Откровения репетитора или еще раз о том, почему мы не в школе

«Я прекращаю работать с детьми»: шокирующие откровения профессионального репетитора

В наше время репетиторство процветает — никто уже не видит ничего зазорного в том, чтобы пригласить человека «дотягивать» с ребёнком школьную программу, поэтому такие специалисты — нарасхват. И никому почему-тоне приходит в голову, что мода на репетиторов — самое яркое свидетельство зияющих провалов в системе российского школьного образования.

Пост в котором профессиональный репетитор английского языка Мария Ковина-Горелик рассказывает об особенностях своей работы, отношениях с детьми и родителями, а также о своём отношении к школьной учёбе.

Этот пост посвящен работе детского репетитора с того ракурса, с которого вижу ее я. Он адресован в первую очередь родителям школьников (настоящим и потенциальным).

Вообще, дети — ужасные клиенты. Хотя бы потому, что они, как правило, не занимаются летом. С изнаночной стороны это выглядит отвратительно: в мае волна последних звонков выбрасывает на сайты репетиторских услуг смертельно уставших за год, но нуждающихся в работе репетиторов.

В сентябре на мой телефон может поступать до трех заявок в день, в мае сайт любезно сообщает, что на интересный заказ до меня откликнулось 112 коллег. Для репетитора это означает, что весь год нужно заботливо откладывать некоторые суммы на лето, но с наступлением лета выясняется, что как раз теперь (и только теперь) у него есть время съездить в Икею, походить на массаж, вылечить зубы и сделать еще массу совершенно неотложных дел. Сбережения тают к июлю. Август проходит мрачно.

Одного этого уже вполне достаточно, чтобы просьбы взять еще одного ребеночка на борт не казались такими уж безобидными. Если занять «ребеночками» все свое расписание, лето может оказаться более чем унылым.

Но это так, экономическая прелюдия. Секреты профессии. Я уверена, многие совсем не хотели бы в это вникать, но я вижу в разоблачениях определенную пользу. Я хочу, чтобы люди, которые просят меня или другого преподавателя «немножко позаниматься» с их Катями, Васями и Петями, «слегка подтянуть по программе» хорошо понимали, о чем они просят и уважали чужой труд, время, расписание, отказы и мотивы этих отказов.

Надо понимать, что репетитор никогда не работает в вакууме. Он работает в тесной связке с родителями и школой, и ребенок во всей этой канители занимает последнее место, а должен — первое. В принципе, этим сказано все, но я знаю, что это непонятно. Поэтому я продолжу.

Родители нанимают меня как квалифицированного педагога и ожидают высоких профессиональных качеств. Здравые предположения о моих профессиональных качествах выглядят примерно так: я хорошо знаю язык, умею рассказывать о нем интересно, владею методиками, ориентируюсь в пособиях, а также умею находить подход, заинтересовывать, ну и вообще делать весь этот непонятный magic, который заставит их ребенка наконец делать уроки или просто хоть что-то понять.

Родители ожидают от меня, что я распознаю, в чем кроется проблема конкретно с их ребенком, и помогу эту проблему разрешить.

Это — логичные ожидания, и они соответствуют имеющимся квалификациям. Однако важно не это, важно за счет чего, на каком топливе, благодаря чему я умею все это делать. А умею я это делать путем тонкого слушания, видения и понимания, которое, увы, не может быть ограничено.

И это значит, уважаемые родители, что я увижу, услышу и пойму многое не только, про связку «ребенок — английский язык», но и про остальные смежные связки, например, «ребенок — родители», «ребенок — школа», «ребенок — среда», «ребенок — он сам», «ребенок — уровень его интеллектуального, эмоционального и психического развития», «ребенок — его гормональный фон» и так далее. Это значит, что я увижу далеко не только то, что вы хотите, чтобы я увидела.

Если у ребенка есть тревожные звоночки, выходящие за пределы моей компетенции, я это увижу. Если ребенок отстает в развитии, я это увижу. Если ребенок истощен физически или эмоционально, я это увижу. И если вы плохо обращаетесь со своим ребенком, я это увижу.

Рассказываю три реальных случая. Ни в одном из этих домов я не задержалась: в первых двух случаях ушла сама, в последнем — со мной расстались с формулировкой «Вы для нас слишком хороши» (это не шутка, дамы и господа).

1. Мальчик, 11 лет, позвали подтянуть русский и английский. Репетитора, что характерно, запросил сам, поскольку почувствовал, что отстает и не справляется. Прекрасная семья, три пацана, кошку недавно завели. Отношения теплые, у мальчиков по отдельной комнате, хорошие условия. Ребенок учится в элитной школе, причем учится он там ежедневно с 9 утра до 6 часов вечера: утром — обязательные уроки, после обеда — бесконечные драмкружки, лепка, дополнительная физкультура и прочие стихи под баян. Я приходила в 7, и занимались мы до 9.

Через два месяца занятий по 1 разу в неделю я отвела маму в сторонку и сказала, что, увы, мы не прогрессируем, и что, по моим понятиям, нагрузку необходимо не увеличивать, а снижать. То есть отменять хотя бы меня к чертовой матери. Расстались дружелюбно.

Ситуация далеко не самая критическая, однако налицо полное непонимание физических возможностей, норм и ограничений. Мама — психолог по образованию, но почему-то умудрилась проглядеть черные круги под глазами любимого сына.

11-летнему человеку трудно сообразить, что для его непонимания есть веские физиологические причины. Ему и в голову не может зайти, что ОН, ВАШУ МАТЬ, ЗАДРАЛСЯ, КАК СИДОРОВА КОЗА, КАЖДЫЙ ДЕНЬ ХОДИТЬ В ШКОЛУ НА ПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ!!! И что так быть не должно.

Последний штрих: на весенние каникулы ребенка отправили в Лондон. Поучить язык. Разумеется, чем же еще заняться на каникулах?! Отдыхать? Валяться дома, играть с братьями и кошкой? Ходить в музеи? На детские представления? Зачем же, если можно поехать с чужими людьми в незнакомую страну, где организованно перемещаться под ор училок и доучивать то, что не выучил за семестр. Мы же даем ребенку Самое Лучшее Образование, которое только в него влезет. Включая любого репетитора, что попросит.

А он и попросит. Не раз еще.

2. Наняли позаниматься с братом (11–12) и сестрой (16). Всего в семье четверо детей, большая квартира, признаки достатка и благополучия. Модно одетые малыши возятся в куче игрушек. Оба ученика говорят неплохо, хотя мальчик заметно ерзает и все время переправляет себя, а девочка вся в нервных тиках и немножко заикается. На втором уроке мальчик внезапно не может сказать буквально ничего, все попытки спутанные, раскачивается на стуле и твердит «Я не знаю» и «У меня не получается», как попугай, состояние близко к истерическому.

Мои нежные заходы с разных концов никаких результатов не приносят. Зову маму. Ребенок, понимая, что сейчас его будут обсуждать, выбегает из комнаты в слезах и с криком: «Я старался, но у меня ничего не получилось!»

Мягко пытаюсь объяснить маме, что происходит с ее сыном, не употребляя при этом опасных слов из области психологии и напирая на то, что ситуация выходит за рамки моей компетенции как преподавателя. Что ребенку требуется помощь (СРОЧНАЯ, МАТЬ ВАШУ!!! КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ!!! ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ!!! ПОМОЩЬ!!!)

Она воспринимает это по-своему, и говорит мне буквально следующее: «Я, конечно, понимаю, что вам платят за то, чтобы вы учили языку, а не укрощали таких вот субчиков». Дальше она давит на меня и манипулирует всеми возможными способами, но, поскольку я видела некоторые эпизоды ее и отцовского обращения с детьми, я держусь твердо, зная, что работать я в этой семье не буду.

Из комнаты мать выходит с текстом: «Ну вот, до чего ты довел. От тебя отказываются!»

Из квартиры я ухожу под истошный ВОЙ. И не удивлюсь, если тем вечером в ход пошел ремень.

Если бы у нас работали хоть какие-то социальные службы, я бы на эту семью заявила. Но они не работают, равно как и школа и многие другие государственные и социальные институты. Зато в Москве более 10 тысяч репетиторов только по моему предмету. Сколько раз мы приходим к кому-то в дом и видим там такое? И видим ли?

3. Уговорили позаниматься с девочкой (хотели именно меня, долго договаривались с мамой, в результате решила взять).

Крошечная хрущевка и внутри — картина замершего времени: ковер на стене, икона на ковре, миллион фарфоровых фигурок, салфетки, пластиковые розы в вазе. Обстановка, от которой хочется взлететь вверх, попутно раздевшись догола и помывшись дождем. Дома бабушка, которая за несколько встреч излагает свою жизнь примерно в таких выражениях: «время-то сейчас какое», «я троих подняла», «35 лет в школе» и т. д.

Во время урока двери не закрываются, бабушка ходит туда сюда. Девочке 12, и она почти не говорит. Ни на каком языке. Особенно она не говорит, когда бабушкин маршрут пролегает мимо нашего стола.

Полтора часа я с мокрой спиной устраиваю девочке кукольный театр, веселые картинки, лучшего друга детей и другие полифонические этюды, потому что девочка молчит. Время от времени цепляюсь за подобие огонька в глазах. Выдавливаю из нее несколько небезнадежных слов.

Через пару занятий приступаем к невинной теме «Семья», и из сбивчивых объяснений я клещами вытаскиваю на божий свет следующее: у девочки есть мама, отчим и брат, с которыми она не живет. Про брата она не может никак определиться, то ли есть он, то ли его нет, и я, совершенно сбитая с толку, вынуждена переспросить несколько раз на все лады на разных языках. Потому что я не сразу понимаю, как это такое возможно.

А потом понимаю. Понимаю, что от мамы у девочки есть хороший компьютер и план поехать вместе в Лондон в марте (и на этот счет бабушка, которая «35 лет в школе», дает мне ценный педагогический совет: на каждом занятии заучивать с ее внучкой по нескольку полезных выражений как раз к поездке).

А вот самой мамы нет. Мама живет с любимым мужчиной и новеньким сыном. А девочка живет посреди икон и салфеток с бабушкой, у которой мозги съехали набекрень и застряли в послевоенном времени.

И дома я две недели пытаюсь как-то примириться с ситуацией, хотя мне хочется долго и продолжительно орать. Позвонить маме — и орать. Поставить бабушку в прихожей — и орать. Но я беру себя в руки, потому что думаю: может, меня туда Господь нарочно привел, чтоб хоть как-то? Чтобы показать девочке, что бывают другие человеческие виды? Какая разница, ну да, через английский язык, раз уж так получилось. Смогу ли я? Ответа на этот вопрос у меня нет.

Пока что девочка боится абсолютно любых моих предложений, что и неудивительно для человека, который боится звука собственного голоса. А тут целая я, у меня красная помада, я улыбаюсь. И ничего не боюсь. Но через пару недель бабушка сама звонит мне и говорит, что у меня прекрасная методика и все их полностью устраивает, только вот девочка слишком загружена, поэтому с языком решили повременить. И я вздыхаю с позорным, тяжелым, как свинец, облегчением.

Нет у вашей девочки проблем с английским языком.

А еще у нее нет мамы.

Какой, к чертовой матери, тут может быть английский язык?! Какой Лондон?

Ужас состоит в том, что абсолютно все эти люди уверены в том, что детей они своих очень любят. Делают для них лучшее. И все у них в семье в порядке, а если и не в порядке, то все же не совсем все плохо, да и вообще это не мое дело. Меня позвали английский преподавать.

МЕСТО ДЛЯ ПАУЗЫ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ

Краткая ремарка: у меня есть в учениках чудесные детки. Мы с ними долго и продуктивно работаем. У них нормальные родители — не идеальные, нет, тоже есть нюансы, но нормальные. Однако дело не только родителях, так что едем дальше.

О том, как деградировала школа за последние десятилетия, говорить как-то неловко. Во-первых, я там не работала и ни за что не пойду, а хаять то, в чем не преуспел и даже не попытался, — это ниже пояса. Во-вторых, столько уже сказано, что тошно.

Но сути это не меняет. Школа ничему не учит. Достаточно сказать, что у меня целых три ученика из одной специализированной английской школы, где у них английского этого по 7–8 часов в неделю. И им нужен репетитор. Вы только вдумайтесь в эти цифры, это же полное безумие!

Жуткая правда заключается в том, что я не могу полностью переустановить их на нормальные человеческие рельсы, потому что за десять лет школа им вытравливает внутри такие колеи, из которых их потом ничем не выковыряешь. И сколько бы родители не питали надежд на то, что я научу их разговаривать, я не научу. Это можно сделать, если выдрать их из школьного восприятия действительности, и это как раз можно пытаться делать летом, то есть в период, когда школы нет.

Но летом, как я уже писала, они не занимаются. Лето — это святое. Давайте убьемся до заворота кишок в течение года, причем будем убиваться в геометрической прогрессии так, чтобы к концу именно 11-го класса, к ЕГЭ, приползти в реально опасном состоянии под руки с репетиторами по всем сдаваемым предметам, но лето мы трогать не будем. Именно тогда, когда можно было бы делать качественный рывок, маскируя его под приятное времяпрепровождение, с фильмами, песнями, и другими человеческими активностями и т. д., мы не позволим даже 3 часа в неделю выделить на то, чтобы слегка подгрузить отдохнувший и свежий мозг.

В нескольких выданных после проверки контрольных работах я обнаружила непонятные места и спросила: «А ты не подходил уточнить, что здесь имелось в виду?» — на что ребенок мне ответил: «Я убедился, что вопросов лучше не задавать». В некоторых были откровенные ошибки со стороны учителей (английской школы, да). Но вообще, если кто не в курсе, проверенные тесты и другие работы теперь обычно не возвращают. Разумеется, зачем знать, в чем именно состояла твоя ошибка, твое дело — знать оценку и пытаться ее улучшить при следующих попытках. Как? Как хочешь.

Они до сих пор учат топики и пересказывают их в классе. Например, про индейцев. Как сейчас помню, одного из героя текста звали ПОПОКАТЕПЕТЛЬ. Другой топик помню про Москва-Сити. Типа сколько метров Башня «Федерация». После этого они удивляются, что дети плохо говорят. А ЧТО ТУТ ГОВОРИТЬ-ТО, ЕСЛИ ЭТО КАКОЙ-ТО ШИФР, СОВЕРШЕННО НЕУПОТРЕБИМЫЙ В НОРМАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ?!!! И что я могу со своими тремя часами против школьных восьми? Но я, разумеется, стараюсь. И кое-что, надо сказать, у меня получается, хотя и с большим трудом.

Однако ожидания родителей, как правило, в этом месте разбиваются о скалы. Поэтому я скажу прямо и ясно: дорогие друзья, если вы хотите, чтобы ребенок успевал по предмету в школе, то самым безопасным средством добиться этого будет действовать параллельно школе согласно ее установкам, чего я лично делать никогда не буду, потому что не могу. Органически.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заговорил хоть когда-нибудь (в школе этого, скорее всего, не случится, тут нужны более мощные потрясения, чем три часа в неделю с репетитором), то можете сдать его мне, я сверну ему мозги в нужную сторону, и когда школьный морок ослабит свою хватку, у него будет возможность посадить дальнейшее обучение языку на более или менее толковые дрожжи.

Это все, что мне по силам, потому что все остальные «хорошие» результаты достигаются либо путем муштры и насилия, либо при изначально других исходных данных.

Сделать так, чтобы он одновременно хорошо успевал в среднестатистической школе с ее безумными требованиями и непродуманными форматами, и свободно, хорошо разговаривал по-английски на действительно актуальные, жизненные темы, невозможно. Это уравнение не сойдется НИ-КОГ-ДА.

Они не умеют думать здесь и сейчас.

Они не умеют пользоваться источниками и справочниками.

Они не умеют применять известное для выяснения неизвестного.

Они не умеют скрещивать информацию, делать выводы, сравнивать, обобщать.

Они вообще не знают, что после «не знаю» могут последовать какие-то действия, кроме «садись, два».

Минимальная трудность приводит их в полностью нерабочее состояние (нюансы богаты и соотносятся с их личностными характеристиками: кто-то бесится, кто-то отчаянно тупит, кто-то каждый раз чувствует крушение всех надежд, кто-то бросает все силы на поддержание иллюзии собственной состоятельности). В этот момент они заняты чем угодно, кроме английского языка, а я трачу время, внимание, силы, чтобы вдохнуть в них нормальную жизнь.

Кстати, вдыхается она ТОЛЬКО после таких моментов, пережитых иначе, чем через одергивания, призывы к совести и другие распространенные учительские техники.

Я все это настраиваю, как огромную арфу, а потом они идут в школу, где мне эту арфу — расстраивают.

11 класс достоин отдельного упоминания. Сейчас у меня на руках две обожаемых куклы, скоро выпуск. Сказать, что их интеллектуальные способности пали — это ничего не сказать, а я знаю их 3 года.

Девки похожи на водоросль в малиновом сиропе и не соображают ни черта. Зевают от чудовищной усталости, к тому же влюблены и худеют. Все столы обклеены бумажками с математическими формулами, историческими фактами, цитатами из Пастернака и сердечками более фривольного содержания. Их прихватывает то мигрень, то желудочная инфекция. Мне их безумно-безумно жаль.

В школе весь год они не делают абсолютно ничего, кроме прогонов по форме ЕГЭ, хотя ежу понятно, что тестовый формат может являться только проверочным, но никак не учебным. Повторяю, как мантру: «Спать и мультики», но они не слушают. Они совершенно не в состоянии эффективно учиться, но заниматься ничем другим, кроме как учиться до полного остекленения, они не могут.

В полубреду они ломятся повторить три типа условных предложений (и повторяют, кстати, небезуспешно, потому что это понятная схема, за которую можно уцепиться). Но описать обстановку своей комнаты или картинку из сказки «Золушка», равно как и родить другую собственную мысль они совершенно бессильны.

Родители упоенно подогревают градус всеобщих нервов. Спрашивают меня: «Как вы думаете, она сдаст?» — «Сдаст» — уверенно отвечаю я, понимая, что хоть кому-то нужно стоять ровно в этом поле спятившего ковыля. Для детей было бы лучше, если бы это были их родители, но кто знает. Может быть, если бы они это умели, во мне вообще не было бы никакой нужды.

Ощущение тотального, повального дисконнекта и нездоровья. Родители не выполняют своих функций. Школа не выполняет своих функций. На это все приходит репетитор и пытается что-то сделать. Терпит, по сути, поражение — потому что с моими возможностями и знаниями при поддержке и попутных ветрах я могла бы достигать с этими детьми результатов, о которых сейчас мне приходится только мечтать.

Поэтому на ближайшее время я прекращаю работу с детьми. Я до смерти устала бороться с ветряными мельницами, видеть то, от чего больно, получать шишки за то, чего не делают другие люди. Я люблю детей. Я умею с ними работать. А с родителями и школой — нет, и учиться, пожалуй, не стану. Я лучше подожду, пока эти дети вырастут, и поймут, что к чему. Собственно, именно с такими я и работаю на данный момент с превеликим удовольствием, находя почти в каждом взрослом ребенка, которого когда-то долго и сложно мучили.

А смотреть на это в реальном времени сил моих больше нет.

Источник →

И пара последних эпизодов из нашей НЕшкольной жизни.

1. Дочка, вернувшись с прогулки с новым знакомым пареньком, рассказала об их разговоре на околоучебные темы: «Когда он узнал, что я учусь дома, сначала сказал, что круто, а потом — что их вообще не готовят к егэ, сами думают, что делать». Вопрос: кому нужна такая школа?

2. Сегодня писали «министерскую» контрольную по русскому. Текст задания составлен «очень специальными людьми»)) В задании по русскому грубые ошибки в русском. Местами настолько косячны формулировки, что выполнить задание с полной уверенностью в том, что понимаешь, что «хотел сказать автор», не представляется возможным.


Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
46812770

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Karisa
Karisa

Я занималась репетиторством лет 5, тоже английский язык. Были похожие ситуации. Приходилось и отказываться самой, так как девочка 9 лет была неадекватной временами. Ее оставляли с бабушкой, а родители были на работе. И не раз такое было что она не выпускала меня с квартиры, держала силой, толкала свою бабушку, и приходилось звонить родителям ее чтобы сказали что-то ей и выпустили меня с того дурдома. Да, по другому это не назовешь. И это девочка, 9 лет. Реально страшно было с ней находится в одной квартире даже под присмотром бабушки. Так же были ситуации когда детей загружали так же как описано в первой ситуации. У ребенка нет сил на англ, так как загружены всякими кружками. Даже домашнее задание не всегда выполняли, потому что сами родители говорили что ребенок не успел сделать домашнее задание, так как был на кружке, секции. Бедные дети. Когда пришла работать в школу, дети не говорить не могли, не писать правильно слова, так как учительница которая работала до меня, не заставляла их писать слова на англ вообще. Как так? Я как могла пыталась все это исправить, но это было не в одном классе так. И приходилось то что учат в 3 классе, учить детей в 6. Я люблю английский язык, хочу делится всегда знаниями своими, ведь это великое счастье когда видишь результат своей работы и что делаешь что-то полезное и не зря. 

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Многое изменится, когда у вас появятся свои дети. Я, родив старшего, поняла, что не хочу выбирать между своим и чужими. А это пришлось бы делать, если бы осталась в школе. 

Пожаловаться
Karisa
Karisa
Рина 

Я вас понимаю. Когда работала в школе, приходила, готовила покушать, и садилась за конспекты. Ложилась спать не раньше 12. Было много часов. Пока не занимаюсь ни репетиторством, не работаю в школе. Занялась Фотошопом. Дети одно, родители другое. Невозможно работать когда сынок учительницы должен быть отличником, не делая ничего на уроках у всех учителей, срывая уроки, но все равно должен быть отличником. А в ответ угрозы… А те кто действительно учит, старается, но меньше «уровнем» должны получать низкие оценки, потому что так сказали директор и завуч. 

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Karisa 

Ужас какой. Мне повезло, наверное. Я первый год после института работала в Мурманской области. Там такое не в чести. А когда переехали на Юг — да, как в другую страну попала. «Как 17 двоек за контрольную?? Должно быть не больше 5!» — «В смысле должно быть? А что делать, если их 17?» — «Что хотите, то и делайте, но чтобы это последний раз!» И в классе мертвая тишина в ответ на любой элементарный вопрос. Все ж в курсе, что трояк по-любому поставят, ибо «должно быть не больше 5»)))

Пожаловаться
Karisa
Karisa
Рина 

А у нас еще такое было что если в классе 8 поставили по какому-то предмету балов 7, то до конца школы будет 7 по этому же предмету. Биология, История, Англ, все равно по каждому предмету именно одна оценка до конца школы. Печати на детях ставят так сказать. Я постоянно боролась с этим, потому что у детей пропадает желание что-то учить, стремится, если все равно будет 7. А я ставила оценки те которые заслуживали. В итоге выслушивала, и по приказу должна была ставить ту оценку которую сказали. А тем детям которые например в 6 классе ставили по 11 балов, то не зависимо учили они что-то или нет, все равно все должны ставить и далее 11 баллов… Вот так… Не выдержала такой несправедливости, ушла. Обидно очень за детей.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Karisa 

да, школа — не то место, где все делается для раскрытия потенциала личности ребенка. поэтому мы и на со

Пожаловаться
Karisa
Karisa
Рина 

 Я раньше думала что школа это что-то доброе место, место знаний, доброты. А в итоге поняла что это змеюшник, если коллектив по большей части женский. Может не у всех так, есть же и нормальные. Но у меня отбило желание работать в школе надолго.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Karisa 

у меня змеюшник был в милиции)) причем там было пополам мужиков и женщин)) но ощущение, что сплошные бабы)))

Пожаловаться
Сергей
Сергей

У нас на кафедре (ИТМО, Питер) за последний год! уволились ТРИ преподавателя и ушли в вольные репетиторы! Вот считайте нагрузка на препода на полную ставку в РФ вузах составляет по новым положениям более 900 часов в год! Умножим это на 700 рублей в час, которые в среднем получает в Питере репетитор, и получим 630 000 рублей в год и 52 500 рублей в месяц! А доход скажем доцента на полной ставке — 23 тысячи рублей в месяц и за эти деньги, помимо образовательной деятельности, куча других требований — переписывать программы под новые требования МИНОБРА, помогать писать дипломы бакалаврам и магистрам, писать статьи и методички! Даже если репетитор себя легализует и будет платить за лицензию — все равно выгоднее!!! Я тоже хочу со следующего года уходить на вольные хлеба, хотя преподавал в вузе более 10 лет. P.S.: Мне хотели нагрузку за тех преподов докинуть — но я обещал в этом случае уволиться НЕМЕДЛЯ!

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Так же уходят из школы хорошие учителя. Остаются, как это ни печально, в основном те, кому тупо некуда идти — никчемные то есть, которые в качестве репетиторов никому не будут нужны.

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар
Спасибо. Как раз задумалась над образованием, ребенок-то растет.
Дети все талантливы с рождения, но родители могут уничтожить любой талант. Школа это тоже с молчаливого согласия родителей. Родителям пофигу — спихнули и ладно. Это как малышу айпад сунули, как зомби-мультики, лишь бы не мешал мамам самореализовываться, потом школа пошла, а потом ребенок работать начал и тут же мамино внимание проснулось — когда оно не нужно и уже мешает! А потом локти кусают! В карьере не заменимых не бывает, а маму никто не заменит. Школа это наш с вами продукт, какие родители, такие и школы. Реально репетитор как Донкихот против мельниц ветряных.
https://www.baby.ru/blogs/post/464865087-54937643/
https://www.baby.ru/blogs/post/464505399-54937643/
Вот пару постов на эту тему выкладывала.




Пожаловаться
Надежда
Надежда
Илья
7 лет
Петропавловск
много правды, у нас в стране такой же бардак, работаю в школе и вижу всю поднаготную изнутри, но вот как выйти на домашнее образование, ума неприложу(((((((((
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Надежда, А что именно вызывает у Вас затруднения? В чем сложность перехода на семейное обучение? Вообще в каком качестве вы хотели бы на него перейти? В качестве репетитора или в качестве родителя собственного ребенка?
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Надежда, А вы что преподаете, кстати?
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Илья
7 лет
Петропавловск

Рина, я думаю о своих будущих детях, не хочу в системе школы дурить голову детям своим, система прогнила ужасно, детям невыносимы порой тупые не нужные никому нагрузки

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Илья
7 лет
Петропавловск

Рина, у нас не практикуется семейное обучение, поэтому и нет даже зацепки, как и что начинать, как учить дитя самому.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Надежда, А! Только что увидела, что Вы не в России.

Попробуйте здесь поискать единомышленников из своей страны.

Это, наверное, самое или одно из самых крупных сообществ семейников в Рунете. Там не только россияне. Много русскоязычных семей из других стран.

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Илья
7 лет
Петропавловск
Рина, Спасибо
Пожаловаться
Ночка
Ночка
Москва
Наконец добралась до прочтения этого поста. И не зря. Согласна я со всем, что в нём написано. И это ужасно. А егэ-отдельная тема. В школе не учат, а натаскивают на эти тесты, как собак. Дрессируют. Мрак.
Пожаловаться
Самая Самая
Самая Самая
Сыночек
5 лет
Комсомольск-на-Амуре

Ну не знаю… честно… этот не тот, тут бабка херовая, родители не идеальные, а сама она кто? Странная тоже женщина-репетитор, в школе не работала, и не хочет идти.А может на самом деле ее и не берут туда вовсе.Если такая крутая преподавательница-преподавай в школе, что бы дети хорошо учились и родители не тратили деньги на репетитора… Смотря с какого угла смотреть.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Алла, Алла, «туда» берут практически всех)) Но идут в основном те, кого больше никуда не берут. Одна из наших репетиторш по инглишу (красный диплом МГУ) как раз на наших глазах устраивалась в школу «ради стажа в трудовой». Хватило ее примерно на месяц. И не из-за детей. А из-за осознания, что до детей у нее в дурдоме под названием «школа» тупо руки толком не дойдут. А работать абы как такой человек, понятное дело, не привык. Ушла преподавать бизнесменам — там люди понимают, как и зачем надо организовывать учебный процесс, ибо потребность в языке ощущают реальную. А не потребность в мозгодерстве и построении трех графиков отчетности по каждому «контрольному срезу».
Пожаловаться
Самая Самая
Самая Самая
Сыночек
5 лет
Комсомольск-на-Амуре

Рина, Программу просто в школах нужно менять.И нагрузку уменьшать.И не все кто попало в школах работают, и не всех подряд туда берут..Я считаю что школа необходима.Я за домашнее обучение в том случае, если ребенок болен.Вам репетиторши могут что угодно говорить, но вы ведь только одну сторону выслушали.Может в коллективе не ужилась и ушла, да что угоднл, а может и из-за детей, но всю правду врят ли скажет.И если ВСЕ ХОРОШИЕ ПЕДОГОГИ ЗАНИМАЮТСЯ РЕПЕТИТОРСТВОМ, то назревает вопрос, А КТО ТОГДА РАБОТАЕТ В ШКОЛАХ? На самом деле в школах работают много достойных учителей.Что бы работать в школе, нужно любить работу и детей, а если что то там не получается, значит с самим педагогом что то не так.

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Илья
7 лет
Петропавловск

Алла, один педагог не изменит школьную программу, к сожалению(((((, по своему опыту это знаю, мы в школе больше занимаемся написанием отчётов дурацких, но только не детьми((((((((((((

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Алла, Вы не допускаете такого варианта, что что-то не так не с педагогом?)) Вы можете назвать хотя бы одну причину между работой с мозгоклюйством за меньшие деньги и работой с удовольствием за бОльшие деньги выбрать первый вариант?)) Про мозгоклюйство я говорю, имея в виду НЕ детей, кстати.

А менять надо многое, да. И, в одну из первых очередей, квалификацию педагогов. Хорошие педагоги есть, но их точно не много. Их единицы. Как в школе, так и среди репетиторов.

Кстати, нам репетиторши ничего не могут говорить в данный момент)) у нас их нет потому что) а все, о чем сказано в статье, я знаю по личному опыту. Работала и в школе, и репетитором, и ушла из школы не потому, что что-то не ладилось с детьми.

Пожаловаться
Мася nnn
Мася nnn
Москва

Интересная и поучительная статья, но она ужасает! Как сейчас всё плохо и как нам не совершить ошибок, кто бы объяснил как верно поступать ...

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Мася nnn, имхо, сейчас единственно верное решение — независимо от того, посещает ребенок школу или нет, не принимать во внимание школу вовсе, а лично руководить процессом обучения и лично контролировать качество результатов. но при таком подоходе смысла в посещении школы я не вижу никакого, ибо она, получается, только мешает, а не помогает

Пожаловаться
Мася nnn
Мася nnn
Москва

Рина, А как же тираны родители, которые заучивают своих деток? Как же социализация? Тут и школа должна давать «уроки жизни» и родители адекватно оценивать свои действия и нагрузку на ребенка.

Школа сейчас (что печально) дает только базу для ЕГЭ! и поражает безграмотностью

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Мася nnn, Уроки жизни и уроки маразма и взаимного хамства — не одно и то же, на мой взгляд. Я не хочу чтобы социализация моих детей заключалась в формировании умений прогибаться под тех, кто старше-сильнее-горластее или прогибать под себя теми же методами тех, кто слабее-младше-тише. А социум на самом деле гораздо шире, чем школа. И социализация в широком социуме гораздо нужнее, чем школьная обрезанная и уродливая социализация. Сидеть и молчать — этим умениям надо обучаться тем, кто всю жизнь собирается просидеть молча в угоду кому-то.

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Екатерина
25 лет
Андрей
33 года
Санкт-Петербург
Мася nnn, Школа сейчас НЕ ДАЕТ базу для ЕГЭ. У меня дочь в 11 классе. у нее и всех одноклассников, подчеркиваю У ВСЕХ по 3-4 репетитора по тем предметам, которые они будут сдавать на ЕГЭ! Потому что без репетиторов не сдать!
Пожаловаться
Мася nnn
Мася nnn
Москва
Ирина, Печально как мир скОтился
Пожаловаться
Ирина
Ирина
Екатерина
25 лет
Андрей
33 года
Санкт-Петербург
Мася nnn, Да, и это не в обычной школе, а Лицее!



Пожаловаться
Нинель
Нинель
Калуга

я английский выучила в 11 классе, походив год на курсы английского языка при спецшколе. занимались по Бонку. так мне настолько там вбили язык в голову, что по прошествии 15 лет я спокойно смогла поехать на стажировку в Европу и там общаться на английском с людьми. хотя у меня наверное просто склонность к языкам. я румынский выучила на слух в течении года.

по поводу ЕГЭ. я с дочкой занималась вплоть до 9 класса сама. никаких репетиторов не было никогда. в последних классах дочка ходила в физматшколу при институте Баумана. после них ЕГЭ сдала очень хорошо, спокойно поступив на бюджет в Калужский госуниверситет.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Нинель, Мне сейчас уже становится тяжеловато осиливать математику. А по русскому удручает то, что вижу часто ошибки в самих заданиях или в ответах к ним, если такие даются. Их не половина, конечно, от общего количества заданий и ответов, но все-таки многовато для того, чтобы этим количеством можно было пренебречь(( Иногда зачем-то для того, чтобы типа составить небанальное задание на проверку знания одного правила составители тестов искажают другое правило — и попробуй догадайся, что это не ты идиот, а правило проигнорировано и тебе тоже надо его игнорировать при решении заданий такого типа. зачем это делается, никогда не пойму. нет бы обучить нормальному русскому языку получше, так его ломают ради непонятной великой цели
Пожаловаться
Нинель
Нинель
Калуга

Рина, да, нынешние учебники и методики отличаются особой «гениальностью». я русским с дочкой по сути никогда не занималась т.к. она страстный читатель и она сама все задания выполняла. меня сия чаша миновала.

а вот по математике были такие новые методы решения задач и уравнений, что просто поражалась к чему подобные усложнения.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Нинель, То же самое могу сказать о программе по русскому! Как-то ради эксперимента выполнила задание, которое — была практически уверена — не выполнит полностью никто из учеников. Сыну дала просто списать. Объяснила, естественно, свое решение. Вместе поудивлялись, зачем такие нюансы в пятом классе. У нас в вузе на этой теме — чередования гласных и согласных в словах — такого акцента не было.

Потом позвонила маме главного отличника)) ну просто мы дружим семьями. Спросила, сколько ее сын нашел чередований в тексте. Не нашел и половины. Получил 5))) Мой тоже, естественно, получил 5. При том, что «нашел» в три раза больше чередований. Вопрос: нафига давать задание, за выполнение которого на треть уже реально впору ставить 5???

Пожаловаться
Нинель
Нинель
Калуга

Рина, тоже удивительно. тем более подавляющая часть детей его вообще не выполнят. уровень знаний очень низок.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Нинель, )) вообще я сильно подозреваю, что конкретно то упражнение толком не выполнила и учитель))
Пожаловаться
Нинель
Нинель
Калуга

Рина,

Пожаловаться
ЧудесатаЯ
ЧудесатаЯ
Тимур
3 года
Москва

Отличная статья. И про "сами не знают, что с этим делать" — правда. И про задания — реально в точку. На зарождении егэ интересовалась заданиями — реально без пузыря не разберешься, чего надо от тебя

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
ЧудесатаЯ, Самое печальное, в этом, похоже, только с пузырем разбираются и многие педагоги — или не разбираются даже с ним. Всего лишь в восьмом классе от сына после первого же занятия отказалась репетиторша с 18-летним стажем работы в школе. Сказала, что все, что она может ему дать, он уже и так знает, а задания части С (для восьмого класса были сделаны тесты по типу егэшных) она сама решить не может.

А решали с дочкой контрольную министерскую — пара заданий ввела меня в ступор, так как я не могла понять — это реально такой примитив дается в 8 классе или тут есть какой-то подвох, просто я его не вижу.

Ну и классика жанра нынче — не проверяемые неделями и месяцами тетради даже уже и в начальной школе, не разбираемые вообще ошибки в контрольных — написали, получили свою двойку-тройку-четверку, а почему не 5 — сами догадайтесь.

Пожаловаться
ЧудесатаЯ
ЧудесатаЯ
Тимур
3 года
Москва
Рина, что за бред с тетрадями? Это реально?
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
ЧудесатаЯ, Реально! С двумя детьми проходила. Пыталась бороться, потом плюнула. Еще была тема — в задаче записан номер и под ним ответ в тетради у сына. И так сделана вся работа. И стоит пятерка. На мой вопрос «что за?» сын утверждает, что у них не требуют записывать краткую запись и решение. На собрании у учительницы спрашиваю — говорит, что требуется. Понимаю, что если сейчас продемонстрирую его тетрадь с ее оценкой — точно ею поставленной, ибо почерки, нажимы и пасты слишком разные, чтобы это могло быть подделкой — то наживу себе врага на всю оставшуюся жизнь. Ну и заодно понимаю, что нефиг ловить в этой школе. И да, эта учительница была на хорошем счету! Это был 7-й класс, алгебра. У дочки тетрадки перестали проверяться каждый день классе в третьем. В четвертом уже неделями не проверялись.
Пожаловаться
ЧудесатаЯ
ЧудесатаЯ
Тимур
3 года
Москва

Рина, Ппц. Пошла искать способы заработать на личного учителя. Все равно хотела путешествовать

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
ЧудесатаЯ, ))) думаю, ты недооцениваешь собственные способности к обучению собственного ребенка))
Пожаловаться
Аришка
Аришка
Katharina
9 лет
Ахен
блин… у меня была ангийская спец школа… какое там 7-8 уроков в неделю… у нас до 15 доходило… помимо каждодневного английского еще несколько предметов на английском… и я неуч ну никак не могла это… ну не могла я топики эти учить или прочитав отрывок из маркт твена или шекспира в оригинале хотя бы пересказать… я вообще не могла говорить… только заученные фразы… никакого живого языка… на английском я заговорила почти свободно (хоть и с ошибками по согласованию времен) только когда мужа встретила… это было через 8 лет после окончания школы…
я долго думала, что языки — не мое… но спокойно выучила немецкий меньше, чем за год… просто методика изучения языка в европе это не наш совковый пересказ и зубрешка. это другое…
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Аришка, А можешь вкратце описать, чем там подход отличается? Больше живого общения, меньше теории?
Пожаловаться
Аришка
Аришка
Katharina
9 лет
Ахен
Рина, Напишу вечером
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Королев

что то страшное.Но то, что школа это заезжанная пластинка соглашусь на все сто.Дети не умеют думать, просто думать, их этому никто не учит.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Наталья, да, зато очень активно учат, как ногти не красить.
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Королев
Рина, )))))И не говорите



Пожаловаться
шизаНУ таЯ
шизаНУ таЯ
Копейск

хреновый репетитор, во втором случае поступила не педагогически, пострадал ребенок

Пожаловаться
Олеся
Олеся
Дениска
13 лет
Тасенька
10 лет
Мурманск
Оксана, соглашусь на все сто
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Оксана, Ребенок в том случае страдал задолго до нее и ее уход из их дома ничего принципиально не изменил. Просто интересно: а как, на Ваш взгляд, она должна была бы поступить, чтобы было педагогично?
Пожаловаться
шизаНУ таЯ
шизаНУ таЯ
Копейск
Рина, убедить ребенка, что все получится, вселить в него уверенность. С талантом конечно легче заниматься, чем самому раскрывать талант ребенка, смысл тогда в таком репетиторе?
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Оксана, когда ребенку нужна помощь психиатра, раскрывать таланты — просто несвоевременно. ложка хороша к обеду. учеба должна происходить со здоровым элементарно учеником. а иначе это не обучение, а соучастие в истязании. от чего женщина и отказалась.
Пожаловаться
шизаНУ таЯ
шизаНУ таЯ
Копейск
Рина, ну помощь психиатра в той семье нужна родителям, а не ребенку. А репетитор тот, все равно не педагогично поступила.
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
Оксана, Ребенок в страшном стрессе или даже уже неврозе. Почему вы считаете, что помощь психиатра ему не нужна? И вы не ответили, как все-таки должна была поступить репетитор.
Пожаловаться
шизаНУ таЯ
шизаНУ таЯ
Копейск
Рина, почитай внимательно, как раз я ответила. Дальше смысла размусоливания этой темы не вижу. Репетитор вместо помощи, просто поставил под удар ребенка еще раз, конечно, один раз больше, одним разом меньше ребенок получит, какая разница, главное репетитору самому ноги быстрее убрать, чем до родителей донести в чем истинная проблема. Конечно, с благополучными легче заниматься.
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург

Оксана, репетитор в общем-то не обязан быть этаким супер-героем, спасающим мир каждый день после обеда. создать нормальные условия для учебы ребенка дома — святая обязанность родителей, а не приходящей на час в день тети, даже если эта тетя с определенным образованием и опытом работы. если ребенка — а также его родителей — для начала надо лечить, то это не к репетитору и не надо брать на себя роль Бога. ничего хорошего из этого не выйдет. каждый должен заниматься своим делом.

Пожаловаться
Марина
Марина
Лубны

правда жизни.......

Пожаловаться
annettochka
annettochka
Маруся
7 лет
Москва
Ненавижу работать с детьми именно по всем вышеназванным причинам.

Рада, что работаю в ВУЗе. Но «продукт» мы получаем из школ. И с каждым годом все хуже и хуже...

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
annettochka, и чем больше будет процент «платников», тем ситуация будет все больше ухудшаться. причина не только в этом, но это очень серьезный фактор. когда я училась, «платники» только появились, их были единицы — и их уровень настолько резко отличался от тех, кто поступил на бюджет, что просто мурашки по спине бегали — размером со слонов
Пожаловаться
annettochka
annettochka
Маруся
7 лет
Москва
Рина, Тут дело не в количестве платников, а в монетизации образования на всех уровнях. Люди хотят зарабатывать на образовании ещё больше, уже в детских садах вводят платные занятия… Поэтому и количество платников увеличивается не только из-за увеличения количества дураков))
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
22 года
Санкт-Петербург
annettochka, Оно, может, и не увеличивается из-за количества дураков. Но увеличивает количество дураков, к сожалению. Ибо платность образовательных услуг ни разу не гарантирует и даже не подразумевает, собственно, их качества.
Пожаловаться
annettochka
annettochka
Маруся
7 лет
Москва
Рина, Естественно…
Пожаловаться
неуровновешенно счастлива
неуровновешенно счастлива
Харьков
Ого! начала но… увы и ах…
Показать ещё