Эмоциональный интеллект. В ответ на запись: В детском саду рассказали о детях - героях

Прочитала пост и решила ответить статьей об эмоциональном интеллекте детей. Мне очень нравится эта статья и наверно не нужно подчеркивать, что я полностью разделяю мнение автора,

Собственно сама статья.

Работая психологом в детском саду, заметила такую вещь — детей искусственно и очень мощно ограждают от переживаний, не рассказывают грустных историй, пропускают в «Золушке» абзац о том, что мама умерла.

На полном серьезе на просторах инета обсуждается жестокость и немилосердность народных и авторских сказок, нет, не тех, что Афанасьев для подросших детей и взрослых собирал. Классические сказки, «Пряничный домик», к примеру, сказки Чуковского, «Красная шапочка» и даже «Колобок» (жестокая лиса съела говорящее хлебобулочное изделие, так и видится её хищный оскал, морда, усыпанная крошками, подергивающимися в предсмертных конвульсиях и горящие светом а ля Кинг глаза). Смешно, право. Смешно… было бы… если бы не было так грустно.

Простая истина, которую почему-то не хотят понять многие родители: искусственно ограждая от естественных детских переживаний, горечи и боли, мы воспитаем даже не неженок, а бесчувственных людей. Кажется, так просто — чтобы уметь сопереживать, сочувствовать, надо для начала научиться переживать и чувствовать.

В повести Алексина «Третий в пятом ряду» воспитатель от Бога говорит такие слова:
— Они должны уметь плакать… Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого.

А мы обучаем, обучаем и обучаем, буквы с пеленок, считать до ста в два года, наплевав на законы развития детской психики. Презрев тот факт, что лет до 6-7 эмоция тащит разум, а не наоборот. Младенец чувствует интонации, не понимая сказанных слов, по тембру голоса, жестикуляции и мимике он постигает смысл сказанного. И умнеет, да, умнеет. Через аффективную сферу.
Раннее обучение — враг раннего развития, вот так категорично, если хотите.

А вы слышали об эмоциональном интеллекте (ЭИ)? Расхожее мнение, что успешны в этой жизни троечники, верно лишь отчасти. Успешны не троечники. Успешны те, у кого не только «котелок варит», но кто умеет справляться со своими чувствами и понимать чувства других людей. При этом вовсе не обязательно, чтобы айкью зашкаливал. Важнейшая составляющая интеллекта вообще — ЭИ, помогает человеку жить в ладу с собой и с миром, на языке психологов это называется внутриличностной и социальной компетентностью.

Хотите, чтобы ваш ребенок, когда вырастет, смог справляться со стрессом, не ранить других, искусно разрешать конфликты, как межличностные, так и конфликты с самим собой? Тогда развивайте этот самый ЭИ. До поры, до времени ставьте во главу угла воспитание чувств, а не разума. Подчеркиваю, я говорю о приоритетах, а не об игнорировании развития мышления.

Совсем недавно проводила в группе очередное занятие, оно задумывалось мною скорее познавательным, чем терапевтическим или коррекционным. Накануне отгремел по стране праздник, поэтому на мой вопрос: «Как вы отдохнули в эти выходные?», — я получила прогнозируемые ответы.
-Ходили в кино, на тридэ.
-Была в театре.
-А мы дома танцевали, врубили музыку!
-А вы знаете, что раньше, давным-давно, когда не было электричества, кино, магнитофонов и компьютеров, театр был дорогим удовольствием, но ваши сверстники тоже любили слушать музыку, как же они могли это сделать? Особенно бедные дети. Давайте на минуточку представим, что мы там, где нет магнитофонов, телевизора, кинотеатров, но вы остаетесь такими же детьми, которые любят петь и танцевать.

Посмотрели слайд-шоу — под пьесу «Шарманщик поет» на стене группового помещения менялись картины и фотографии с шарманщиками. Ребята прониклись и осознали, что появление бродячих артистов, шарманщика — становилось событием, праздником, поэтому бедняки отдавали монетки и делились с ними хлебом, ведь музыканты дарили людям РАДОСТЬ.
Я не удивилась, что дети не знают о тяготах житья-бытья людей в позапрошлом веке. Все понятно, это подготовительная группа, на носу школа, надо научиться решать примеры и читать сто пятьдесят слов в минуту. Да, я слегка утрирую, но, поверьте, слегка.

Посмотрели кусочек из мультфильма «Детский альбом», с этой же пьесой и некоторыми другими, вплетенными в канву представления шарманщика.
Понравилось. Обсудили, как дети (заметьте, не бедные дети, но телека и компьютера-то у них все равно нет) радовались появлению музыканта и рисовали потом сценки, представленные артистом.

А потом… Потом я рассказала, что по дворам ходили не только старые шарманщики, но и дети. Бездомные сироты, чтобы добыть кусок хлеба, ходили с шарманкой и каким-нибудь верным другом, зверьком. Дети, даже очень «продвинутые», не знали, кто такие сироты. Я уже удивилась. Детям по 6 лет, очень много детей, с которыми занимаются родители, читают им умные и полезные книги. Но такое изощренное обхождение острых углов, к чему оно?
«Они должны уметь плакать… — Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого».

Потом мы слушали Бетховена, песню «Сурок», именно песню, со словами, не Лемешевым исполняемую, а детским трогательным голоском.
Закончила я, конечно, на позитиве, это святое. Оставила задание воспитательнице: на следующий день прослушать ещё раз " сурка" и нарисовать красками мальчика с сурком.

Когда я взяла в руки их рисунки, я поняла, что выгорание на моей работе мне не светит, потому что мы взаимно лечим друг друга. Я благодарна своим маленьким воспитанникам за то, что они мне дают.

На одном рисунке была девочка, а не мальчик (это понятно, девочка рисовала, они часто себя идентифицируют с главными героями, видимо, песня зацепила). Маленькая девочка с сурком на веревочке и огромное, больше самой девочки сердце. Кстати, именно эта девочка, раскрыв глаза широко-широко, спросила меня: «И даже бабушек и дедушек нет у сироток?!»
Трое (и что особенно отрадно, что эти трое — мои, ЗПРовцы) нарисовали мальчика в огромном доме, потому что «у бездомных должен быть дом».

Я теперь не буду сильно переживать, что кто-то из этих троих криво рисует палочки и пишет буквы больше себя ростом на доске (нет, не подумайте, я занимаюсь коррекцией всего этого «безобразия»). Мы пишем, штрихуем, рисуем спиральки двумя руками на доске, и это очень важно. Но мегаважно то, что они заплакали, когда у мальчика из позапрошлого века «заболела коленка».

Автор статьи: Анна Белова


Ира
Ира
110412

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Юлия
Юлия
Вадим
7 лет
Азов
До слез… Очень понравилась статья. И да, тоже разделяю мнение автора, острых углов мы не обходим, говорю все как есть по возможности.
Пожаловаться
Ира
Ира
Юлия, Моему сыну 4 года и сказки читаю без купюр, объясняю, что не понятно. Но, самое интересное, что даже после разъяснений не понимает до конца, что такое смерть, хотя тоже говорит: «мама, я не хочу умирать».

Не хочу вырастить бездушную сволочь, но сейчас и жалостливым быть опасно — поможет какой нибудь бабушке или дяде, или еще кому, заведут, страшно подумать. Где грань, как объяснить?

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Вадим
7 лет
Азов

Инна, Ну грань поймет, когда подрастет. Рано еще. А объяснять, что с незнакомыми ребенку общаться нельзя никто не отменял.

Пожаловаться
Ира
Ира
Насчет сказок, девочки, а какие сказки вам в детстве родители читали, а потом и вы сами?
Пожаловаться
Ира
Ира
Все зависит от семьи, если в семье взрослые могут сострадать, то и ркбенок, скорее всего, тоже научится состраданию. Я если в семье этого нет, то вряд ли помогут сказки, песни, рассказы. Дети учатся на примерах.

К тому же и нервная система у всех разная: один сможет, например, это я утрирую, фильм ужасов посмотреть и прекрасно спать, а другой муравья раздавит и будет всю ночь рыдать от жалости.

Хотя в нашей жизни за сострадание можно жестоко поплатиться, но и жестоких, пусть и из добрых побуждений, тоже воспитывать не следует. Сколько сейчас таких — над кем-то издеваются и на телефон записывают.




Пожаловаться
Нюся
Нюся
Илья
20 лет
Кингисепп
Как близко и знакомо… сама работаю в реабилитационном центре для детей… наблюдаю все это воочию))) причем большинство детей у нас из неблагополучных и асоциальных семей, но есть и детки из вполне благополучных семей… причем заметила те, что из неблагополучных семей ( в зависимости от ситуации в семье) несмотря на то, что живут порой в условия оочень далеких от идеальных, ходят в грязной одежде, недоедают, не видят элементарно игрушек и вообще благ цивилизации… эти дети зачастую как раз и не умеют сострадать, несмотря на то что сами страдают Но и дети из благополучных семей тоже не всегда умеют сострадать ближнему, но все же чаще встречаются в этих семьях так сказать сострадальцы. Я не психолог, работаю там заведующей отделением социальной реабилитации и вот мне это непонятно… почему так?
Пожаловаться
Ваниль
Ваниль
Дашенька
11 лет
Кристиночка
7 лет
Москва
хорошая статья! но не понятно, как обьяснить ребенку про тяжбы дизни не напугав его? у меня старшая когда узнала, что человек может умереть теперь часто просыпается с воплями мама я не хочу умирать…
Пожаловаться
Нюся
Нюся
Илья
20 лет
Кингисепп
Ваниль, Как раз и читая подобные сказки, про которые написала автор поста))))
Пожаловаться
Ваниль
Ваниль
Дашенька
11 лет
Кристиночка
7 лет
Москва
Нюся, так из этих сказок и начинает бояться
Пожаловаться
багира
багира
Любимый
9 лет
Любимая
11 лет

это правда, а потом дегенераты вырастают жестокие