Со старшим сыном у нас была целая эпопея с выбором и походом в сад. Был частный сад, в котором мы глубоко разочаровались. Хотя выбирала я его очень тщательно. Не повезло, как раз в момент нашего прихода в садике заменилась воспитательница. И взяли абы кого. Мы промучались 8 месяцев, ушли можно сказать с конфликтом, писала на форумах об этом. Многие мамы сначала спорили со мной, потом большинство тоже обратило внимание на нюансы и перестали водить детей в этот сад. Потому что руководству было проще лишиться нескольких детей, чем поменять среди года «временную» воспитательницу.
И мы пошли в обычный сад, выбирала из 3 на районе. В первый пришла, получилось договориться без всяких взяток, и мы попали в очень хороший сад. Тоже хватало проблем, но мы старались их решать, и проблемы действительно решались. Хотя были мелкие недостатки, с которыми мы просто мирились. Теперь Денис ходит в школу, а Илья вот с января пошел в садик. А теперь от воды к конкретике.
Денис в 2.5 года отлично пошел в садик. И если бы не проблемы с воспитателем, он бы и ходил с удовольствием. Но в 3 года и 2 месяца мы перевели его в обычный сад. Это было уже сложнее. Потому что был печальный опыт с садом, потому что детей больше, воспитатели новые, и дома с мамой сидеть Денис к тому времени очень привык.
Я разговаривала с психологом, по обоим своим мальчишкам наблюдала, с воспитателями говорила, с какого возраста дети проще идут в сад. Дети конечно же разные, надо ориентироваться только на своего ребенка и на собственную готовность отпустить от себя маленького птенчика. Потому что если мама сильно переживает, утирает слезу при расставании, при ребенке ведет беседы с другими взрослыми, как ей жалко, что ребенок пошел в сад, то конечно же малыш будет переживать это вместе с мамой!
У нас принято сидеть до 3 лет с ребенком дома. Но вот вы удивитесь, адаптируется ребенок к садику проще с 1.8 до 2.5 лет, а чем старше, тем лучше его память, тем крепче его привычки, тем больше ему хочется оставить все как есть, то есть расти у мамы под крылышком, а не в садике, в коллективе. Но еще раз повторюсь, не ко всем детям и родителям это относится. Это обобщение.
Знаете, я не верю, что занятия в кружках и студиях могут заменить социализацию. Я пробовала)) Дети общаются там очень мало, это занятие, потом собрался и побежал домой. Клубы и детские аттракционы не приводят к постоянным знакомствам, так, мимолетная дружба на 2 часа. А детям нужны постоянные друзья, которых он встречает каждый день, коллектив со своими правилами. Это мое мнение. Поэтому я за садик двумя руками.
Говорить о том, как сейчас переполнены садики, кто там работает, мы не будем. Берем идеальные условия, надеемся, что нам повезет с воспитателями, ведь именно это является определяющим фактором успешного посещения ребенком детского сада и в целом его развития, как личностного, так и социального.
Когда я выбирала сад, для меня принципиально было договориться с воспитателем, чтобы я могла зайти в группу с ребенком, осмотреться, познакомиться. И мне везло с этим даже в гос садике.
Все дело в том, что ребенок очень смотрит на реакцию мамы. Вот вам пара примеров. Первый, это как поступали мы, и я считаю это правильный пример. Я даже получила положительный отзыв в свой адрес от нашей воспитательницы в гос садике за такой подход)) и с Ильей мы по тому же принципу пошли в сад.
1. Заранее ребенку можно рассказывать про поход в сад, если ребенок хочет туда идти и реагирует на новость хорошо. Если не хочет, отказывается (как мои мальчишки), то я один раз сказать попробовала и отпустила эту тему, чтобы не спорить с малышом и не сделать хуже. Утром мы собрались «в гости поиграть», взяли с собой подарки детям.
В случае с детьми постарше, можно взять с собой конфеты или вафельки, печеньки, но давать, если воспитатель разрешит (мало ли у кого диатез), можно взять шишки, к примеру. У нас была дома целая корзина, мы заготовили с осени. Вот пришли знакомиться в сад. Денис за ручку пошел со мной в группу (маме тоже надо раздеться и переобуться в сменку), а вот Илья даже раздеваться отказался и крепко засел у меня на руках.
Мне разрешили заглянуть в группу не раздевая Илью. Я несла его на руках, с восторгом удивлялась, глядя какие в группе есть игрушки, но посмотреть не настаивала, если Илья не хотел. Рано или поздно ребенку станет любопытно, он сам посмотрит. Когда Илья стал оглядываться, я дала ему в руку шишку и предложила подарить эту шишку тете воспитательнице. Потом мы так же дарили шишки детям, говорили, как зовут Илью, спрашивали имена детей. Так же и с Денисом мы делали.
Потом мы увидели интересную игрушку, которая очень впечатлила Илью. Но я сказала, если он хочет с ней поиграть, то должен снять куртку, ботиночки. Илья с удовольствием согласился. Игрушкой этой была железная дорога. Я посадила Илью у дороги, немного понаблюдала за ним, потом сказала, что отнесу вещи в шкаф и вернусь. Он меня отпустил. Тут очень важные момент! Ребенок не должен терять маму! Как многие воспитатели предлагают уйти, пока ребенок заигрался, а что будет, когда он вспомнит про маму? Мама пропала, исчезла! Воспитатель начнет врать, уговаривать, но зачем?
Проще делать так. Вот мама видит, что ребенок немного освоился в группе (цель мамы не засиживаться в садике, это понятное дело будет мешать воспитателям). Можно сказать малышу, что мама подождет его на коридоре, пока он наиграется. И вернется за малышом через пол часа. И мама реально при этом сидит в коридоре Никакого обмана! Ребенок может придти и проверить, тут важно заслужить безоговорочное доверие у ребенка! И в первый день можно придти вот так на часа полтора, посмотреть на группу, детей и забрать ребенка. Этого достаточно на первый раз. На следующий день мы говорили по дороге в сад, что идем играть в паровозик, в игрушку, которая ребенку понравилась.
Снова я раздела сына, сама разделась, проводила к игрушке, побыла минут 10 в группе (не рядом с ребенком, но в зоне видимости). Потом подошла спросить, нравится ли ему играть? Говорит, что нравится. Тогда я сообщаю (не прошу и не спрашиваю, а сообщаю!), что мне надо уйти на работу, чтобы заработать немножко денежек. А Илюша пока поиграет в паровозик. Но я скоро вернусь, заберу Илюшу домой и принесу ему конфету (или что-то вкусное, мелкое, что может порадовать ребенка). Я куплю эту конфету после работы, когда мне денежку заплатят. Он соглашался, отпустил меня.
Я уходила на час или два, не помню точно. Была на связи с воспитателем, но не назойливая, нельзя отвлекать. И честно говоря, любой воспитатель может соврать вам, как ребенок себя ведет, потому что ему тоже важно малыша скорее адаптировать и избавиться от вашего присутствия в группе))) поэтому звонить смысла мало. По возвращению, смотрите на реакцию ребенка. Похвалите ребенка, что он молодец, дал маме время поработать и заслужил то, что мама обещала (конфету). К слову, мы при других детях конфетами своего сына не угощаем, это не красиво. Дал своему, остальные облизываются. Я могла положить конфетку в карман, чтобы он съел ее дома. Ну вот так мы дня три до обеда оставались с удовольствием в садике.
Потом попробовали уложить днем спать. И я забирала его сразу после сна. Но была наготове забрать до сна, если уложить не получится. Четверг и пятницу забирала сразу после сна. А в понедельник уже оставили на весь день. И пошел в сад Илья без проблем после выходных. Но во вторник уже заболел. Это нормально, что с походом в сад дети болеют, они обмениваются микробами с другими детьми, привыкают друг к другу. Болели почти две недели. И вот снова пошли в сад, и тут началось веселье! Как правило, большинство детей, которые начали ходить в сад хорошо, спустя 1-3 недели понимают, что это не просто гости, а новая жизнь, каждый день не с мамой! И тут уже не конфеты не нужны, ни паровозик… Но пока в сад идешь, не нужен паровозик. Тут снова надо привести в сад, зайти в группу, провести до паровозика. И минут через пять сказать, что тебе пора на работу. Я просила Илью и Деню помахать мне в окошко, у нас стало это традицией.
Ребенок видел, что мама уходит, поэтому не искал по углам, не пугался. Он скучал и ждал. В этот момент очень важно забирать вовремя, а все вечернее время уделять играм и обнимашкам с ребенком. Говорить, как вы соскучились (не плаксивым голосом!!!), как любите своего малыша. Можно и даже нужно поговорить как со взролсым. Рассказать, что у вас за день произошло, ну конечно на детском языке, что будет интересно и понятно ребенку. Спросить, что больше всего ребенку в садике сегодня понравилось, что самое вкусное было сегодня из еды. Говорить только о хорошем! И вот со временем ребенок расслабится, сад войдет в систему. Ребенок будет точно знать, что его отведут в его группу, мама пойдет на работу, вечером его заберут домой, будут играть с ним. Ребенок будет вам верить, что его не бросят, что его не перестали любить. И адаптация к садику пройдет не так болезненно.
2. Маме могут не разрешить войти в группу. Честно, даже не знаю, как поступать в этой ситуации. Я не стала бы скандалить, но всему возможными способами попыталась бы убедить воспитателей, что для нас это важно, что я не помешаю их работе. Если заведующей будет пугать, скажите, что попробуете с ней договориться, чтобы пустила. Включаем дипломата, договариваемся и убеждаем!
Если воспитатель пускает в группу, и как только ребенок отвлекается, просит вас незаметно уйти, не делайте так!!! Ребенок испугается, вспомнив, что вас нет. На следующий день он не слезет с ваших рук, потому что побоится, что мама пропадет навсегда. Не бойтесь открыто прощаться с ребенком, скорее всего все пройдет хорошо. Зато вы не потеряете доверие, даже если в первый день малыш не отпустит вас «на работу».
Еще один вариант, когда воспитатель берет на руки вашего ревущего ребенка и говорит, что он успокоится в группе, просит вас уйти. Тут плохо, что у ребенка сразу стресс, зато когда вы уходите, можете ему сказать, что идете за конфетой в магазин и скоро вернетесь. Вы честно уходите, попросите малыша помахать вам рукой, если он захочет. И уходите, не уговаривайте ребенка часами. Чем длиннее расставание со слезами, тем хуже ребенку. Конечно, это тоже плохой вариант адаптации, но если нет другого выбора, то лучше поцелуйте малыша, скажите, что вернетесь, к примеру, к прогулке или после обеда, уходите и обязательно выполните свое обещание. Ребенок будет знать, что его не обманули и со временем тоже расслабится, так как будет знать, что вы обязательно вернетесь, знать, что вы не пропали, а уходите на работу. И еще раз напомню, вечером ОБЯЗАТЕЛЬНО все внимание, вся любовь ребенку! Чтобы он чувствовал себя любимым и нужным.
Это все о первых днях в садике. Позднее напишу о простудах, болезнях во время адаптации. Пишите свое мнение, ваш опыт может быть кому-то полезным!
Спасибо большое за статью!!! нам предстоит в этом году в сад идти)))обязательно воспользуюсь советами!!!
хорошие советы, я так же старшую приучала к саду, тлько у нас сразу не с утра, а после сна приходят, т.к.утором уних занятия и дети отвлекаются на новеньких, с младшим думаю легче будет-сестра ж в саду)))
Пошли в сад в 2,3. В первый день дочка после прогулки хотела пойти в группу, но там начинался обед и её не пустили, она была очень расстроена. Через неделю начала плакать утром. И заболела. Это был август. После этого в целом мы ходили 2-3 дня в саду, 3 недели дома. По утрам дочка кричала (пока не заходила в группу), а вечером не хотела уходить. С марта мы на домашнем режиме, болячки уже во где. Иммунитет у дочки слабый и проблемной пищеварение, мы на отдельном столе в саду. Даже не знаю, стоило её отдавать в 2,3 или лучше позже. Пока на домашнем режиме мы и в театры ходим, и на кружки, и гуляем много. А пока на бесконечных больничных никуда не выбираешься.
А так, я бы добавила, что я изначально дочке рассказывала про садик, что маме туда нельзя. В группе не была на адаптации, да и это не приветствуется у нас.
а мне надо психолог для мамы: я не могу отпустить ребенка, (я думаю могла бы, если б он готов был с кем то оставаться, (хотя бы с папой), но он критический против с кем либо оставаться и меня не отпускает, и будет надрываться пока я не вернусь, поэтому я не могу его спокойно отпустить, потому что знаю какие у него истерика что мамочка ушла.
В сад еще не пробывали, пока тренируемся на любимой бабушке, как то и с ней не остается...
Как идти в сад, вот пока нам 2г.3м. я представить не могу, в голове даже не укладывается что ребенка можно будет оставить в саду ..., хотя в сад планируем, денюжки нужны, ипотека понимаешь ли ..., вот тяну до последнего, может в 3 года что и измениться ...., но сейчас это не реально
Спасибо очень полезная статья собираюсь отдать в садик этом году нам только будет 2 года. Вы правильно сказали что чем раньше тем лучше отдавать менее болезненно будет для ребенка, и она быстрее привыкнет
Ходим всего ничего, но пока не остаемся на сон, я за постепенную адаптацию
Тоже договаоиваюсь с дочей, когда её заберу. Сегодня зашла забирать слышу чтото воспитателю говорит, думаю ну все, мамкает наверно. А она еды просит «ням, ням, ням!!»:)))))
Я в целом морально настроена на сад, но сложно не трепетать, когда она заходит в свою группу, крошечка такая, самая маленькая там по возрасту, но я сразу включаю голову — у меня сад не прихоть, а острая необходимость :(
Прогресс, конечно, намечается в адаптации. Надеюсь, всё пройдёт для ребёнка нетравматично
дочка пойдет в 2.3 ну я за нее как тг не переживаю,,, она спокойно заходит в группу сейчас когда приходит за братиком,,,, а когда было у него д, р убежала играть с ребятами) ну посмотрим как у нас будет
На самом деле история была лет 5 назад, поэтому и в том садике все могло поменяться. Это был сад Папа Лис, нам не повезло с воспитателем Лилей. Она без стеснения вешала ярлыки на детей даже в присутствии родителей (на чужих детей, конечно, но это ее отношение ко всем детям), она доводила детей до слез при мне, запугивала (девочка пальчик в конструктор засунула, она сказала, что позовет дядю отрезать пальчик!). Моему сыну запрещала читать, хотя у него был очень сильный интерес. Говорит, маленький еще! А в сад мы шли как раз за индивидуальным подходом, а не чтобы всех под одну гребенку общеобразовательной программы. Примеров не мало. Последней каплей было вранье от другого воспитателя, которая оставила моего 3-летнего сына одного в группе и гуляла со всеми детьми на улице. Она предложила всем перед прогулкой сходить в туалет, но маленький ребенок не вот в тот момент не хотел. А как вышел на улицу (была зима), захотел. Пока САМ разделся, обписал штаны. Сложно было мне позвонить, живу рядом?? это была вечерняя прогулка, мороз. Она просто оставила его в группе, чтобы гулять с другими детьми на улице. Я случайно мимо проходила, обычно муж забирает ребенка. Зашла раньше за сыном, а его нет. Воспитатель наврала мне, что Денис в группе с другим воспитателем, но там никого не было, а мой сын устроил разгром, ему то весело было бесконтрольно скакать по скамейкам, зеркало перекошеное на стене, вещи на полу! В чем вести ребенка домой в мороз, если штаны мокрые? Ждали папу на машине, убирали разгром, который Денис устроил. Директор добрая женщина, мы с ней разговаривали, она во всем соглашалась со мной. Но в итоге сказала, что ей сложно сейчас найти замену воспитателю, а нас она очень понимает и конечно нам надо уходить, искать лучший сад нашему сыну. Вот так поговорили) спустя годы я понимаю, что тоже поступила не правильно. Не хотела конфликтов, жизнь людям усложнять. А надо было, потому что мы тихо ушли, а эти люди остались работать с детьми. При чем Лиля такой человек, что ей даже если замечаение сделаешь, она гордо станет в позу и обидится, но менять ничего не будет!
А гос садик 92-й на Бельского. Там как раз заведующая очень хорошая! И сад сам по себе тоже, с воспитателями нам можно сказать повезло. Няни не очень, были проблемы. Но они решались! Поэтому мы доводили сына в тот сад до школы.
Илья ходит сейчас тоже в частный сад. Недавно открылся у нас сад Комарик. Вот от него мы в таком восторге!!! Воспитателей действительно отбирали, просто волшебные люди там работают!
Денис ходит в частную школу. Первый год мы нарадоваться не могли, но наша учительница ушла с декабря в декретный отпуск. Пока менять школу не планируем, но уже не так все гладко, как хотелось бы.
Ну так как ты в группу приходила, я думаю мы делать не будем )) Милана очень любит детей и ко мне вообще не привязана. Вообще вообще!!! Она еще мне рукой помашет и скажет иди. А когла приду забирать, будет вырываться и плакать и я еще буду ее уговаривать пойти домой ))