— Мам, можно мне дырокол?
— Можно дочь. Заканчивай и иди делать с папой уроки. – я немножко подумала и добавила, — Ты возьми дырокол, доделаешь у себя в комнате.
У папы на это было другое мнение.
— Сонь, мы купим тебе дырокол чуть поменьше. Этот очень тяжелый. Если он упадет на ногу, то будет больно.
Соня не смогла осилить папин совет, который противоречил с маминым. Она расплакалась, сказав, что хочет делать уроки не с папой а со мной. Я поняла, что плакала она именно из-за папиного ответа.
Я взяла Соню нежно за руку и мы пошли вместе в ее комнату. Там мы сели на мягкую кровать с пушистым и теплым одеялом. Я обняла Соню так, что даже пяточка не высовывалась из под маминых рук и так мы сидели.
— Дочь, — начала я осторожно, — Ты думала, что папа тебя ругает, поэтому расплакалась?
— Да..., — жмется ко мне.
— Дочь, папа сказал так, как надо. Я была не права, когда разрешила тебе взять дырокол. Папа меня поправил и на самом деле его идея намного лучше. Мы сделаем для тебя специальный шкафчик, чтобы там хранились все твои письменные принадлежности, хорошо?
Соня молчала. У нее, видимо, на это было свое мнение.
— Знашь, Сонь, дети иногда думают, что они всегда правы. Однако, иногда бывает так, что дети пока еще не все знают, им кажется, что они правы, но родители их учат, поправляют. Детям это иногда не нравится. Они плачут. Бывает, что и не плачут, но все равно балуются, шалят. Ну, на то они и дети, чтобы баловаться. И на то они и родители, чтобы учить. Но знаешь, у детей тоже бывает свое мнение. Дети иногда думают по-другому, не так как родители и это нормально. Если ты думаешь по-другому, то тебе надо просто сказать: «Мам, я думаю по-другому». Я тебя спрошу: «Как же ты думаешь, дочь? Скажи мне» — имитирую интонации, с какими мы обычно с ней разговариваем. – А ты мне скажешь: «Мам, давай сделам вот так-то и так-то». А я отвеу тебе: « Сонь, давай подумаем как сделать так, чтобы я тебе немножко уступила, и ты мне немножно уступила так, чтобы всем было хорошо», да, дочь?
Соня думает. То, что она не кивнула сразу в ответ, означало, что Соня поняла все, о чем я ей говорила. Она думала и ей не хотелось давать поспешного ответа. Соня отвечает только тогда, когда на все сто процентов согласна со сказанным или не согласна. Что-то в моих словах было для нее новым, что-то она приняла, а с чем-то не согласилась. Она будет еще и еще думать об этом, чтобы однажды спокойно, обдуманно высказать свое мнение.
Я знаю, что мне будет тяжело, когда она будет высказывать свои предложения. Я знаю, что намного проще запрограммировать ребенка на послушание, но, во-первых, я вижу, что Соню на это не запрограммируешь, а во-вторых, я понимаю, что если ее не научить высказывать свое мнение, если не приучить ее к мысли, что свое мнение – это нормально, то она будет просто уходить в себя, копить, скрывать чтобы однажды либо взбунтоваться, либо просто навсегда отстраниться, уйти…
— Дочь, — продолжала я, — однажды ты вырастешь и станешь взрослой и у тебя будут детки: сынок и дочка. Ты будешь их учить, как я тебя сейчас. Они будут тебе говорить: «Нет, мама, на так!», а ты станешь объяснять потому, что ты уже все будешь знать к тому времени, а твои детки еще только будут учиться. Да, дочь?
Соня снова молчала. Она снова думала и не отвечала мне: ни «да», ни «нет» и для меня это было хорошим знаком. Я понимала, что так Соня начнет задумываться, размышлять, представлять. Для того, чтобы ей делать это свободнее, она должна знать, что она может все это высказать так, чтобы быть услышанной. Она видит свою цель, она будет учиться идти к ней. Чтобы цель достигнуть человеку нужна своя точка зрения.
, Как мне нравится Вас читать!!! Все забираю к себе в копилку, и может когда нибудь и применю на своих!!!
Согласна! Но должна сказать большущее спасибо, так как я у вас учусь разговаривать с малышами.
нравится вас почитывать. и то что вы наъходите слова правильнгые
Правильно все!!! Я тоже со своей так поступаю и муж также (это он меня научил), и результат есть)).