Продолжаю тему агрессии…
В три года большинство детей уже владеют речью, хорошо понимают значение многих слов. Поэтому в этом возрасте, следует начинать учить малыша понимать свои эмоции, в том числе и гнев, чтобы предотвратить агрессивное поведение.
Если ребенок в три года ударил вас, или бросил игрушку, или ударил себя в порыве эмоций, не торопитесь стыдить его, или давать сдачи, или хвататься за голову и винить себя в том, что дурно воспитали ребенка. Ребенок не умеет справляться со своим гневом. Это нормально. Задача родителя: научить распознавать и понимать свои чувства, научить справляться с гневом экологичными способами для себя и окружающих. Путь этот не быстрый, но верный.
Как научить понимать свои эмоции? Использовать метод «Отзеркаливание» в общении с ребенком. Разберем метод на конкретном примере.
Ребенок хочет новую игрушку, вы отказываете, но предвидите слезы и агрессивное поведение:
1.1. Садитесь на уровень глаз ребенка и очень эмоционально проговариваете ситуацию: «Ты очень, очень, очень хочешь новую игрушку… Ты мечтаешь о ней, тебе будет очень, очень весело с ней играть…» Можно повторить несколько раз.
2.2. Озвучиваете эмоцию ребенка: «Ты расстраиваешься и злишься на маму за то, что я не купила игрушку»
3.3. Показываете, что принимаете его чувства «Я тебя понимаю, тебе очень, очень хочется вот эту игрушку»
4.4. Теперь объясняете, запрещаете, уносите, убираете «Я не могу купить тебе игрушку сейчас, но подумаю об этом»
Обычно уже на этом этапе удается справиться с детским гневом и предотвратить агрессивные реакции. Если все-таки агрессия случилась, ребенок ударил вас, себя, бросил предмет, вы должны обязательно показать ему, что так поступать нельзя. Говорите коротко «Маму бить нельзя! Детей бить нельзя!». И в зависимости от ситуации, помогите понять, как можно поступить. Например: «Маму бить нельзя, но можно потопать ножками сильно, сильно», или «Нельзя бросать мамин телефон, но можно рвать газету». И показываете, делаете это вместе с ребенком: топаете, рвете бумагу, бьете мяч. Эти способы помогают ребенку отреагировать гнев экологично, не навредить себе и другим, и в тоже время не подавить гнев.
Задавайте вопросы в комментариях. Будем разбираться.
Так же просьба, быть вежливыми в обсуждениях темы. Для меня это важно.
Если вы хотите добавить меня в друзья, добавляйте. Спрашивать не надо. Я рада каждому.
С уважением, ко всем читающим мой журнал, Нина Ливенцова, мама сына и дочки.
P.S. буду рада видеть вас в моем инстаграмме nina_liventsova
Anastasiya, Вполне возможно, что вы все делаете так, но есть особенности ребенка, которые не очень поддаются коррекции. Вообще надо разбираться. Потому что обычно к такому возрасту уже агрессия идет на спад, так как дети уже хорошо владеют речью, могут договориться и объяснить, что им нужно. Начать разбираться можно самостоятельно, попробуйте найти и прочитать книгу Анна Корниенко «Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения». А вообще лучше на консультацию.
Anastasiya, Анастасия, я вас очень хорошо понимаю. Конечно, попробуйте.
Добрый день, девочка ,4,8 года вымещает агрессию на маме и бабушке: может ударить, укусить, с другими домашними себя нормально, как себя вести? очень эмоциональна, устает от впечатлений, борется со сном, не может спать и впадает в агрессию. В саду спит нормально
Наталья, Заменить маму и бабушка другим объектом, например подушкой. Но надо разбираться, а откуда агрессия-то?
Добрый день! а если ребенок вымещает свою агрессию на коте? даже не агрессия, а жестокость… страшно на это смотреть и что делать-не знаю. уже думаю отдать кота родителям...
Даша, Даша, надо разбираться в ситуации. Можно научить вымещать агрессию на неодушевленных предметах. Вообще, как раз об агрессии, я много буду рассказывать на марафоне по воспитанию, который стартует 15 июня. Будет проходить 21 день в группе в ВК. Если интересно, ссылку на подробную информацию пришлю в ЛС.
Скажите пожалуйста, моему ребенку 1 год. Если ему что-то запрещать, забрать опасный предмет, не пустить куда-то, он резко устраивает истерику, падает на пол, в руках выгибается. Как поступать? Стараюсь отвлекать его чем-то интересным. Но не знаю, правильно ли делаю.
Марина, Да, в таком возрасте правильно. А еще, конечно, лучше убирать с глаз долой то, что нельзя. Как бы заранее предвидеть ситуацию. В год исследовательский интерес рулит и ребенку жизненно-необходимо все трогать, хватать, брать. И он еще пока не понимает, что можно, а что нельзя.
Нина Ливенцова, Спасибо за ответ!
Марина, У нас так же) мы с мужем удивлены и нам смешно каждый раз как это происходит. Чуть что не так, сразу на пол. Еще и головой ударится от нерасчитанных сил)))
Мы эти советы сейчас активно применяем по твоей наводке. Одну подушку антистрессовую уже прогрызли до дыр) Но успех прямо очевиден! Во время эмоционального всплеска дочка не кидается на нас, а со смехом идет за подушкой) Стала ласковей, часто гладит нас с папой) С детками на площадке ситуация чуть проще стала. Может стукнуть, но явно пытается сразу сгладить ситуацию.
Аленка, Я сразу объясняю, что ты ударила мальчика/девочку, потому что он захотел ту же лопатку, что и ты. Можно взять другую лопаточку, а вот ребенку сейчас обидно, грустно, он плачет. Нужно жалеть, ведь вместе играть интересней и т.д. В общем, каждый раз разговариваю-разговариваю-разговариваю. Обычно она слушает, потом старается подойти, погладить того, кого обидела. Предлагаю: давай поделимся вот этой игрушкой, чтобы ребенку стало веселей. Бывает, что дочка совсем разойдется, не хочет жалеть, кидается лопатками и ведерками. Тогда я начинаю топать ногами и говорить: а давай вот так злиться! Дочке это нравится, она тут же переключается. Могу сильно-сильно удивиться какой-нибудь мелочи, вроде цветочка или рисунка на футболке. Это тоже помогает переключить внимание.
После этих четырех пунктов ребенок должен успокоиться?
ОЛЯмамаВОВЫ, Если применять эти методы день за днем, то результат будет очевиден. Пробуйте!