Отвечает Марина Озерова, магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков.
— Полезно ли рисовать красками для ванной?
— Как рисование — не имеет смысла, поскольку следы творчества тут же смываются. Эти краски могут быть дополнительным развлечением, но не основным художественным средством.
— Можно ли начинать рисовать с фломастеров?
— Фломастеры лучше давать не раньше младшего школьного возраста (в 6-7 лет), и то не как основной материал. Они не позволяют ребенку научиться управлять художественным средством. Чтобы рисовать фломастером, усилия не нужны: невозможно регулировать нажим, как у карандаша, цвета слишком неестественные, и смешивать их нельзя. А получение нового цвета очень важно при освоении материалов. Кроме прочего, обычно фломастеры токсичны (в отличие от мелков или пастели) и не годятся для малышей.
— Ребёнок все тянет в рот. Подождать с рисованием?
— Когда ребёнок больше грызёт карандаши, чем рисует ими, можно рисовать каким-либо съедобным материалом, например кусочком свеклы. Еще одно хорошее средство — соки, замороженные в формочках для льда. Старайтесь объяснять ребёнку, что карандаши не едят, убирайте ручки, которые тянутся ко рту. Годовалые дети уже отлично все понимают. И это не повод лишать ребёнка радости творчества.
— Вы рекомендуете не учить «правильному захвату». А если ребенок так привыкнет держать карандаш, ведь потом не переучишь?
— Ребёнок учится постепенно. Есть дети, которые сразу же захватывают карандаш правильно, но они скорее исключение. Обычно ребёнок до трёх лет рисует, зажав карандаш в кулаке. Уверяю, такой захват не останется навсегда и уйдёт на соответствующем этапе развития мелкой моторики.
— Можно ли уже в раннем возрасте определить способности к рисованию?
— Можно даже не определять — в таком возрасте они есть у всех детей без исключения. Сохранятся ли они на протяжении всего детства и далее, зависит только от родителей.
— Мой ребёнок полутора лет не любит пачкать руки, и краски ему неприятны. Даже если на руку попала маленькая капелька, сразу плачет, чтобы я вымыла. Поэтому ему не нравится рисовать. Что ему предложить вместо красок?
— К сожалению, замена красок в данной ситуации не выход. Если ребенок в раннем детстве боится испачкать руки и дотронуться до «пачкающего» предмета, это серьезный и неприятный показатель. Может быть, ребенок получил негативную реакцию родителей на испачканные руки? Если это так, старайтесь снять строгие требования к «опрятности», не помещайте ребенка в стерильную среду. Позволяйте ему возиться в песке, глине, играть с водой. Служите примером, если он сам боится опустить туда руки. Так же и с рисованием — покажите, как рисовать ладошками. Если вы будете относиться к этому положительно, проблема исчезнет. Полтора года — важный период для получения тактильных ощущений от различных субстанций, не упускайте это время.
— Ребёнок не проявляет интереса к рисованию. В чём причина? И продолжать ли предлагать?
— Причину, не зная подробностей, назвать невозможно.Чаще всего ребёнок отказывается рисовать, если за этим действием закрепилось плохое переживание. Например, испачкался — и мама поругала, или укололся карандашом. Продолжайте предлагать, но не навязывайте. Рисуйте в присутствии ребёнка, получайте удовольствие от этого процесса, тогда ребёнок обязательно присоединится!
— Вы говорите, что можно рисовать съедобными материалами. Не привыкнет ли ребёнок баловаться с едой? Можно ли его от этого отучить?
— Про годовалого малыша никак нельзя сказать, что он балуется с едой! Это обычный исследовательский интерес. Позвольте ему «побаловаться» таким образом, узнать, каково на ощупь то, что вы даете ему для еды. Это обязательно пройдет, но в раннем детстве малышу необходимо так знакомиться со всеми продуктами. Ему нужно получить как можно больше сенсорного опыта. Приучать в таком возрасте «есть красиво» — верный способ отбить аппетит. В настоящее время существует множество методик «сенсорного развития». Но не стоит забывать, что ребенку прежде всего интересен окружающий мир и никакие дидактические пособия или суррогаты его не заменят. Вот замечательный пример сенсорного развития — шлепать ложкой по тарелке с бульоном. И запах, и вкус, и цвет, и брызги во все стороны! Еда — один из трех основных процессов в жизни ребенка (наряду со сном и хождением в туалет), и малышам очень важно получать в это время информацию от различных органов чувств.
— Если я сама не умею и не люблю рисовать, стоит ли мне самостоятельно заниматься с ребёнком или лучше пригласить для этого учителя?
— В любом случае предпочтительнее заниматься самим родителям — для них это еще важнее, чем для ребенка. Даже если вы пригласите учителя, ребенок почувствует ваше отношение к процессу и скоро так же возненавидит рисование. Постарайтесь вспомнить себя в детстве — когда-то же вы любили рисовать? Не может быть, чтобы даже в два-три года уже испытывали к этому отвращение! Рисуйте как ребенок, а не «как надо». Играйте с красками, попытайтесь познакомиться с ними заново — как ваш ребенок в настоящий момент. На протяжении всего детства ребенку необходима любая совместная деятельность с родителями, тем более творческая.
— Обязательно ли организовывать специальное место для занятий?
— Cовершенно необязательно. Оно нужно маме, чтобы было удобнее убирать, а не ребёнок. Желание порисовать возникает спонтанно и совсем не связано с местом для занятий.