Психолог Михаил Лабковский рассказывает о том, как научиться находить общий язык со своим повзрослевшим чадом. Просто и понятно! Обязательно к прочтению всем родителям.
Обычно родители либо пропускают момент взросления своего чада, как-то все не могут собраться с силами и осознать, что вот оно началось и вовсю идет. Ну, либо напрочь отказываются в него верить.
А ведь это очень важно — вовремя распознать пубертат и в то же время не расстаться с ощущением, что агрессивный подросток у зеркала – тот самый ребенок, который нуждается в вашей любви и поддержке. Нуждается, как никогда.
Однако самыми распространенными способами вступить в контакт с подростком продолжают оставаться следующие:
а) обессилевшая мать истерит, орет, от чего все становится только хуже;
б) агрессивный отец врывается в ситуацию с возгласом: «Я из тебя щас всю дурь выбью!»
Плюс вокруг бабушка крутится, как Плющенко в клипе вокруг Билана.
Начнем сначала. Итак, ваш малыш с ангельскими ресничками, пахнущий, как розовый куст, превратился в орущего, вонючего, конфликтного, местами волосатого ежа. Обычно он не хочет читать, учиться и поднимать глаза от планшета.
Так продолжается не один год, и отношения, которые формируются в этот период, могут сохраниться на всю жизнь. Подростковый возраст пройдет, а отчуждение закрепится. Если…
Если не помнить, что «переходный» — это САМЫЙ тяжелый возраст в жизни человека, который нельзя сравнить ни с одним больше возрастным кризисом.
Ни в детстве, ни в старости – ни в 30, ни в 40, ни в 85 у человека не бывает такой трудной жизни. Ведь ребенок начинает резко расти, скелет и мышечная масса увеличиваются, а сердечно-сосудистая система отстает. Все это в полном несоответствии друг другу и никак не выравнивается. Гормоны скачут. И симптомы, которые у взрослых являются последствиями сильнейшего стресса, например, сбой менструального цикла, утомляемость, перепады настроения – в подростковом возрасте считаются нормальными издержками роста.
Ну, представляете как ему трудно?
Отсюда конфликты, претензии, обиды. Появляются первые прыщи и первые комплексы. Потливость усиливается, успеваемость падет. (В начальной школе по статистике успеваемость, когда дети учатся на 4-5, составляет 50%, в средней школе уже 10%. В связи с пубертатом учеба перестает быть главной деятельностью ребенка). В жизнь входят многочасовые стояния перед зеркалом и запах табака. Ну, и плюс-минус всякие кошмарные явления, которые еще недавно родителям и в страшном сне не могли присниться: наркотики (по официальным данным в России первый раз наркотики пробуют в 13 лет), секс (в 15), алкоголь и гулянки по ночам. Хотя, казалось бы, еще недавно назначенный мамой комендантский час был не пустым звуком.
И если ребенок вообще перестает ходить в школу, предки понимают, что, конечно, могут спросить «почему?» Но на фоне всего остального – это не самое страшное.
Огромный мир подростка трагически сужается до какой-нибудь тупой с точки зрения взрослых проблемы: «Почему у меня нет парня?» или «Почему я самый маленький в классе?» И мои любимые типично подростковые заморочки: «Я что, не такой как все?» и «Неужели я похож на других?»
Обычно пубертат раньше начинается у девочек (в 11-13), позже у мальчиков (в 12-15). Хотя многое зависит от таких факторов, как национальность и гены.
И вот они уже не дети, но еще и не взрослые, и от этого едет крыша. Произойти такое может резко вдруг, как описано у Франсуазы Саган – за одно лето.
Что советую:
Расслабиться
Вспомнить, что вам тоже было 14 лет. Вспомнить, как в ночи мать звонила вашим подругам, а отец тревожно стоял в окне. В общем, вспомнить, как все это было у вас и как вы все-таки выжили.
Понять что ребенок вырос
Имеет вторичные половые признаки и подвижную психику. И что сейчас он находится в болезненном состоянии, от которого страдает в первую очередь он сам, причем страдает куда сильнее, чем вы. Принять его взросление. Проявить к нему уважение, как к взрослому человеку и оказать поддержку.
Как можно чаще проявлять понимание и сочувствие
Вы, конечно, живой человек, и когда слышите что-то откровенно хамское – имеете право высказать свое недовольство. Но все-таки попробуйте постараться проживать дни без агрессии и скандалов.
Вывести из дома тему школы
Вообще. Вынести ее вместе с мусором. Говорить о школе только, если ребенок сам инициирует этот разговор. (Сюда же относятся разговоры про оценки, ЕГЭ, от результатов которого якобы зависит будущее всей семьи, угрозы про армию, работу дворником, беседы о важности хождения в театры и музеи и пр.) Если вы не будете выносить ему мозг своими нотациями, есть шанс услышать, что он говорит. Еще раз: если вы закроете рот, возможно, ребенок сам захочет что-то вам рассказать и поделиться сокровенным.
Не стоит также вынимать левой рукой планшет, а правой вкладывать книгу в руки подростка. Бесполезно.
Дать свободу
Для того, чтобы сформировать у ребенка сознательное отношение к жизни, придется дать ему определенную свободу. Потому что через некоторые вещи точно лучше пройти в 15 лет, чтобы они не догоняли в 20. Факт остается фактом: дети, которых ограждали, с которыми носились, которых изо всех сил старались «не упускать», столкнувшись с реальной жизнью, попросту не умеют ею распоряжаться, не знают, как жить своим умом и став взрослыми, все время ищут какой-то опоры.
И часто получается так, что дети из семей, где все было под запретом, к примеру, покурить и выпить, пытаются, только поступив в институт. А это уже инфантилизм, и выглядит глупо и нелепо. К этому времени ровесники уже все попробовали, повзрослели и отчасти переросли некоторые соблазны.
А вот «дети», которые жили по жесткому расписанию, которых все время контролировали, которым не доверяли, словом, заорганизованные дети, оказавшись в нестандартной ситуации, не знают, как себя вести. Они не привыкли и не умеют принимать решения. Не умеют и не привыкли противостоять соблазнам, отказывать. Зато очень хотят быть принятыми в компанию, мечтают, чтобы ровесники считали их за своих. В том числе и так становятся наркоманами.
Так что контролировать бессмысленно! Тотальный контроль и недоверие только приучает ребенка врать. Выход один – дать свободу сегодня! Чтоб ребенок пережил все какие-то ситуации, научился себя в них вести. Доверие и уверенность, что ваш ребенок сам разберется, что хорошо, а что плохо – вот залог вашего спокойствия! А вовсе не ежеминутные попытки определить его местонахождение и самочувствие.
Ну, и пожалуйста, даже в самые тяжелые моменты обострения взаимоотношений со взрослеющим сыном или дочкой не забывайте: это по-прежнему – он, тот самый малыш с ангельскими глазками, и у него по-прежнему нет других родителей.
И короткая обобщающая памятка «Правила жизни с подростком», которые стоит соблюдать, если вы хотите пройти через переходный возраст с наименьшими потерями.
Старайтесь и учитесь:
— БЫТЬ на его стороне всегда;
— уметь СЛУШАТЬ, не перебивая, когда подросток что-то рассказывает, чтобы он мог выговориться и не боялся, что в ответ на любую его фразу вы будете протаскивать какие-то свои воспитательные идеи («Вот видишь! А я говорила!»);
— уметь МОЛЧАТЬ, когда ребенок не хочет ничего рассказывать;
— уметь ОТКАЗЫВАТЬ, когда это необходимо. Отказывать твердо, но доброжелательно;
— уметь ОТПУСКАТЬ и ДОВЕРЯТЬ, когда ребенок начинает жить своей «личной» жизнью (друзья, подруги, поездки, переписка);
— уметь ДОГОВАРИВАТЬСЯ с ребенком, не доводя ситуации до конфликта (ему всегда что-то нужно от вас, а вам – от него: «не будешь помогать – не получишь карманных денег»), и придерживаться договоренностей;
— СОЗДАТЬ такие условия, чтобы у ребенка не было причин врать вам (причин вранья три: страх, выгода и психопатология, две из них вы в силах исключить, третью – вылечить);
— ИСКЛЮЧИТЬ из общения вопросы типа:
— Как дела в школе?
— Ты чего молчишь?
— Ты чего такой грустный?
— Ты чего такой грязный?
— Я смотрел электронный дневник и хочу поговорить об этом… и пр.
— РАЗГОВАРИВАТЬ не поучая, ОБЩАТЬСЯ на равных;
— научиться разговаривать НЕ О ШКОЛЕ, а о жизни вообще;
— не пытаться контролировать все в жизни подростка (это все равно невозможно), а воспитать так, чтобы он знал, как правильно реагировать на внештатные ситуации (насилие, алкоголь, наркотики и пр.);
— даже наказывая, делать так, чтобы ребенок не сомневался, что ВЫ ЕГО ЛЮБИТЕ.
Автор Михаил Лабковский
У меня двое взрослых детей. Я их старалась вырастить самостоятельными и ответственными. В школу не собирала, уроки не учила, всегда стараюсь помочь, когда просят. Но как не спросить про школу? Тоже не понимаю.
А я как раз разделяю точку зрения автора статьи.
Статья о том, что ребенка нужно прежде всего любить, а в подростковом возрасте еще и уважать.
На этом этапе формируется личность. Именно от нашего поведения во многом зависит, как этот, уже почти взрослый человек, будет взаимодействовать с окружающими, научится ли уважать другого человека, научится ли уважать себя.
Да и сейчас, благодаря доверительному отношению с родителями, подростку будет проще пережить бури такого трудного возраста, от которых он сам, поверьте, часто устает.
Плюс подросток обретет больше уверенности и научится ответственности, если не ограничивать постоянно его свободу.
Моей дочери через месяц 14 лет и я знаю, о чем говорю.
Пустая статья. Люби своего ребенка, воспитывай в строгости и ограждай от свободы — это распущенность.
Статья — пустая. Вроде что то написано, а смысл весь сводится к тому — дайте ребёнку свободу… Все сейчас говорят о свободе. Только к чему она приводит?! Она должна быть разумная. С правилами дисциплиной и наказаниями (например, запрет остаться с ночевкой у друзей, смотреть ТВ, играть в йпаде и тд). А Свобода которая просто Свобода, она разрушает человека.
Я верю с Бога. И верю, что поднять детей на ноги великий труд, а чтобы они стали людьми порядочными, благородными, сострадательными к бедам других — непосилен человеку. Но только Богу. Сама не знаю зачем вам это пишу. Но видимо, так надо ;)
его и так все учителя не любят, потому что он единственный, кто может высказать все о чем думает, если учитель не прав. За это и страдает. Мы конечно де всегда на его стороне. Иногда я завидую ему, что он может вот так в лоб высказать все что думает. Я так не умею, от чего и страдаю всю жизнь.
Нашему сыну 14 лет. Не получается у нас не говорить о школе и не давать учебник. Он просто не будет учиться тогда, ему не скажешь, он интциативу не проявит.
Уже которую статью читаю «не говорите о школе совсем» и «дайте свободу». А кто-нибудь реально так делал? Что из этого вышло?
Размытая статья! Не принято во внимание, что у каждого ребёнок СВОЙ характер. Все люди разные.