Раннее развитие.

Вот наткнулась на интересную статью о раннем развитии. А Вы, что об этом думаете?

«Ну вот, доченька, родилась ты у меня, а теперь я тебя буду развивать. По всем правилам, с чувством, с толком, с расстановкой», — такими словами я приветствовала своего новорожденного ребенка. Новорожденный ребенок смотрел куда-то поверх моего плеча и до конца смысл материнских угроз понимать отказывался.



Я в тот момент педагогом раннего развития была уже подкованным. Журналы для молодых родителей и интернет-форумы для той же категории людей сделали свое дело. Я с легкостью отличала овощи Монтессори от Кубиков Зайцева, карточки Домана от тех же самых карточек Маниченко.



«Сейчас я тебя разовью!» — радостно потирала ручки молодая мамаша и слово свое держала уверенно. Попутно я давала наставления любящим родственникам:



— Бабушка! Что вы делаете? Какая кукла? Зачем? Для чего? Вот я сортер потрясающий в «Умных игрушках» видела. Какая посудка? Вы о чем? Деревянные бусики для развития мелкой моторики — вот, что нам сейчас жизненно необходимо. Мелкая моторика — это главный кит в триаде трех китов умственного развития! Стыдно такое в вашем-то возрасте да с семью детьми не знать!



К началу второго года жизни у моего ребенка было все, что нужно для его правильного развития: сортеры — три вида; лабиринты — один вид, но большой; деревянные пирамидки, бусики, молоточки, овощи, кубики, коврики — в ассортименте. Дочь послушно использовала все это великолепие по назначению. Она умела с закрытыми глазами собрать пирамиду из двадцати колец. Она умела за полминуты рассортировать гору деревянных предметов по цветам, форме и величине. К году и трем месяцам она знала все буквы алфавита, умела их безошибочно показывать, называть и всячески узнавать другими доступными ей способами.



В полтора года я начала учить ее читать. Наш дом наполнился карточками, пособиями и другим печатным словом. Дочь опять-таки послушно что-то повторяла, узнавала, называла.



Я гордилась нами обеими! Мы молодцы! Мы идем в ногу со временем! К пяти годам Шекспира в оригинале читать будем — сейчас иначе нельзя, современный мир требует новых людей!



И вообще, говорила я, мозгам работы много не бывает. Главное, что они думают, что они понимают. Главное, что мы с дочерью вместе, рядом. Мы — одна команда!



Игрушки



И на этой радостной ноте в какой-то момент ко мне пришло осознание того, что мой ребенок настолько переразвит, что он не умеет играть в игрушки. Или с игрушками, как правильно? Не суть. Ребенок не знает, с какой стороны подойти к кукле, зачем нужны плюшевые зайцы, игрушечные машинки и другие неразвивающие, на первый взгляд, предметы.



Моя развитая дочь пошла в сад. Оказалось, что знание всех геометрических форм и устный счет до двадцати никаким образом не помогают ей подружиться с Катей, Таней и Наташей. Ни Катя, ни Таня, ни Наташа фигур не знают, зато отлично умеют распределить роли мамы, дочки и бабушки. Или медсестры, врача и пациента. Или любые другие роли. Они умеют играть и дружить за этой игрой.



Я забила тревогу и дом начал заполняться куклами, зверятами, посудкой и другими неразвивающими предметами. Жить стало лучше. Жить стало веселее.



Оказалось, что моему ребенку гораздо интереснее строить башни из конструктора безо всякого развивающего подтекста. Просто башня, просто ввысь. А из пирамидки получается отличный набор спасательных кругов для команды бегемотиков. И куклы могут приходить не только в качестве учителей, но и просто поиграть, накормиться, спать уложиться.



И только тут до меня, наконец, стало доходить — в раннем возрасте любая игрушка развивающая. С помощью любой игрушки можно что-нибудь да развить. Даже не игрушки. Даже обычная коробка, превращаясь в трактор в руках ребенка, — это, как минимум, развитие фантазии. Развивающая игрушка или нет, зависит от нас самих, от наших детей, а не от надписи на бирке. Учиться подбирать фигуру по ширине и форме можно не только с помощью дорогущего, и через полгода ненужного, сортера, но и с помощью обычного набора детской посудки. А попутно еще и развить хозяйственные навыки — «как у мамы, только лучше».



Книги



Многие родители пошли в своем стремлении развить ребенка еще дальше — развивающие книги, развивающие мультфильмы, «развивашки» как место встречи. Если и окружать ребенка развитием, то действительно окружать, а не ополукругливать.



Здесь сразу оговорюсь; под развивающими книгами я не имею ввиду пособия с заданиями для определенного возраста. Пособия — вещь нужная и очень удобная: не выдумывать из головы, чему бы еще такому научить трехлетку, а брать готовый материал и пользоваться им в свое удовольствие.



Развивающие книги, на которых я хочу остановиться, — это чудо современной полиграфии. Как правило, верстают их на компьютере. Чем креативнее и ярче получается книга — тем лучше. Чем примитивнее ее смысл — тем великолепнее. Чем безвкуснее ее иллюстрации — тем она более развивающая.


«Развивающая игрушка или нет, зависит от нас самих, от наших детей, а не от надписи на бирке»



И родители их берут, да-да. Ведь на обложке же написано «Развивающая книга 0+», а нам как раз чуть больше ноля на прошлой неделе исполнилось.



Поясню на примере. Вместо старой доброй сказки про лисичку со скалочкой, теремок или семерых козлят с рисунками отечественных иллюстраторов мы покупаем нашим детям компьютерные книги, где схематично набросана лиса и предлагается ответить на ряд «развивающих вопросов». Лиса при этом больше похожа на удлиненного рыжего колобка о четырех ногах и с усами. Расположена она, как правило, для контраста на жгуче-зеленом фоне, который всеми силами имитирует траву. И список вопросов: «Кто это? Какого оно цвета? Где оно живет? Что оно ест?» Видимо, зеленый фон должен дать ребенку всю исчерпывающую информацию об этом природном явлении, да. А вот старая добрая сказка всей этой информации ребенку дать не могла...



Лиса несет петушка за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы в свою нору. Сколько сразу информации — и о пище-курятине, и о местности лисьего обитания, да и картинка далеко не схематичная — лиса как лиса, приятного рыжего цвета, даже шерсть прорисована, если иллюстратора хорошего выбрать. Встретишь потом эту лису на узенькой тропинке — сразу «в лицо» узнаешь. А вот с удлиненным колобком могут возникнуть проблемы...



Мультфильмы



Мультфильм обязан чему-то учить — таково общепринятое современное мнение. Если обычные мультфильмы чему-то учат, то развивающие буквально пичкают ребенка информацией.



Возьмем один из топовых развивающих шедевров «Твои первые животные» — на протяжении 43 минут дедушка кислотной раскраски водит внука по квартире и показывает, где и какие животные у него жили в разные отрезки времени. После упоминания каждого из них идет краткий мульт-экскурс в среду обитания того, о ком говорят. «Вот моя лошадка, внучек!» — за этой фразой следуют кадры лошадей — бегущих, жующих, прыгающих, спящих. «Тут жил мой попугай» — а еще за окном живут воробьи, прыгают они вот так, зернышками их можно кормить вот сяк. Эта увлекательно-познавательная экскурсия продолжается 43 минуты 36 секунд.



Для кого и для чего этот мультфильм? Что можно развить в ребенке, пичкая его изображениями разных зверей на протяжении почти часа? Часа монотонного текста, контрастных неоновых красок и чередующегося потока информации. Часа возле экрана для годовалого ребенка. Часа попугайских расцветок — чем ярче, тем лучше. А как же зрение? Или наука требует жертв?



Чем хуже мультфильм о мамонтенке и помогающих ему зверях? Неужели меньше информации о животных в мультфильме про Серую шейку? Неужели не учит добру сказка про поросенка Чуню? Ничему ли детей не учит козленок, который считал до десяти? Настоящие мультфильмы — это, действительно, развивающие и поучительные истории, а продукт современной развивающей мультипликации — скорее, концентрат из окружающих нас фактов, облеченный в далеко нехудожественную форму.



Развитие вкуса не менее важно, чем знание определенного набора фактов. Ни вкусом, ни качеством развивающие мультфильмы не обладают — сделанные на скорую руку, напичканные очевидной информацией и украшенные ярлыком «развивающий». Вот и все их достоинства.



«Развивашки»



Очень популярное в последнее время слово. И место. То самое место, где учат, в принципе, тому, чему мама и сама может научить дома между делом. Но нет. Огромное количество родителей не доверяет собственному опыту и предпочитает, чтобы очевидные факты ребенку объяснил специально обученный человек. Где у рыбки глазик, где мишка живет, как выглядит красный круг и какого цвета огурец — огромная загадка, почему за этот набор повседневной информации родители готовы выложить некоторую часть своего месячного заработка.



Многие объясняют это общением. «В группе детей ребенок лучше запоминает, выдает информацию, а дома бьюсь-бьюсь, объясняю-объясняю, а он как будто и не слышал ничего». Все он слышал, на самом деле, все он запомнил. Но в компании дети информацию выдают вслух, вот и он выдает. А дома мотает на ус и выдаст ее не по требованию, а в случае необходимости.



Поднимите руку те, кто не знает, где у рыбки глазик. А вы ходили на «развивашки»?



***



В заключение еще раз подчеркну. Я ничего не имею против раннего развития. Я очень даже ЗА! Но, как и всего хорошего, даже этого развития должно быть в меру. И по тем параметрам, которые повседневная жизнь развить не может.


СенЯ
46322806

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Леночка
у детей должно быть детство....

не понимаю этого фанатизма… чтобы в годик дитё читал и писал....
Пожаловаться
Innusya
естественно в меру. развивать ребенка надо учитывая его потребности и интересы, а не пихать ему под нос то, что вздумается. так написано во всех пособиях к раннему развитию. Кто вообще так делает?! И еще развивающие игры способствуют сближению мамы с малышом.

Прежде чем приступать к занятиям с ребенком следует методику тщательно изучить и осмыслить. Раннее развитие -это здорово и правильно!

Пожаловаться
Ирина
Согласна со всем! А эти страшные развивающие мультики и книги ???. Нормальные книги, наши старые сказки, стало проблематично купить
Пожаловаться
НатальяВЕРЮvВvЧУДО

+100!

Пожаловаться
Наталья

не вижу особого добра в сказке «лисичка со скалочкой»… ну да ладно… у нас какой-то культ ребенка сейчас набирает силу. И все, что «детское» стоит порой дороже обычного: сок, творог, кефир… что специальная «детская» технология выдумана? лекарства: почитайте инструкцию к анаферону и анаферону ДЕТСКОМУ — один в один! а детский все же дороже. Карточки Домана — мой беременный мозг взорвался и устроил жуткую истерику, потому что муж отказался покупать, и ведь прав оказался, мы-то без всего этого выросли… Монтессори для меня не авторитет… на улицу выйдите — песочек, камушки, вода, солнышко, дайте детям потрогать упавшие веточки-шишечки — вот и сенсорное развитие. Просто денег люди хотят, вот и напридумывали всякого… в нашем детстве этого не было. выросли?...

Пожаловаться
ОтчаяннаяДомохозяйка

все утрировано… я за ранней развитие, даже не за развитие, а познание мира в игре если это интересно ребенку.

Пожаловаться
СочныйАпельсин
Ребёнком нужно заниматься!!! Развивашки, творческие секции это для мамы, конечно, смена обстановки. Есть деньги, почему бы не сходить) Конечно, они не заменят домашнего развития. Я за меру во всём. Просто. некоторые ленивые мамы за маской «у ребёнка детства не будет» вообще ничем не интересуются. А сейчас столько всегоооо! Школа семи гномов с шести месяцев — это про нас? Результатами довольна, «Простых» игрушек в доме полно)
Пожаловаться
Светлана

ходила с дочерью на развивашки- -ну прям про нас история. в детском саду в начале была самая умная. но потом я поняла что у нее оБЫЧНЫЙ садик и пойдет она в ОБЫЧНУЮ школу. с сыном не заморачиваюсь всему сам научится. если начинать раннее развитие то оно должно продолжатся хотя бы до окончания школы — спец школы, спец детский сад+ курсы_ доп занятия. а так поиграться в детстве — это тешить свое самолюбие

Пожаловаться
Valeri

я за раннее спортивное развитие, а вот мозг ребенка перегружать ни к чему с рождения

Пожаловаться
Александра
Мне на это моя мама сказала, что её (как и всех её сверстников) учили буквам лишь когда в школу пошла! И писать, и считать, и читать… До 7 лет ни кого не учли! Все приходили в школу с одинаковым набором знаний — нулём))) При этом уровень образования был выше. В институты поступали без денег и оканчивая их с синим дипломом могут дать дрозда любому кто сегодня со всеми ранними развивашками окончил с красным!)))) Всё должно быть не только в меру, но и согласно возрасту.
Пожаловаться
ЧудоВкедах
Александра 
Александра, До чего ж правильный комент!

Так и есть. Я с 4 лет читать умела. И что? Мне это ничего не дало в жизни. К определённому возрасту все научились читать и были равны.

Пожаловаться
Зинаида
Я за раннее развитие, но что бы не на сиду, а на радость и своих и не своих всегда старалась и стараюсь развивать побольше
Пожаловаться
Дарья Николайчук
Узнала я себя в этой ненормальной мамаше со своими развивашками. Призадумалась…
Пожаловаться
Елена Премудрая
Сейчас у всех раннее развитие. Раньше читать писать в школе учили, а теперь все до школы надо успеть освоить.
Пожаловаться
Ленуля

я по натуре ленивая, поэтому не заморачиваюсь ранним развитием, все делаем по их желанию

Пожаловаться
Юлия
Согласна!
Показать ещё