Автор — Марина Озерова, магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков.
Реакция окружающих крайне важна для ребёнка. Он соотносит результаты своего труда с собственным «я», от этого зависит его самооценка и желание созидать.
На любом этапе занятий взрослым нужно поощрять детское творчество и относиться к нему тактично и серьёзно.
Ребёнок любого возраста, показывая рисунок, ждет одобрения от родителей и других взрослых.
Иногда окружающие захваливают автора, называя его работы гениальными, а его самого — несомненным дарованием и настоящим художником. Это ничуть не поддерживает, а, наоборот, часто обижает ребёнка. Дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств. Иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется. Ведь развитие воображения у них намного опережает способность графически воплотить образ. И если взрослые воспевают любые каракули, ребёнок может совсем перестать рисовать: ему неприятны похвалы того, что он считает неудачей. Либо у него полностью пропадает желание совершенствовать рисунок.
Конечно же, куда вреднее другая крайность, когда родители играют в «худсовет» и встречают работы маленького художника только критическими замечаниями, стремясь поскорее довести рисунок до правдоподобного. Главное для них — «чтобы было похоже». Это, разумеется, не главное.
Правильная реакция на рисунок — выражение собственного положительного отношения («мне очень нравится») и проявление пристального внимания.
Можно попросить ребёнка рассказать о рисунке, еще лучше — задавать вопросы во время рисования, интересоваться, какие детали на картинке что изображают, какой цвет использовал автор, какие оттенки смешивал, каким способом рисовал.
Ребёнку можно показать приемы рисования, техники, различные способы использования материалов, но не диктовать, как именно изображать тот или иной объект, и не советовать, какие детали необходимы в рисунке.
В квартире хорошо устроить постоянную выставку работ. Повесьте специальный стенд или прикрепляйте рисунки магнитами на холодильник и металлические двери. Если места очень мало, вывешивайте хотя бы одну картинку. Дети вообще любят видеть результаты своего труда, поэтому, занимая ребёнка, старайтесь подыскивать дела, от которых будет и практическая польза (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, разрисовать ткань для занавесок на кухне).
Ребёнок разрисовал круглый шаблон, вырезанный по размеру циферблата, а родители вставили рисунок в настенные часы.
Рисование для ребёнка важно прежде всего с психологической точки зрения, поэтому нельзя выкидывать при нем его рисунки. Все без исключения работы хранить невозможно, но организовать всё нужно так, чтобы не уничтожать результаты творчества на глазах у автора. Дарите детские картины окружающим, сортируйте работы вместе с ребёнком — то, что ему нравится, стоит оставить. Нелюбимые рисунки нужно отложить и выбросить без ребёнка через некоторое время.
Хороший способ сохранить детский рисунок или превратить его в оригинальный подарок — напечатать его на футболке, кружке или другом предмете. Эту услугу предлагают почти все фотоателье.
Полезно давать ребёнку задания, направленные на окружающих, а не только на личное использование. Например, сделать что-то в подарок одинокой пожилой соседке, встретить гостей небольшими самодельными сувенирами. Это создает у ребёнка ощущение собственной нужности миру, служит профилактикой многих подростковых поведенческих проблем.