Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

сборка советов из разных источников. Хочу применять их сама по очереди, так как мы не разговариваем ещё и может кому тоже пригодится.

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной.

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки. *************************************************

Ежедневно делайте с ребёнком миогимнастику. Это «поцелуйчики» — вытягивание губок, с последующим чмоканьем; надувание щёчек и медленный выдох через сжатые губки кулачками; цоканье язычком; произнесение повторяющихся согласных «д-д-д», «в-в-в», «т-т-т» и др. Ежедневно выполняйте пальчиковую .

При занятиях творчеством, используйте натуральные природные материалы: камешки, шишки, листики деревьев, крупы. Тактильные ощущения напрямую влияют на развитие речи.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его на какую-то определенную тему, а реально интересоваться его проблемами, впечатлениями от посещения того или иного места, мнением по поводу того или иного предмета, явления. Обязательно подключите в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает ему о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.


Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» — непременно делайте паузу — дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»

Олеся
Олеся
51414803

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Инна
Инна
Лев
7 лет
Илья
4 года
Казань

Лесь, скоро болтать начнете без умолку. Моя начала слова отдельно в год и восемь, сейчас в два все повторяет, предложениями говорит(короткими конечно).Со всеми разговаривает-с котом, с дедом)речь правда понимаем в основном мы с мужем.Осталось дикцию наладить.

Пожаловаться
Олеся
Олеся
Жду))))
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Виктория
10 лет
Санкт-Петербург
Отличные советы!!! Спасибо!
Пожаловаться
Пуговка
Пуговка
Петропавловск
Спасибо, в закладки на будущее



Пожаловаться
AngelochekАнжелика Konkyrs
AngelochekАнжелика Konkyrs
Виктория
9 лет

спасибо)

Пожаловаться
Инна
Инна
Щелково

супеР! нам актуально это как раз...! с вареньем и облизыванием вчообще улет! в закладки!!!!!!!!!!!!!!!!!

Пожаловаться
Олеся
Олеся
мне очень тоже понравились такие необычные и интересные советы). у нас ведь нет разговорной речи)
Пожаловаться
Инна
Инна
Щелково
Олеся 
то есть вы предложениями не говорите? просто отдельные слвоа? у нас просто так же… и набор слов небольшой прям… с года до двух за год вообще неск слов всего появилось… хоть все понимает и делает и звуки животных изображает а вот разговора нет
Пожаловаться
Олеся
Олеся
Инна 
Отдельными словами. дети, гуси, мыло, дырка, школа,… кофе сегодня вдруг сказала, когда я себе делала, а потом «добавила» ДЕТИ НЕТ. (ДЕТЯМ КОФЕ НЕЛЬЗЯ).
если хочет сказать предложение — говорит ДЕТИ КАЧ КАЧ (дети качаются на качеле). Потом добавляет — И Я. (тоже качалась/буду качаться).
Через дорогу знает что надо переходит только со взрослыми за руку. Всегда мне целую эпопею покажет и промычит, что выйдет дядя из машины)
Пожаловаться
Инна
Инна
Щелково
Олеся 
ахаха мы так же через дорогу переходим)) сегодня только схватила за руку меня мама кричит типа теперь можно идти. ну а так мы даже словосочетанием не говорим (два слова нес оединяем..)
Пожаловаться
Олеся
Олеся
Инна 
Нам уже 2.7 и мы не соединяем)))))
Пожаловаться
Инна
Инна
Щелково
Олеся 
не ну вы ж говорите типа ляля качкач или мама ням ням, а мы даже примитивные не соединяем. ну вот будемпробовать))
Пожаловаться
Олеся
Олеся
Инна 
рано значит ) я считаю что у каждого малыша свое время. Это нам, родителям, все не терпится)
Пожаловаться
Инна
Инна
Щелково
Олеся 
ой точно)) я уж жду жду)