему предстояла и у нас, в Венгерове, и еще несколько отдаленных районов нужно было ему посетить, чтобы иметь полное представление о состоянии православной церкви в своей епархии. По всем расчетам, гость должен был вернуться из соседнего района часам к четырем дня. Но вот и четыре, и пятый час… По небу ходят большие грозовые тучи, очевидцы сообщают: то там, то тут уже прошли ливни. Волнуются прихожане: дороги наши далеки от совершенства, всякое бывает...

Дома Владыка Сергий рассказывал: „Я прибыл к людям, ожидавшим меня около двух часов, в приподнятом настроении. Такое чувство бывает в душе после пережитого только что чуда милости Божией. Машина наша встала среди полей и лесов, далеко от людских поселений. Шофер, прекрасно разбирающийся в технике, сказал, что починка на месте невозможна. Я знал, что меня ждут, но что было делать? В Сибири дороги пустынны, часами можно ехать и не встретить ни единой машины. А у нас и троса не было, так что если у попутной или встречной машины его тоже не будет, то нам сидеть в глуши и сидеть. Я тихо ходил по дороге и молился, вспоминал святителя Николая. Недавно прошел ливень, кругом сыро, воздух свежий. Вдруг смотрю под ноги и вижу: из грязи виднеется толстый металлический трос, будто вросший уже в землю. Зову своего шофера Анатолия, вместе вытаскиваем находку. Откуда взялся трос среди грязи и травы, у самой дороги?

Бог послал! Теперь бы только попутную машину. В радости и с надеждой продолжаю молитву. А вот и машина! Привязали мы к ней при помощи нашей находки свой “линкольн» и быстро прибыли к месту назначения. С какой же радостью нас встретили! Конечно, восторженную благодарность Богу пела моя душа. Об этом дне и заметка в газете. С тех пор на далекие расстояния ездим на двух машинах: мало ли что может случиться в пути?"

Как оказалось, задержал Владыку не ливень, а обычная поломка машины. Ну а мы, представители местной газеты и телевидения, все же «прозевали» момент встречи, и знакомство наше состоялось лишь после того, как закончился визит Его Преосвященства к главе районной администрации Ю. П. Величко. Но и тут произошел маленький конфуз: когда открылись двери кабинета и в темном облачении вышел священник, я подумала, что это он и есть. Однако священник произнес неожиданные слова: вы не волнуйтесь, спрашивайте епископа, не стесняйтесь, он очень простой человек… И тогда дошло: это сопровождающий епископа отец Сергий из Барабинска, а сам епископ — человек другой. О, наше невежество! Мы даже не знаем, какие различия в облачении бывают у обычного священника и епископа!

Как и говорили, высокий гость оказался действительно и простой, и обаятельный, но и с какой-то огромной внутренней силой, наполняющей весь его облик необыкновенным достоинством.

Я понимаю, что, преодолев за день такое огромное расстояние — от Барабинска до Кыштовки и обратно, он устал, и как-то вроде бы нехорошо приставать с вопросами. Как бы чувствуя мое состояние, епископ сказал так: «Сейчас будет в церкви молебен, я там скажу, что вам пригодится, а уж потом, что будет неясно, спросите еще. Хорошо?»

Хлебом-солью по русскому обычаю встретили венгеровские прихожане и их священник отец Димитрий своего Владыку. В малой церкви состоялся молебен. Здесь было уютно, тепло от сердец присутствующих, объединенных мыслью о Боге, вере, любви к ближнему. А потом все слушали его проповедь. Вот моменты, которые особо запомнились:

— Милостью Божией, — раздавалось в храме, — прибыл я в ваше село из Кыштовки, созидающей храм. Там очень хорошие живут люди. Но и дорогой подтвердились слова Господа нашего, Иисуса Христа, что «без Меня вы не сделаете ничего». Сломалась дорогой машина, и первый же человек, к которому мы обратились за помощью, взял нас на прицеп. Воистину, благодать Божия касается нас постоянно… многие люди не могут принять этой благодати, такое бывает, когда нет веры. Но человек волен сам впустить Бога в свое сердце. Благодать в сердце, Царствие Божие внутри нас, это мы можем и на земле чувствовать… Мы должны непрестанно молиться и за все благодарить Бога. Сама жизнь — это дар Божий. Его любовь проявилась и в Его творении — человеке. Человек может уподобляться Богу, ибо он создан по образу и подобию Божиему. И шаг за шагом надо подниматься по лестнице святости. Можно молиться не только в церкви, но и дома, лишь бы вера была и дела, угодные Богу. Без дел вера мертва… И почаще надо слушать голос своей совести, тогда станет ясно, кто зовет: Бог или диавол.

Пределов совершенства нет, и мы должны от малого идти к большему… Я проехал, — говорил в проповеди епископ Сергий, — всю епархию. Есть места, где еще нет церквей, было даже, что молебен проводили на открытом месте, стоя в снегу. У вас есть малый храм и большой. И будем благодарны Богу за то, что Он нам дает...

Мы должны быть благодарны Господу за те перемены, что произошли в последние годы в России. Теперь только в нашей Новосибирской области действует около шестидесяти церквей, а недавно их было всего пять-шесть. Но нам надо, чтобы дети наши, внуки знали Закон Божий. Отринули в свое время Бога и к чему пришли? Надо созидать храмы в сердцах нового поколения. Я хочу, чтобы все почувствовали великую ответственность за содеянное. Всем желаю душевной крепости, а она в кресте. Крест отверзает нам двери рая.

Потом епископ благословляет прихожан, каждый прикладывается ко кресту.

— Надеюсь, — говорит он по дороге к большому храму, — я ответил на многие ваши вопросы?

— Пожалуй, да.

И это было правдой. Потому что главным, наверное, был бы вопрос об истинности епископского предназначения, веры, а это можно было почувствовать через поведение, характер общения с людьми, через его слово.

В самом начале встречи, кроме вопроса о том, доволен ли Владыка разговором с нашим главой администрации, на который епископ ответил утвердительно, спросили его, нравится ли ему новая должность, на что епископ сказал: «Это не должность, это крест»"

[З. Трофимова. Встречали высокого гостя // Ленинец. 1996. № 77 (11 июля).].

ВСТРЕЧА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ. ВОСПОМИНАНИЯ О БАБУШКЕ ЗОЕ

Епископ Сергий принимал активное участие в общественной жизни Новосибирска. О том, какое большое значение придавал он беседам с самыми различными категориями людей, свидетельствует письмо Владыки домой, написанное им накануне встречи с ветеранами труда в одном из Домов культуры города. Ниже приводится это письмо.

22 сентября 1996 года

Итак, мне уже сорок пять лет. Скоро год, как я епископ Новосибирский. Несомненно, осмыслению последних пяти лет моего пребывания на должности инспектора Московской Духовной академии следует уделить особое место в моих воспоминаниях. Но сегодня я вдруг понял, что надо срочно записать то, что осталось в моей памяти о последних беседах с моей бабушкой, хотя это было двадцать четыре года назад. Через несколько дней, 1 октября, мне предстоит встреча с пожилыми людьми в одном из Домов культуры Новосибирска. Геронтологический центр отмечает «День пожилого человека». Попросили дать духовный концерт и побеседовать с ветеранами. С концертом проблем не будет, есть замечательный вокальный коллектив, а вот о чем в Доме культуры беседовать с пожилыми людьми — это вопрос. Будь эта встреча в храме — вопросов нет, необходимо сказать проповедь, «привязав» ее к ближайшему церковному празднику, хотя бы к Воздвижению. В храме проповедь слушают верующие, то есть люди, привыкшие на все события смотреть так, как учит Церковь. А о чем говорить епископу в Доме культуры со старичками в День пожилого человека? Ведь надо же, придумали такой день! Жизнь сейчас тяжелая для всех, а уж тем более для пожилых. Многие лишены самого необходимого, голодают. Но об этом речь идет с утра до вечера по радио и телевидению, и не для того же собирают старичков, чтобы коллективно посетовать. Нет, необходимо дать им положительную информацию, заставить их уйти домой духовно обогащенными, а не только взволнованными хорошими духовными песнопениями. Решено, я расскажу им о моей последней беседе с покойной бабушкой, Зоей Вениаминовной Пестовой, активной христианкой, за что ей пришлось в свое время побывать в тюрьме.

Однажды, это было в 1972 году, когда я был студентом музыкального училища и остановился в Москве у нее на квартире, она довольно строго позвала меня к себе в комнату, посадила напротив себя и велела слушать о том, что ей вдруг стало особенно ясным при чтении Евангелия. К слову сказать, Евангелие она не просто читала каждый день, а работала над текстом с карандашом, подчеркивая особо впечатляющие ее места, а то и комментируя прочитанное на полях. На этот раз перед ней была открыта притча о работниках в винограднике (Мф. 20, 1-16). Конечно же, я знал эту притчу, в которой говорилось, что Царство Небесное подобно хозяину дома, который утром нанял работников в свой виноградник, обещая заплатить в конце дня по динарию. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно. Послав их работать в виноградник, сказал: «Что следовать будет за работу, дам вам». Опять, выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» Они говорят ему: «Никто нас не нанял». Послав и их в виноградник, обещал заплатить им то, что они заработают. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие после одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И получив, стали роптать на хозяина дома, и говорили: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тяготы дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «Друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, но мало избранных.

После того как притча была еще раз внимательно прочитана вслух, я услышал следующее: «Тебе в жизни придется встретить немало людей, которые по тем или иным обстоятельствам еще не стали членами Церкви, но это еще не значит, что Господь отвернулся от них. Пути Божий неисповедимы, и нам неизвестно, когда тот или иной человек встретит Бога на своем пути. Награда же — Царство Небесное — будет дарована всем тем, кто хотя бы один час поработал в винограднике Господнем. Наше понятие о справедливости не соответствует правде Божией. Подумай, что кроется за словами стоящих без работы целый день: „Никто нас не нанял “. Ведь они были готовы работать, чтобы прокормить свою семью. А дома у них, наверное, были голодные дети, поэтому еще неизвестно, кто больше страдал: работающие под палящим солнцем, но знающие, что они обеспечены хлебом насущным, или эти, боящиеся даже подумать, что они придут домой с пустыми руками. Но Господь премудр и многомилостив, и Он больше смотрит на состояние сердца человека, чем на его дела».

В те годы я был музыкантом и еще не думал быть священником. Но услышанное мною от бабушки врезалось мне в память и позже уже неоднократно заставляло меня по-особому смотреть на многие вещи. Сейчас часто священники принимают исповедь у пожилых людей, большая часть жизни которых прошла вдали от Церкви. Я не сужу этих людей, ибо многие из них ответят словами притчи: «Никто нас не нанял». И это упрек уже нам, священникам, которые недостаточно активно проповедуют слово Божие.

Но в последние годы в жизни нашего Отечества произошли большие перемены, и главная из них — человек получил духовную свободу. Именно благодаря этой свободе я сегодня обращаюсь ко всем вам со словами благой вести о вечной жизни, к которой призван каждый человек. Каждый человек обречен на вечность, но какова будет эта вечная жизнь для каждого из нас, зависит только лично от нас. Все мы призваны работать в винограднике Господнем, и еще не вечер (Мф. 20, 8). Если человек в меру своих сил откликается на призыв Божий, то он скоро в своем сердце получает свидетельство о любви Божией. Он чувствует умиротворение и радость.

Господь судил мне видеть, как уповают на милосердие Божие христиане, знающие, что душа их вечна. Год назад, после тяжелой операции, уже будучи без обеих ног, умирал мой отец священник. Накануне смерти, осеняя себя крестным знамением, он повторял: «Слава Богу за все». Шесть лет назад так же умиротворенно у меня на руках скончался Святейший Патриарх Пимен. Но самое поразительное чувство вечной жизни явила мне моя бабушка, которая о приближающейся кончине говорила настолько просто и буднично, что я помню эти слова по сей день. «Я верю, — говорила она, — что Господь многомилостив и Он примет мое покаяние. А умереть для меня сейчас проще, чем пойти на кухню (у нее было больное сердце). На том свете мне будет намного лучше, а здесь я уже задержалась. Пора, Зоечка, и честь знать...»

А вот как эта встреча была отражена в местной прессе.

«К епископу Сергию смогли прийти на откровенный разговор в День пожилых людей многие новосибирцы.

Даже в преклонном возрасте душа сохраняет способность радоваться гирляндам воздушных ярких шаров, торжественным приготовлениям к праздничному действу и непринужденному общению со сверстниками. С такого именно приподнятого настроения пожилых людей начался этот день в ДК „Радуга“, куда геронтологический центр пригласил немолодых жителей Новосибирска. Кроме живописной выставки „Дары земли Сибирской“ и лакомств из дыни, тыквы, кабачков, помидоров, моркови и прочих садово-огородных произведений самих участников торжества, людей встречали и дары духовные. В фойе была широкая выставка-продажа религиозной литературы, икон, церковной утвари. Поскольку у собравшихся было негусто со средствами, молодые священнослужители раздавали бесплатно брошюры, газеты православного направления, церковные календари.

Пожилых людей поздравил директор областного геронтологического центра Б. П. Пятницкий. Зная о нуждах своих подопечных, опытнейший врач-психоневролог не случайно пригласил на эту встречу с пожилыми управляющего Новосибирской епархией, епископа Сергия.

Епископ Сергий назвал собравшихся ветеранов „старцами“ и пояснил, что раздумывал, как обратиться к этой аудитории, что ей поведать.

— Старчеству присуще „житие не скверно“, поэтому мне и захотелось вас именно так называть. Но возраст старческий сам по себе не дает право называться „старцем“. Можно до девяноста лет дожить и не прийти к праведной жизни. А порой и в сорок лет человек обретает силу наставлять ближнего.

Расположив мирян рассказом о своих предках, пострадавших от гонений после революции, о себе, испытавшем преследования за то, что был потомком „лишенца“, епископ долгое время не мог разомкнуть кольцо людей, окруживших его. Они просили благословения и наставлений, расспрашивали о тяготах монашеской жизни и по-своему старались и его в этот день порадовать. Например, одна из пожилых женщин сказала, что вела переписку с одним из его предков-священнослужителей и рада предоставить ему этот архив, за что епископ ее сердечно благодарил.

В этот день для пожилых пел хор певчих, а также фольклорный ансамбль. Атеисты и верующие с восторгом принимали то и другое. Врачи были под боком, медсестры тоже, можно было не бояться последствий эмоциональных положительных нагрузок. Благодаря продуманному „проживанию“ этого дня, старики унесли собой не только подарки и радость от общения друг с другом, всеми участниками встречи, но и веру в свое „я еще могу“»

[Н. Зубрицкая. Репортаж о встрече с новосибирцами // Советская Сибирь. 1996. № 190 (8 октября).].

ГОРЕЧЬ НЕПОНИМАНИЯ ЛЮДСКОГО

Бывали у Владыки Сергия и горькие дни, когда он видел, что его не понимают. Об этом читаем в его газетной статье «Ответ архипастыря».

«Горько мне было 1 октября после прочтения обращения ко мне через газету „Советская Сибирь“ куйбышевских прихожан с требованием вернуть переведенного на новое место служения священника Димитрия Пасекунова. Хоть и небольшая статья, но сколько же в ней неправды. Поэтому прошу поместить мой ответ в вашей газете, чтобы многочисленная моя паства знала, где правда, и могла верить священноначалию, которое заботится об устройстве многочисленных (сегодня шестьдесят) приходов Новосибирской епархии. Да, священник Димитрий Пасекунов переведен мною на новое место служения, что вызвано острым кадровым дефицитом нашей епархии и заботой о лучшем духовном окормлении христиан такого большого города, как Куйбышев. Для этого я специально посетил упомянутую общину 7 июля 1996 года в день престольного праздника, служил Литургию и неоднократно обращался к богомольцам с архипастырским словом. Почему об этом не сказано в письме ни слова? Молящихся было около трехсот человек, все они подходили ко мне после службы и получали благословение. После того как я в проповеди объяснил причину перевода отца Димитрия, указав, что еще десять приходов области вообще не имеют пастыря и я должен заботиться обо всех, а не только об одном городе Куйбышеве, куда взамен я направил опытного, с богословским образованием священника, ни один человек в храме не высказал мне недовольства, очевидно понимая, что епископ не должен обсуждать общеепархиальные вопросы с рядовыми прихожанами. Позже, на улице ко мне подошли две женщины с просьбой, и я повторил им то, что было уже сказано.

Я не сомневаюсь в добропорядочности и честности отца Димитрия, но чтобы духовно руководить народом, необходимо еще и образование, которого у него нет и получить которое, несмотря на мои призывы, он что-то не спешит. Поэтому и впредь на ответственные посты будут направляться только дипломированные священники, что продиктовано общецерковными интересами.

Относительно восстановления наших храмов в „первозданном виде“ необходимо тоже внести ясность. Сегодня в епархии более тридцати строящихся храмов. Там, где вопрос строительства решается лишь на местном уровне, — картина весьма удручающая. Но благодаря посильной помощи епархии и областной администрации в некоторых приходах временами наблюдается активизация, что, в частности, относится к приходу города Куйбышева. Так что за то, что „трудное дело сдвинулось с мертвой точки“, верующие должны благодарить прежде всего Бога, посылающего нам добрых помощников даже в это нелегкое время и располагающего сердца государственных мужей к храмоздательству.

Верю, что моя многочисленная новосибирская православная паства верно понимает духовные задачи, стоящие сегодня перед всеми нами. Созидание вечного, нетленного храма в своей душе — вот цель каждого христианина.

Но она достигается только тогда, когда мы, подражая Христу Спасителю, смиряем себя к совершенному послушанию воле Божией, ежедневно проявляющейся во всем многообразии жизни, но, к сожалению, не всеми и не всегда понимаемой.

Желаю всем духовного совершенства и мира»

[Епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Ответ архипастыря // Советская Сибирь. 1996. № 193 (11 октября).].


Людмила
Людмила
Захар
17 лет
Серафим
10 лет
Самара
541683

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Нина Артович
Нина Артович
Марусень
7 лет
Москва
Я, наверное, совсем старая, поскольку у меня 90е — это как вчера.
Интересно про японца. Только вчера смотрела про японскую православную церковь. Там есть тяга, нужда в божественном руководстве. Пыталась найти его в сети — кроме имени ничего(
Пожаловаться
Людмила
Людмила
Захар
17 лет
Серафим
10 лет
Самара
Пожаловаться
Яна
Яна
Пожаловаться
Людмила
Людмила
Захар
17 лет
Серафим
10 лет
Самара