Минутка литературы, для своего развития и развития детей...

Завтра весна вступает в свои права, проще говоря-оттепель.Эх, люблю я зиму, но вот именно этой зимой захватила меня хандра, да так, что до сих пор не отпустила. А все потому, что ежедневно слышу слово --Кризис, который, видимо, зависит напрямую от наличия или отсутствия денег. Сокращения, увольнения, задержка зарплаты, отсутствие премий, низкая оплата труда, высокий кредит-одним словом страшное и противное Слово Кризис! Люди злые, не покупают машины, не хотят общаться, не ходят в гости, а все потому что Кризис! Меня выше перечисленные определения не коснулись, но слово Кризис я невзлюбила!!! Поэтому, я лечу туда, где его нет! Пост называется «Минутка литературы»! Так и есть, ниже статья, которую я украла, всегда есть возможность окунуться в прошлое, какими они счастливыми людьми были, не знали-это унылое слово кризис! Убеждена, что умные люди способны делать деньги из воздуха, кто-то желает поспорить?

Отрывок из Е. Онегина! Автора статьи укажу ниже.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни— это сани, на которых возили дрова. Бразды — колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка — крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, «капюшон», это прообраз современного кабриолета.

Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке — сидении для кучера впереди повозки. Тулуп — шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком — поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик — маленький слуга в барском доме. Салазки — наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке «Репка»?)

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие «Зиме...» и открывающие собой пятую главу поэмы:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот потому радуются все — ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.

Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу — для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается...

Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.

* * *

В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова «Не в духе» (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав — полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):

"- «Зима… Крестьянин, торжествуя… — монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. — Крестьянин, торжествуя… обновляет путь...»

— «Торжествуя...»" — размышляет невольно слушающий пристав. — «Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил...

— »Его лошадка, снег почуя… снег почуя, плетется рысью как-нибудь..."" — слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:

"- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча — кляча и есть...

— «Вот бегает дворовый мальчик… дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив...»

— Стало быть, наелся, коли бегает да балуется… А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол...

— «Ему и больно и смешно, а мать грозит… а мать грозит ему в окно...»

— Грози, грози… Лень во двор выйти да наказать… Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить… А то, гляди, выйдет из него пьяница… Кто это сочинил?" — в конце концов не выдерживает Прачкин.

"- Пушкин, папаша.

— Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут — и сами не понимают! Лишь бы написать!"

Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям — младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: «Пушкин — это наше все».

Татьяна Лавренова


Лариса
Лариса
Москва
08571

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Natasha
Natasha
Неаполь

я как раз люблю стихи именно с такими устаревшими словами)

здесь, где живу, даже как бы и нет таких правил, чтоб стихи наизусть учить… обязательно буду сыну прививать интерес к стихотворениям)Развивает и память и воображение и правильное произношение)Главное чтоб ему хотелось самому)Пока балдеет от стиха про мишку и шишку в лоб, показывает его жестами)))Дальше будем посмотреть!

Пожаловаться
Лариса
Лариса
Москва

Наташа, Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь; Изначально не поняла это предложение, оказывается Дровни-это такие сани для перевозки дров,
раньше даже не задумывалась, обновляя путь- то есть после вьюги и метели крестьянин рад первый раз проехать по еще не тронутой ни кем дороге, чего не скажешь о коне, у которого чутье на приближающийся кипиш, видя, как тому моча в голову ударила в очередной раз)))Бедняга-конь!

Пожаловаться
Natasha
Natasha
Неаполь
Лариса 
а меня в школьные годы ужасно смешило слово Пороша, все с парашей ассоциация была, а это припорошившийся слой снега же был)

став старше уже меньше дурости в голове, больше восхищения мозгами великих поэтов!

Пожаловаться
Natasha
Natasha
Неаполь
Лариса 

«Пороша» Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Пожаловаться
Лариса
Лариса
Москва
Natasha 

Да, было такое, у нас пацаны жали как пони постоянно, Есенин-мой любимчик! Мне посчастливилось иметь его сборник стихов на книжной полке в домашней библиотеке, остальные книги были по инженерной графике и начертательной геометрии, судостроению и судоремонту. Получилось выучить практически весь сборник наизусть, о чем не жалею!

Пожаловаться
Natasha
Natasha
Неаполь
Лариса 
каких только книг дома в детстве не было у нас)отец собрал огромную библиотеку! и все сгорело до тла… очень печально.здесь с нашими книгами вообще напряг… можно конечно в нете читать, но ведь это совсем не то… Так что будем че то придумывать, пока сын читать научиться)
Пожаловаться
Лариса
Лариса
Москва
Natasha 

Было бы интересно узнать больше о вашей жизни за границей

Пожаловаться
Natasha
Natasha
Неаполь
Лариса 
мемуары напишу как нибудь)Пока мысли не выстраиваются в четкий рассказ)да я здесь три с лишним года только, так что еще нечего писать особо)но вы спрашивайте, что интересно, мне не влом ответить