Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)
Любые действия, в том числе и относящиеся к подвижным играм или спортивным занятиям (не путать с профессиональным спортом) для ребенка должны быть осмысленны.
Если это интересная игра, которая его увлекает, и в которой он должен попрыгать-добежать до цели-перелезть через препятствие — это одно, а если наматывать круги на велосипеде («Не смей уезжать отсюда, чтобы мама тебя видела!») — это другое.
Одно дело — влезть на настоящую гору (или холмик, задания выбираем «по росту»), другое — залезать-слезать со шведской стенки. Первое — хорошо, второе — незачем ни для какого, в том числе и физического, развития.
Только в младенчестве или раннем детстве ребенок может многократно повторять одно и то же физическое действие (например, прыжок) — это закрепление навыка, тренировка мышц, моторной памяти. Но проходит немного времени, ребенок лет четырех-пяти уже не может двадцать раз повторять одно действие, лишённое смысла. И вот тогда взрослые тут как тут — заставляют его заниматься спортом или гимнастикой.
Я считаю, что для детей не нужны никакие специальные упражнения для «физического развития». Его просто не надо ограничивать (манеж, ходунки, вождение за ручку). Дети устроены очень прагматично — если мы отбираем потребность в действии, само действие потихоньку затухает. Потребность в данном случае — «дальние» цели. Ребенку неинтересно ходить 600 раз от дивана до стола. То есть, в самый первый момент освоения прямохождения он этим занимается, но на второй день — уже нет. А навык отрабатывать надо. Поэтому выходим на улицу и ищем открытые пространства, где будут «дальние цели» — до цветочка дотопать, до лужи, до собачки, до голубей. Последние две цели особенно хороши, ибо постоянно перемещаются :).
Плохо на улице (погода, машины, и т.п.) — ищите крытые большие пространства. Главное, чтобы взгляд ребенка не упирался в стену через два метра.
Опять вспомним, что на протяжении всего дошкольного и начала младшешкольного периода ведущий канал у ребенка кинестетический (двигательный). От его работы и от той информации, которую он поставляет в мозг, зависит развитие интеллектуальных способностей (А НЕ ОТ ЧТЕНИЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ).
Работа кинестетического канала — это не только собственные движения (бег, прыжки, лазанье), но и наблюдение за движением любых объектов, желательно — из живых организмов (животные и растения), а не их изображений (даже стерео или что там сейчас еще бывает). Чем больше информации от двигательного канала по поводу одного и того же объекта, тем больше возникает нейронных связей в мозгу, тем лучше работает мышление (А НЕ ОТ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО КАРТОЧКАМ). Это, кстати, касается и бытовых действий — мытье полов или посуды с точки зрения занятия основного канала намного ценней, чем все вместе «развивалки». Одно и то же повторяющееся действие с одним и тем же предметом (мытье чашки вполне осмысленная задача, главное — практическая и «взрослая»).
Что еще напоследок? В раннем детстве грубая моторика ведущая, не надо заставлять ребенка выполнять мелкие действия (сам выполняет — пусть, но заставлять не надо нанизывать бусы и т.п.).
Еще нужно помнить, что двигательная активность очень сильно зависит от темперамента — холерикам не остановиться, а флегматикам не пошевелиться :) Но это не значит, что для вторых игры и познание окружающего мира нужно заменять смирным сидением с книжкой. Пусть сидят над муравейником или одуванчиком :)
точно!
всегда это подозревала, что наше детство в деревне, где мы бегали по лесу и лазили по песчаному карьеру, валялись в речке и в песке, лазили по стройкам и деревьям намного содержательнее, чем занятия хореографией в зале 5*5 метров и перебирание карточек с буквами и предметами, чем модно занимать детей сейчас