Выбор книги. Времен связующая нить..

Не претендующая на оригинальность названия, книга протоиерея Павла Патрина по содержанию оказалась, по мнению всех, кто её успел прочесть, уникальной. Написанная живым доходчивым языком, она охватывает период в три столетия, начиная от начала строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в конце XIX столетия и до настоящего времени. Экскурс в историю вполне гармонично вписался в книгу воспоминаний, во многом объясняя, почему именно в Северном Китае, где в течение десятилетий формировалась своеобразная русскоязычная инфраструктура, российские эмигранты смогли быстро адаптироваться в столь трагичной ситуации. Потерявшие буквально всё, русские люди практически на голом месте в короткий срок организовали некое подобие России. Открывались русские предприятия, магазины, банки, медицинские и учебные учреждения, повсеместно строились православные храмы. Крестьяне и казаки осваивали целинные земли, проявляя удивительную способность русского человека выживать в самых экстремальных условиях, за несколько лет превратив безжизненные земли Северного Китая в плодородные пашни и пастбища. Родившийся в 1939 году в селе, автор книги уделяет немало места описанию деревенской жизни русских людей, оказавшихся на чужбине.

При чтении страниц об укладе русских деревень Северного Китая первой половины двадцатого столетия создаётся впечатление, что речь идёт о патриархальной дореволюционной России, настолько сохранили эмигранты обычаи, а главное, дух крепкого русского хозяйственного мужика. Посты и праздники, смотрины и свадьбы, охота и рыбалка, напряжённый и в то же время радостный сельский труд — все эти яркие воспоминания детства изложены мастерски в духе российских бытописателей. Но эта идиллия для «русских китайцев» закончилась с началом Второй мировой войны и оккупацией Северного Китая японскими войсками. После победы Красной армии над японцами российские эмигранты попали уже под советский прессинг, закончившийся в начале пятидесятых массовым исходом русских из Китая. Памятуя об увезённых советскими чекистами в неизвестность деревенских мужиках, многие односельчане предпочли эмигрировать в капстраны, в частности, в Австралию, отец же семейства Патриных Гавриил Патрин решил вернуться на родину. Так шестнадцатилетний Павел оказался в Новосибирской области и очень скоро посвятил себя служению Богу, став дьяконом, а потом и священником.

Следующая и основная часть книги посвящена жизни Новосибирской епархии за пятидесятилетний период. Нужно отметить, что пятьдесят лет тому назад Новосибирская епархия охватывала Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области, Алтайский и Красноярский края, в том числе Туву и Хакасию. Будучи ключарём (ответственным за организацию богослужения) Вознесенского кафедрального собора, отец Павел побывал во всех уголках тогдашней обширной епархии, сопровождая в поездках всех правящих архиереев. На страницах книги рассказано немало интересных и мало кому известных деталей из новосибирской церковной жизни. Немало места уделено трудностям, с которыми сталкивалась Церковь в периоды недоброй памяти хрущёвских гонений.

Старшее поколение помнит, как повсеместно закрывались православные храмы, как разрушалось то, что чудом сохранилось в годы сталинских репрессий. В Новосибирской епархии в шестидесятые годы сровняли с землёй Успенскую церковь в Берёзовой роще, разрушили величественный храм в Колывани. Государство открыто объявило войну Церкви, и война эта выявила не только исповедников веры, но и тех, кто смалодушничал. Есть в книге страницы, на которых автор пишет о тех, кто сломался, но нашёл в себе силы покаяться перед людьми и Богом, и о тех, кто, отойдя от Церкви, до сих пор над ней глумится

Выбор книги. Времен связующая нить..


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества