Как дети превращаются в полных потребителей. Или почему мы не смотрим телевизор.

Как дети превращаются в полных потребителей

В торгово‑развлекательном центре девочка лет пяти застыла у стеллажа с детской косметикой WinksClub: блеск для губ, тени, мыло, туалетная вода, гель и ещё много всего на уровне глаз. Как тут выбрать?

У входа в кафе – стенд с детским меню. Нарисованный медведь Барни советует: «После еды можно и мороженого!», Человек‑паук напоминает: «Сладкое делает паутину крепче!», лягушонок‑ниндзя показывает на пиццу.

Мы уже привыкли к маркетинговым уловкам такого рода. Никого не удивляют детские обеды с игрушками или кроссворды в детских журналах, разгадать которые можно, только посмотрев очередных «Смурфиков». Родители обречённо собирают коллекции: плюшевых котов, собачек, трансформеров и Зублс, зверюшек Пет‑шоп и многого другого.

«Сначала нужно собрать всю семью жителей деревни Сильвания. Потом им нужен дом, машина, ресторан. Каждый житель стоит около 1 000 рублей. Дом для них – от 2,5 до 7 тысяч рублей, ипотека не предусмотрена», – шутит Тамара, мама 8-летней Лизы.

Но, говоря о шопоголиках и «вирусе» потребления, мы по‑прежнему чаще всего представляем себе даму, неистово хватающую кофточки на распродаже. А между тем шопоголиками сегодня рискуют стать в первую очередь именно дети.

«Описанные примеры показывают, как коммерциализация вторгается в детский мир, навязывая ребёнку философию бездумного потребления, гонку за всё новыми и новыми купленными впечатлениями», – говорит Ирина Писаренко, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена.

Реклама – как мама

Дошкольник, глядя на рекламу, не может отличить постановочную ситуацию от реальной. «Помните ролик известного телеоператора, где мафиози унижает подчинённых за то, что те экономят на сотовой связи? Будьте готовы: подобный стиль взаимодействия для многих детей станет нормой», – говорит Ирина.

«Формат и технологии создания рекламных роликов идеально отвечают особенностям детского внимания, – добавляет детский психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Юлия Джумазова. – Они короткие, красочные, картинки быстро сменяются. Рекламные слоганы всегда ёмкие по смыслу, часто рифмованные, легко запоминаются».

Реклама активно эксплуатирует и желание детей выглядеть старше. Так журналы для 16-летних на самом деле рассчитаны на 10-13-летних девочек. Дети обожают сюрпризы – а значит, будет куплено всё с надписью «подарок (игрушка, наклейки…) внутри». И нет ещё ни одного ребёнка, который устоял бы перед товарами с изображениями любимых героев – ведь это их первые кумиры.

Что я, плохая мать?

Детский товарный ряд использует желание родителей «дать ребёнку лучшее» и «чтобы у него было всё, чего не было у меня», отмечает Эльвира Ариф, научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт‑Петербург. И действительно: как откажешь ребёнку в очередных «драйверах», полных витаминов и железа, или в мягкой игрушке в треть комнаты?

Так накануне 1 сентября салоны красоты зазывали на «Маникюр для первоклассницы». «Но редкая девочка 6-7 лет мечтает сходить в маникюрный салон. Зато определённая аудитория мам испытает особенное ощущение заботы о своём ребёнке и приобщения к моде», – говорит Юлия Джумазова.

«В современном обществе потребления ребёнок становится ещё одной формой демонстрации взрослыми своего положения и статуса. Это и призван удовлетворить рынок детских товаров и услуг. И нет сомнений, что он будет только расширяться», – считает Эльвира Ариф.

Заразить и удержать

Другая маркетинговая стратегия – формирование приверженности брендам. Это когда Новый год ассоциируется с «Кока‑колой», кино – с попкорном, «правильный» день рождения – с «Баскин Роббинс». Главное – чтобы с возможно более раннего возраста потребитель узнавал марку или бренд. С одной стороны, это решается за счёт расширения товарной линейки, с другой – через информационные кампании, ориентированные на детей и подростков. Активно приучают детей к роли потребителя и супермаркеты – используются детские тележки, детский товар разложен на нижних полках, проводятся долгосрочные акции: птицы Birds, получаемые в награду за наклейки, уже стойко ассоциируются с известной сетью гипермаркетов.

«При этом ребёнок оказывается в ситуации информационного давления и необходимости делать выбор из большого числа предложений. Это очень сложно для детской психики. Нередко в магазинах можно увидеть ребёнка, плачущего только из‑за невозможности понять, чего же он хочет. Стрессом становится и ситуация, когда он не может получить что‑то желаемое», – отмечает Эльвира Ариф.

Неравная борьба

Посещение торгово‑развлекательных центров каждые выходные входит в традицию у многих семей. Здесь можно и кино посмотреть, и развлечь ребёнка, и поесть, и купить продукты на неделю.

«Плюс в том, что ТРК можно использовать как большую обучающую игру: учить ребёнка правильно выбирать (товары, вид досуга, круг общения), правильно покупать, помогать другим. Минус – если ребёнок не бывает нигде, кроме ТРК, у него не формируется привычка к другим способам развлечения и отдыха», – предупреждает Ирина Писаренко.

Главное, чтобы родители успели рассказать чаду, что мечтами могут быть не только покупки, а жизнь – нечто большее, чем «зарабатывать и тратить».

Как не превратить ребенка в шопоголика?

Ольга Енина, специалист Национальной Федерации психоанализа:

«Сегодня реклама – это жуткий монстр, стремящийся захватить умы наших детей. Поэтому стоит учить своих чад отделять нужное от ненужного. Скажем, можно вырабатывать какие‑то правила: мы покупаем игрушки, но раз в месяц, или купим то, что ты просишь, но на день рождения. Нужно размышлять с ребёнком: «А нужна ли тебе ещё и эта кукла? А может, мы сошьём её сами?». Важно не сравнивать ребёнка с другими детьми. Именно желание в чём‑то быть лучше, красивее других заставляет детей требовать новых вещей и игрушек. Родителям стоит и самим решить для себя, что нужно, а что нет».

Ирина Писаренко, зав. кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. Герцена:

«Можно помогать ребёнку испытать другой тип удовольствия – от хорошо сделанного своими руками продукта, от достижения своих (а не чужих коммерческих) целей. К сожалению, реклама сегодня, являясь, по сути, мощным и основным средством просвещения, практически не контролируется государством. И потому уже сейчас выросло поколение, не всегда чувствующее разницу между продажей колбасы и продажей человека».

Автор: Татьяна Морозова


Зебра
Зебра
Псков
826726

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
МаковЦвет
МаковЦвет
Все хорошо в меру. Когда дочка была малышкой, её, конечно, тоже интересовали игрушки из реклам и герои мультфильмов… Что-то покупалось, что-то нет.., но внучкой-дочкой она была долго единственной и, соответственно, залюбленной и забалованной со всех строн. Игрушек всяческих было море! И гаджетов по возрасту, и одежды… Но потребителем бездумным она не выросла. И никогда не требовала «купи-купи»… Сейчас ко всему относится очень спокойно, старается даже тратить на свои «хотелки» личные средства, редко когда просит ей что-то купить, скорее советуется, тратить ли ей деньги на что-либо..

Телевизор мы ей в детстве не сильно-то и запрещали, это сейчас у неё в комнате его даже нет)) но ноут есть, там она виснет тоже без ограничений, но при этом жизнь гаджетами не ограничивалась никогла и не ограничивается. Она много ездит по миру, по стране, родному краю, ходит в походы, посещает концерты, общается с друзьями, имеет свои интересы, много рисует, читает то, что нравится, хорошо учится, сейчас готовится к экзаменам, занимается с репетиторами и самостоятельно… Так что… Лишить тв и торговых центров — это далеко не формула успеха… Нудно сделать жизнь ребёнка многообразной, интересной, насыщенной… Тогда и комп с телевизором не затмят её реальной прелести и, уж точно, её не заменят.

И скажу ещё вот что… Из наблюдений… Гораздо более одержимыми потребителями становятся как раз те дети, которые были чего-то лишены, чем те, у которых всего всегда было в избытке…

Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
Она у меня не лишена. Временные трудности не в счёт. Но нынешнее ТВ — зло. Имхо.
Пожаловаться
МаковЦвет
МаковЦвет
Зебра 
Я не про твою девочку говорю, она ещё маленькая… Я про взрослых детей больше, когда они активно в социуме вращаться начинают..

Тв — зло, не спорю))) но далеко не все) А запреты — это только повод искуситься) можно ж вместе выбрать канал, обсудить, а иногда и ослабить «вожжи»), дать возможность самому выбрать, осознанно подойдя к этому выбору..

Имхо)

Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
МаковЦвет 
Даже на Дискавери и энимал плэнет реклама. Я очень верю в зомбеж с ее помощью. Так что пока нет
Пожаловаться
Ртуть
Ртуть
Роман
11 лет
Санкт-Петербург
Во всем должна быть мера! Я против полного тотального запрета. Мы ходим гулять и в парки и горки кататься. В трк ходим не часто. Скорее редко. Телек смотрим все. И дети. Ну любила дочка лунтика когда была меньше) и плюшевые лунтики дома были) и сухие завтраки с миньоном в коробке))) но дети то растут!!! Ей это уже не интересно!!! Переросла она!!! Не нужны ей уже винксы и лошадки!!! Это все не вечно длится!!! Сейчас сын любит свинку Пеппу. Есть у него плюшевая Пеппа. Разве это плохо??? Что он радостно бежит смотреть мульт в обнимку со своей игрухой?? По моему нет!!!!

Надо просто уметь все это дозировать!!! Что б было и не во вред! Объяснять!!! А не запрещать смотреть тв. Вчера только были в трц. Одежду детям на весну покупали. Дочка даже в отделы с игрушками не пошла. Уже не надо)

Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
Ты не поняла. Мы не смотрим каналы. Только то что сами выбираем. И пеппа у нас есть и смешарики. В ТРК ваще не ходим. И дома не сидим)
Пожаловаться
мама-Феди
мама-Феди
Курган

я тут недавно программу выглядела-дети, всё потребление рассчитано на них.




Пожаловаться
Дарья
Дарья
Егор
5 лет
Магнитогорск
Отличная статья!
Пожаловаться
lenulkina
lenulkina
Санкт-Петербург
Со статьей согласна, но еще и от родителей много зависит.

Племянник и племянница одинаково смотрят тв, племянница жуткий пленник рекламы((, а племяш норм, родители разные и воспитание разное.

У нас ТВ нет, и пока у бабушки моя как с отпуске, есть ТВ)), правда она немного в шоке от него)

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Городец
У меня не смотрит тв, только мультики по планшету развивающие. Телевизор исключительно для караоке
Пожаловаться
Мандаринка
Мандаринка
«В современном обществе потребления ребёнок становится ещё одной формой демонстрации взрослыми своего положения и статуса."


Согласна с этой фразой на 100%

Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
Точно!



Пожаловаться
Ольга
Ольга
Мария
12 лет
Челябинск
Ирина Писаренко…
Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
Сама причумела от совпадений)))
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анна
9 лет
Илья
7 лет

эх, хорошо жить в маленьком городке!!! ни кафешек детских, ни салонов красоты с услугами для детей и пусть по телеку что угодно рекламируют, у нас это не купить!!!

Пожаловаться
СережкинаЯ
СережкинаЯ
Сладкая
8 лет
Москва
Дело не в телевизоре

Современный мир.

Оградиться от него можно только в тайге

Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
Очень даже в нем! Я вот 12 лет его не смотрю. Именно каналы ТВ. И дочь не смотрит. Мультики строго отбираются. В магазин отдыхать мы не ходим. Ей гораздо интереснее в Монастырь съездить. У нас Снетогорский рядом. При том что я не религиозная фанатичка. Или например в приют для животных.
Пожаловаться
Ртуть
Ртуть
Роман
11 лет
Санкт-Петербург
Зебра 
Это она у тебя пока маленькая. Потом не получится ограждать от всего. А соблазнов будет еще больше.
Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
Ртуть 
Получится.
Пожаловаться
Ртуть
Ртуть
Роман
11 лет
Санкт-Петербург
Зебра 
Как?! В школу не поведешь? Поверь — школа по хуже тв…
Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
Ртуть 
Воспитаю!!! Я смогу привить любовь к нематериальным ценностям!
Пожаловаться
СережкинаЯ
СережкинаЯ
Сладкая
8 лет
Москва
Зебра 
Вот именно

Даже в Макдональдс рекомендуют ходить раз в неделю с детьми

Не для обжираловки и тд, а для того, что бы он не был запретным плодом.

Сколько детей вижу одних в Макдоналдсе ( у нас рядом с домом он), тратят там деньги которые родители им на обеды дали в школе) а они голодают и оставляют на мак.

Дозапрещались.

Пожаловаться
BatGirl
BatGirl
Москва
Зебра 
А чем именно вашу дочь привлекает монастырь? Чем она там занимается?
Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
BatGirl 
Там красиво! Свежий воздух, коты)))
Пожаловаться
ЮльНика
ЮльНика
Тула

Хороший текст. Нужный. Побольше бы народу вникло в него

Пожаловаться
Зебра
Зебра
Псков
Спасибо!