Развитие связной речи у старших дошкольников

Игротека в кругу семьи.

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,═допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография».

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе...». (Лампочка).

Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался...» (Пятачок).

«Волшебная цепочка».

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?

Мёд – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москва – красная площадь и т. д.

«Слова мячики».

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

 

 

«Антонимы в сказках и фильмах».

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название – антоним, а дети должны будут угадать истинное название – антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

·  «Зелёный платочек» – («Красная шапочка»);
·  «Мышь в лаптях» – («Кот в сапогах»);
·  «Рассказ о простой курочке» – («Сказка о золотой рыбке»);
·  «Знайка в Лунной деревне» – («Незнайка в Солнечном городе»);
·  «Бэби – короткий носок» – «Пэппи – длинный чулок»);
·  «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» – («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»);
·  «Один из Молоково» – «Трое из Простоквашино»);
·  «Крестьянка под тыквой» – («Принцесса на горошине»);
·  «Деревянный замочек» – («Золотой ключик»);

«Если вдруг...»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

·  Все пуговицы;
·  Все ножницы;
·  Все спички;
·  Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить:

«Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.»

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

·  Живая вода;
·  Цветик-семицветик;
·  Сапоги-скороходы;
·  Ковёр-самолёт и т. д.

«Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Кто что умеет делать».

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

 

 

 

«Антонимы для загадок».

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

·  Обитает в воде (значит, на суше);
·  Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
·  Хвост очень длинный (значит, короткий);
·  Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
·  Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

«Весёлые рифмы».

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

·  Свечка – … печка;
·  Трубы – … губы;
·  Ракетка – пипетка;
·  Слон – … поклон;
·  Сапоги – … пироги и т. д.

Шадрина Елена
Шадрина Елена
Ксюша
15 лет
Змеиногорск
021764

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
МамусикМаленькихДусек
МамусикМаленькихДусек
Таисья
13 лет
Марья
11 лет
Челябинск
Очень сомнительно, что дети будут играть в кругу. Все словесные игры в семье используются, чтобы занять дитё, пока что-то делаешь сам или в долгой поездке в машине, например.