Смотрю на малышку Ксю, которая в настоящий момент олицетворяет одну сплошную поисковую активность, когда всей собой, буквально дрожа от возбуждения, стремиться познать какую-то вещь, предмет, кошку, воду и весь мир, схватив в крепкий кулачок и, по возможности, сразу же пробуя на вкус.
Вот, скажите мне, куда это все девается с возрастом у многих и многих детей? Постоянно слышу и читаю: «ничего не интересует», «учится из под палки», «ничего не хочет, только играть и смотреть ТВ».
Один популярный нынче педагог-психолог сказал, что 75% девочек и 80% мальчиков к окончанию начальной школы теряют учебную мотивацию. И я очень понимаю, о чем речь, вспоминая с ужасом свою начальную школу.
Чем занимается ребенок, вместо познания: приспосабливается к оценочным реалиям, к обесцениванию, к агрессии и давлению, к зависимости от реакций значимого взрослого, к бесконечному сравнению с другими. Там, где есть приспособления, не будет развития. Слишком много энергии уходит на это, практически не оставляя никаких сил для познания ради познания, как у малышки Ксю сейчас.
Вспоминаю свое обучение игре на фортепиано. Мне очень нравилось, я с удовольствием занималась, но помню, что что-то сочинять я начала где-то ближе к 12-13 годам, до этого был невероятный страх «белого листа». Точнее, я могла сыграть те аккорды, которые уже знаю и выучила, но любая мелодия так или иначе возвращалась к тому, что я уже знала, т.е., практически никакого творчества и импровизации. И это выражалось во всем. Только с рождением детей я осознала, что могу жить по-другому!
Именно поэтому я буквально каждый раз «за волосы тащу себя из болота наученных реакций» по отношению к своим детям. Да, это требует постоянно самоанализа, так как все эти реакции — привычка, отравившая мое детство, которая буквально вросла в жизнь, пытается стать мной. Но нет, любую дурную привычку можно искоренить. С Божьей помощью, конечно. И это одна из главных тем на нашей школе мам.
наше образование устроено так, что отбивает стремление быть собой и иметь свою, отдельную от учителей точку зрения, вот и пропадает желание узнавать и творить)))))) но ребенку можно это объяснить, правда не совсем педагогично и корректно по отношению ко всей системе образования, но действует))))) говорить надо с детьми, обсуждать проблемы не только их, но и некоторые свои, что б они знали как мама с папой ищут решения, и какие не допустимы решения)) Нужно учить ребенка УЧИТЬСЯ… странно, но точно.
честно говоря, мы решили не отдавать сына в первый класс. Попробуем поучиться дома первый год, а там посмотрим :)
да, я вот тоже боюсь… отбить интерес
а мне везло всегда с педагогами и в школе и в академии, институте-всегда ценили самобытнотность нас учеников/студентов.