Спорная статья. Но мне импонирует. А вам?

Учеба в разгаре: тысячи школьников и студентов мотают очередной год за партами. Сроки и нагрузки разные в зависимости от строгости режима. Детям впаяли по 11 лет, после чего они под угрозой армии и родителей придут с повинной в универы, где проведут еще минимум четыре года. Через 15 лет выйдет, наконец, человек на свободу и выкинет большую часть тех знаний, над которыми все это время страдал. Оценки, которые еще недавно были едва ли не смыслом жизни, девальвируются, как рубль на фоне дешевеющей нефти. И после всего этого он сам отправит детей сначала в школу, потом в отечественный университет. Дань традициям, цена которой — 15 лет жизни ребенка.

Спросите у любого взрослого, как часто он пользуется тем, чему его научили в школе или университете. Пусть посчитает логарифм, производную возьмет, умножит или поделит в столбик хотя бы — даже эти операции у большинства выпускников вызывают трудности. Но ведь учили, сдавали. Где оно все?

Научить ребенка читать, писать и считать — задача родителей, а не школы. Даже если этим занималась бы исключительно школа, процесс не должен занимать так много времени. Нам говорят, что изучение математики развивает абстрактное и логическое мышление. Если так, то гении точных наук должны быть мастерами ораторского искусства. Ведь чем умнее человек, тем более веские у него аргументы и тем больше у него слушателей и почитателей. Так и до депутатского мандата недалеко.

В реальном мире речь некоторых гигантов мысли, преподающих ту же математику, звучит бессвязно и невыразительно. А проходимцы, которые в науках не блистали, становятся первоклассными мастерами демагогии, чьи логические цепочки заморочат самого прокачанного технаря.

Почему именно точные науки, по мнению большинства, якобы развивают абстрактное мышление? А как же музыка, литература, рисование? Художник в режиме реального времени просчитывает массу параметров: пропорции, расстояния, тени, силу нажима карандаша, глубину цвета, при этом не упуская из виду мысленный рисунок. Музыкант должен одновременно видеть внутренним взором аккорды, ноты и паузы, контролировать силу нажима на инструмент, синхронизировать мелодию с текстом и выдерживать при этом стиль. Как думаете, а почему писатель так долго сочинял свой роман, при этом беспробудно пьянствуя?

Вот в чем разница между нами: ты тренируешься в гимнастике, а я тренируюсь во всем.

— Сократ из фильма «Мирный воин»

То же можно сказать не только о логике и абстрактном мышлении, но и в принципе об умении думать. Точные науки, бесспорно, заставляют котелок работать. Но не только они! В жизни есть масса проблем, требующих анализа и поиска решений, которые не относятся ни к физике, ни к математике. Тренироваться в гибкости ума можно, и не занимаясь вычислениями. И при этом добиться даже больших результатов.

Мы не ищем легких путей!

Допустим, вы захотели научиться отжиматься от пола 100 раз. Ваш друг, который это умеет, дает вам совет: «Вставай в семь утра. Ешь больше мяса и яиц, пей больше воды. Старайся бегать хотя бы через день. Купи гантели и занимайся по полчаса в день. Перед сном визуализируй отжимания». С тем же успехом можно посоветовать будущему переводчику английского сначала выучить китайский, а будущему автомобилисту — освоить мотоцикл. Данный феномен носит название гало-эффект. Нассим Талеб описывает его так:

Гало-эффект — это когда люди ошибочно полагают, что тот, кто здорово катается на лыжах, будет столь же здорово руководить гончарной мастерской или отделом банка, или что хороший шахматист и в жизни просчитывает все ходы наперед.

А вот что об этом говорит писатель Александр Никонов: «Дурак — понятие функциональное. Иными словами, можно быть умницей в одном и полным дураком в другом». Быть смелым в одном и трусом в другом. За партой быть в своей тарелке, но у доски сгорать от стыда. На ринге драться как прирожденный борец, а в клубе плясать неловко, как срамная курица. Недаром ведь говорят — если хочешь побороть страх, делай то, чего боишься. Никаких обходных путей.

Если хочешь чему-то научиться, делай это. Хочешь рисовать — рисуй. Играть на гитаре — играй! Говорить на испанском — за дело. С этой точки зрения хваленое абстрактное мышление и логика, которые якобы развивает школьная математика, годятся разве что для школьной математики. То есть мы решаем квадратные уравнения с параметрами для того, чтобы решать квадратные уравнения с параметрами — ни больше, ни меньше. Как Портос, который «дерется просто потому, что дерется».

Стояние у школьной доски не подготовит к проведению презентации, решение задачи по алгебре не поможет посчитать KPI сотрудника, а задача про поезд, выезжающий из пункта А в пункт Б не особо поможет в логистике. К трудовой деятельности школа нас не готовит, зачем же мы в нее ходим?

Почему родители отдают ребенка в школу

В школе нас вроде бы учат решать задачи, которые будут на вступительных. Странно, что после этого все одинадцатиклассники поголовно записываются на подготовительные курсы (факультет довузовской подготовки — ред.). Но допустим, поступил ты в университет, отучился 4-6 лет, пошел устраиваться на работу. Опыта нет? Проваливай, каналья. При этом, по специальности идут работать редкие люди. По-хорошему, надо бы со своими науками так в институте и остаться, продолжить их изучение (или начать преподавать), как и подобает научному сотруднику. Но мы ведь в офис хотим.

В результате даже выпускники факультетов информатики черпают большую часть знаний на стороне, начиная работать в IT не благодаря, а вопреки. Единственный плюс, который они получают — корочки технических вузов и самоуважение за того, что прошли этот ад.

Практически все, что может дать школа и универ — тесты-контрольные, зачеты-экзамены и абстрактные знания, не применимы в реальной жизни (кроме тех случаев, когда человек идет в науку).

«В школе/универе нас учат учиться» — популярная в народе глупость, которая служит для оправдания потраченных не пойми на что лет жизни. Никогда наши институты не брали на себя функцию «научить учиться». Научить студента думать? Может быть. Заставить учиться? Пожалуй. Дать знания? Допустим. Но не научить учиться. Иначе в школьном или вузовском курсе были бы дисциплины вроде «теория учебы» или «прикладная логика».

Хьюстон, у нас проблема

Школа и университет, хоть и являются значительным этапом жизни человека, выполняют совсем не те функции, которые заявлены на упаковке. Что можно ожидать от забитых системой детей и нищих учителей, которых регулярно драконят из районо, то заставляя проводить театр под названием «открытый урок», то устраивая никому не нужные срезы знаний и переаттестации педсостава? А сколько пролито слез и попорчено нервов из-за самостоятельных, контрольных, экзаменов, которые к реальной жизни не имеют никакого отношения. Или нервы на экзаменах научили вас не нервничать на работе?

Наши школы и университеты не только проводят «уравниловку» по интересам детей, но и впустую расходуют человеческий потенциал. Насколько было бы интереснее ходить в школу, где решались бы задачи из реального мира!

Например:

— Труд — подключить новую розетку, собрать стол на продажу, научиться сваривать трубы

— Математика — научиться считать в уме объемы фигур, проценты, сдачу в магазине

— Физика — построить экспериментальную модель самолета на радиоуправлении

— Литература — организовать выпуск школьного еженедельника

— Музыка — придумать композицию или написать кавер на песню любимой группы

— Право — придумать закон или петицию, который бы собрал >25 000 подписей

— Рисование — разработать фирменный стиль класса

В университеты толпами идут те, кому стоило бы пойти в ПТУ или колледж. В итоге наши вузы — не пойми что. С одной стороны — готовят теоретиков с широким кругозором, с другой — эти теоретики на следующий же день после получения диплома все забывают и идут обивать пороги компаний, где нужны люди с совсем иными знаниями и навыками. А сами компании потакают инерционному консерватизму, требуя диплом о высшем образовании.

В чем не хотят признаваться родители

Система образования в нашей стране — это повинность с выкачиванием денег. В вуз не сунешься без аттестата. Поэтому родители оказываются перед выбором — либо полностью встроить ребенка в эту систему, либо оставить его за бортом, сделав аутсайдером.

Школа и институт — это не только режимные объекты, где дают сомнительной свежести знания, заправленные бесконечными тестами ради тестов, но и способ сплавить ребенка из дому. Кинуть в мир — пусть варится в группе случайных людей и играет в «получи оценку» или «не стань изгоем», лишь бы по улицам не шлялся.

В итоге все участники процесса из Минобразования остаются при деле и получают свою пайку из бюджета. Учителя драконят учеников, нахлебники из районо драконят учителей. Дети же учатся приспосабливаться и заниматься нелюбимым делом. Прозрение приходит лишь на первом собеседовании, где оказывается, что никому не интересны их оценки. Даже про специальность не спросят. Ради чего тогда весь этот цирк?

Из сети. Не мое.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Kristina Kamyshanova
Я уже давно об этом задумалась. Пришла к выводу что я например так и не выяснила свою цель в жизни, кем я вообще хочу быть и чем зарабатывать на жизнь. Что профессия которую я получила мне совершенно не нравится, работу свою терпеть не могу. Искать другую, как то страшно, 7 лет просидеть на одном месте кажется я уже ничего не умею. А одноклассники троечники занимают начальственные должности и вообще у них все в шоколаде. И думаю нафига я вообще училась, тряслась над оценками… А еще заметила что отличники и хороши стаи труднее приспособить в жизни чем троечникам. Потому что отличники и хорошими привыкли соблюдать правила и дисциплину, они более правильные и менее рисковые.
Пожаловаться
мама-Феди
Ну в школе это и делают, и стенгазеты и еженедельники и выступают и поют и рисуют…
Пожаловаться
Ева
ну скажем так, учителя в наше время далеко не нищие, издят на крутых иномарках и одеваются так, что любая модель позавидует. Это 1.
Второе. До поры до времени думала примерно также, и училась исключительно тому, к чему душа лежала. В итоге, мой муж, который учился всему и по максимуму, ботанил так, что капец как, сейчас получает в 20 раз больше чем я. И интегралы, и уравнения и все, чему учили его в школе пригодилось на 100%. А вот я такая, чистокровный гуманитарий кайфую от своей работы, но далеко не от ее зарплаты.
Дочка пошла в 1 класс в гимназию, не в обычную школу. Программа там сложнее. До, нагрузка большая. Но ей нравится. В 1 классе свободно болтает по английски, хотя я ее даже алфавиту англ.на учила, щелкает задачки как орешки, пишет без ошибок, рассуждает о звездах, происхождении человека и тд.
Я думаю, будущее поколение будет умнее чем мы, более развитыми и не такими ограниченными, как автор статьи, благодаря этой самой нагрузке. Но я и согласна с тем, что каждому свое. Для кого-то иситинное счастье-просто родить ребенка и варить борщи мужу и детям. И слава Богу, что кто-то получает от этого счастье и больше ни от чего другого. А кто-то хочет развиваться именно в карьере, узнавать, путешествовать, открывать. Вот для этих людей и придумана современная программа, институты и тд. Все эти знания пригодятся таким людям, которые стремятся к знаниям и получают от них удовольствие. Каждому свое. Тот, кто найдет свое призвание в семье или на заводе, спокойно закончит школу на тройки, тот, кто хочет и стремится к чему-то большему, на пятерки. В этой жизни для каждого найдется свое место.
И да, если человек целеустремленный, настойчивый и с мозгами, ему не нужен будет опыт, чтобы найти достойную работу сразу после университета.
Пожаловаться
Леди Икуша

В точку… но дюже безнадежно...

Пожаловаться
Amika

не знаю...

С одной стороны нам, конечно, навязываются программы, по которым надо учить. Но с другой стороны у детей, которые хорошо учатся, самостоятельны, вообще никаких проблем с учёбой.

А мне, в силу обстоятельств жизненных, пригодилось почти всё, чему в школе учили)))

Пожаловаться
МаковЦвет

Не. Не соглашусь.

Пожаловаться
Ксения
Однобоко, ну и лень дальше))) выше писали уже дельные мысли) образование нужно Вопрос человеческих отношений в процессе между его участниками и серьезности подхода к нему…
Пожаловаться
А какую альтернативу они предлагают?????
Пожаловаться
Юлия

Всем, кому импонирует эта статья пишу —

1) эти мысли в нашу страну попадают извне, а значит зачем им умные россияне?

2) это более важно — уровень образования упал в разы, вот с этим и стоит бороться

3) к тому времени, как большинство мамочек бебиру отправят в школу своих чад уже, скорее всего, вступят в силу изменения об образовании — где предметы бесплатные в школе будут математика, русский, литература. За остальное плати.

4) уровень подготовки в ВУЗах, Институтах и учебных учреждениях спец.образования среднего звена настолько пал и продался, что говорить о том, как нас там учат бесполезно. Нужно говорить сколько заплачено за диплом в большинстве случаев.

5) Кого вы хотите увидеть в своих детях? Какое образование хотите им дать? К чему стремитесь? Каков по вашему идеальный процесс образования? Только практика?

Пожаловаться
Каталина
Бла бла бла.логариймы и производные мне нужны на работе.11 лет жизни в школе.два вуза по 5 лет оба очно.все не зря.благодаря всем знаниям я зарабатываю на жизнь.мое мнение все верно учат.и очень жалею, что гуманитарным наукам мало уделяла внимание. С ребенком в школе наверстаю..

Учиться и работать это просто круто)

Пожаловаться
annettochka
Често — даже вчитываться не хочется. Почему? Потому что человек явно не одобряет образование в школе и ВУЗе, но альтернативы не предлагает толком.

На мой взгляд в идеале задача школы и дальнейшего образования не только «Научить учиться» как и написано у автора в одном месте, но и научить его организовывать себя, свой день, и тому подобному. То есть чтобы человек к моменту выхода на работу понимал и умел рано вставать, собираться за определённое количество времени, умел решать определённые задачи (на работе, обязанности, которые мы выполняем и есть задачи), понимал, что он не может прийти на полчаса и сразу уйти домой) ну это так, грубо говоря.

Хорошо это или плохо — другой вопрос. Но для развития общества на современном этапе (работа по найму с 9 до 18 или около того… или как у моего мужа по 12-13 часов за оклад 6 тысяч, ну да ладно) люди должны уметь подчиняться и следовать «протоколу».

Другое дело, что школа сейчас стала заниматься не обучением детей, а отоплением их тестами. Тесты начинают решать уже в третьем-четвёртом классе, приводя к 11-му абсолютных роботов, которые кроме тестового мышления не имеют практически никакого (не все!!! Но очень много кто).

Но говорит об этом можно сколько угодно. К сожалению, наши дети скорее всего будут учиться и сдавать те же ЕГЭ. И наша задача — научить их чему-то бОльшему, чем бездумно проставлять галочки в клеточках после выполнения однотипных задач.

Пожаловаться
МатьТьма

Даааа. Сама думаю об этом. Школа для меня — буээ…

Пожаловаться
Мандариновый Йожыг
У нас программу обучения составляет непойми кто! Сьбрались старперы и выкинули основы вебпрограммирования с программы. Как неприоритетное направление программирования. Добавили нам электротехнику и историю курского края. Урезали ьазы данных в угоду маликулярной физике. Нормально так. Вы ж инжинеры!

А первое что споосят вас на собеседовании? Знаешь как с базами данных работать?

И у меня второе высшее по экономике. Первые 3 года обучения мне переписали от програмиста. И потом от силы 7 предметов дтбавили. И еще 3 я не доздала до диплома 5тилеьнего. И тоде теория и куча понтов!

Пожаловаться
Александра
полностью согласна, я вообще против школы в привычном понимании
Пожаловаться
Ольга

в принципе верно. я например хотела бы учиться именно общению в школе, развитию логики, ораторству, ин.языкам… а в итоге уичли всякую фигню… конечно историю тоже надо изучать, и свой родной язык тоже, орфографию, литературу… но должно быть много практики и учить ребенка говорить. Я к примеру очень стеснялась на собеседованиях, в итоге мне часто отказывали. Ну и конечно же школа, это времяпрепровождение ребенка до 18 лет, иначе чем им еще заниматься пока вырастут, не в компах же сидеть или не работать же идти.

Показать ещё