Не претендующая на оригинальность названия, книга протоиерея Павла Патрина по содержанию оказалась, по мнению всех, кто её успел прочесть, уникальной. Написанная живым доходчивым языком, она охватывает период в три столетия, начиная от начала строительства
При чтении страниц об укладе русских деревень Северного Китая первой половины двадцатого столетия создаётся впечатление, что речь идёт о патриархальной дореволюционной России, настолько сохранили эмигранты обычаи, а главное, дух крепкого русского хозяйственного мужика. Посты и праздники, смотрины и свадьбы, охота и рыбалка, напряжённый и в то же время радостный сельский труд — все эти яркие воспоминания детства изложены мастерски в духе российских бытописателей. Но эта идиллия для «русских китайцев» закончилась с началом Второй мировой войны и оккупацией Северного Китая японскими войсками. После победы Красной армии над японцами российские эмигранты попали уже под советский прессинг, закончившийся в начале пятидесятых массовым исходом русских из Китая. Памятуя об увезённых советскими чекистами в неизвестность деревенских мужиках, многие односельчане предпочли эмигрировать в капстраны, в частности, в Австралию, отец же семейства Патриных Гавриил Патрин решил вернуться на родину. Так шестнадцатилетний Павел оказался в Новосибирской области и очень скоро посвятил себя служению Богу, став дьяконом, а потом и священником.
Следующая и основная часть книги посвящена жизни Новосибирской епархии за пятидесятилетний период. Нужно отметить, что пятьдесят лет тому назад Новосибирская епархия охватывала Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области, Алтайский и Красноярский края, в том числе Туву и Хакасию. Будучи ключарём (ответственным за организацию богослужения) Вознесенского кафедрального собора, отец Павел побывал во всех уголках тогдашней обширной епархии, сопровождая в поездках всех правящих архиереев. На страницах книги рассказано немало интересных и мало кому известных деталей из новосибирской церковной жизни. Немало места уделено трудностям, с которыми сталкивалась Церковь в периоды недоброй памяти хрущёвских гонений.
Старшее поколение помнит, как повсеместно закрывались православные храмы, как разрушалось то, что чудом сохранилось в годы сталинских репрессий. В Новосибирской епархии в шестидесятые годы сровняли с землёй Успенскую церковь в Берёзовой роще, разрушили величественный храм в Колывани. Государство открыто объявило войну Церкви, и война эта выявила не только исповедников веры, но и тех, кто смалодушничал. Есть в книге страницы, на которых автор пишет о тех, кто сломался, но нашёл в себе силы покаяться перед людьми и Богом, и о тех, кто, отойдя от Церкви, до сих пор над ней глумится