О детском творчестве (опыт и рекомендации М. Озеровой)

Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

1. Главное — убрать обязательность и режим. Никаких «сегодня мы лепим с 12 до 12.30» или «мы рисуем обязательно каждый день». Хочется — на. Не хочется — забыли. Это творчество, а не армейская муштра.

2. Предлагать можно что угодно — нанизывание (одно время мы самозабвенно обеспечивали всех браслетами), лепку из разных материалов (глина, пасты, пластилин, тесто, грязь :)), рисование любыми способами. Но у ребенка бывают периоды увлечения одним каким-то творчеством (или отвергание всех вообще — ну и пусть). Не нужно устанавливать расписание — сегодня лепим, завтра рисуем. Ребенок благодаря врожденной способности к закреплению новых навыков многократно повторяет одно и то же — рисует два месяца подряд зеленую размазню, истрачивая по пачке бумаги в день :) это нормально! Три недели изо дня в день мнет пластилин и не делает ничего «похожего» и «правильного» — это нормально! Стрижет в клочья (неправильно держа ножницы :)) пачки цветной бумаги — это нормально! Успокойтесь, дайте ему стопку рекламных буклетов, они цветные и бесплатные :)

3. Отдельно про ножницы: я не учу правильно держать ножницы точно так же, как не учу правильно держать карандаши, ложку, нож, вилку и остальное. Это неправильно — учить держать правильно :). Это нарушает закон постепенности в развитии моторики и двигательных навыков. Берет ребенок ножницы двумя руками — это ему удобно, пусть! Вырезайте при нем, держа «как надо»- со временем он возьмет с вас пример. Лучший способ освоить деятельность — метод проб и ошибок. Пусть он испробует десять неправильных захватов ножниц, это куда полезнее для развития мозга, чем один раз повторить ваш «правильный». Не покупайте тупые детские ножницы — ими ничего нельзя сделать. Можно взять обычные, но маленькие — проверьте, чтобы резали хорошо. Пусть пробует по-разному держать, разное резать (бумагу, нитки, тряпочки, клеенку, листик). Настриженное приклеивать как хочется, без поиска смысла. Мы одно время покрывали картонки ровным слоем микрокусочков — потом ребенка целиком отмывать от клея и налипших бумажек :) ничего, это пройдет :)

4. Во сколько лет начать — я не помню, кажется, в год моя дочь уже действовала ножницами. нет, я не учила ее вырезать :) просто мы не прятали ножницы так же, как не прятали вилки и ножи. Да, она иногда могла себя порезать — что же делать, это дети. Они получают синяки, ссадины, царапины даже тогда, когда им не дают в руки ножницы :) ребенок не может развиваться в изоляторе, без острых углов и обитом поролоном от ушибов.
Когда ребенок берет ножницы первый раз, отводите его ручку, чтобы не размахивал, учите осторожности — объясняйте, что ножницы опасный предмет, как нож (если у вас ребенок это знает). Яучила опускать ножницы, не махать ими, чтобы никого не задеть. В общем — элементарная техника безопасности. В год это куда проще, чем в четыре -отбираете при попытке действовать неправильно (например, потыкать ножницами в кого-то). Отбираете раз, два, три, на пятый понимает :). Впрочем, дети обычно умнее взрослых и ножницы употребляют строго по назначению. Главное — объяснить, что они для дела, а не для махания и тыкания. У нас это просто — мы вообще понимаем, что такое рабочие инструменты. Поэтому я говорила — это инструмент, и вопрос снят.
Довольно долго мы резали просто так все, что попадет в руки — газеты, рекламные буклеты, журналы, и т.п. Потом кучу бумажных клочков собираете посредине комнаты и устраиваете салют :). Иногда хотелось приклеивать некоторые бумажные обрезки на картон, просто так, без смысла. Смотрели как работает клей.
Где-то после двух лет начали появляться «осмысленные» аппликации — та же куча бумаги уже называлась каким-то словом («Это машинки поехали»). В общем, как в рисовании, все то же самое.
Главное — не задаваться целью «научить делать аппликации», тогда все будет :)
Удачи!

Ещё статьи по теме

https://forum.baby.ru/blogs/post/469796632-181805786/





Цитаты из книг Елены Макаровой «Освободите слона» и «В начале было детство»:





Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Анна
27599

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Светослава

Интересная статья. Скопировала себе в блокнотик полностью)

Пожаловаться
Анна
Светослава 
Пожаловаться
Кристина
А я вот никак не решусь дочке ножницы в руки дать, ей год и 10, но если она их видит или случайно обнаруживает мною забытые на видном месте, то сразу хватает и двумя руками орудует ))) отбираю тоже, во избежание травм и т.д.
Пожаловаться
Анна
Кристина 
Кристина, Моя тоже сразу хватает, если я не успела убрать. Я её каждый раз предупреждаю: осторожно, это острое, опасно, ай (ай — это больно). Если спокойно держит и рассматривает, наблюдаю, а если начинает махать — тут же забираю, говорю — опасно, не надо махать, можно только подержать и потрогать. А в самый первый раз когда она взяла в руки нож и ножницы, я её легонько уколола, объяснив, что опять же это опасно, больно и т.п.
Пожаловаться
Надежда Камарова
Ох, хоть кто-то разделяет мои взгляды про острые предметы!
Пожаловаться
Елена
Надежда Камарова 
Надежда Камарова, Я пока не могу их разделить) у нас любой предмет, попавший в руки, сначала проходит этап «делаем ручками ножницы», т.е сначала машем, потом в рот, а потом только крутим в руках и приглядываемся

Но в дальнейшем я не исключаю, что прибегу к данной практике, хотя бы потому что сама по рассеянности могу оставить «опасные» предметы где угодно)))

Пожаловаться
МамаСына
Надежда Камарова 
Надежда Камарова, Очень дельные советы, почти все у нас в ходу и ножи с ножницами.