Аффективно-респираторный синдром
(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.
Аффективно-респираторный синдром
Выглядит аффективно-респираторный приступ так.
В ответ на болевое воздействие, чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе. Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ, когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.
Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут, но в среднем продолжается 30-60 секунд. Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ. У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать. Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.
Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ, или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.
По статистике аффективно-респираторный синдром
встречается у 5% детей, одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев, но может быть идо 5 лет. В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже былизакатывания в плаче.
Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.
У части пациентов саффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.
Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:1. Протекают с меньшим возбуждением.
2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).
3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).
4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.
5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.
6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.
7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.
Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог, при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования.
Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче:
1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.
2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.
3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.
4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.
5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.
6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.
Детей с наличием аффективно-респираторного синдрома относят к группе риска по развитию эпилепсии.Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.
Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект, особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.
Самое разумное – отвлечь внимание, используя мягкие интонации голоса.
Будьте спокойны и уверены в своих действиях.
Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?
1. Не паниковать, постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.
2. Требуется восстановить дыхание ребенка — в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.
3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое, это поможет успокоиться.
5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.
Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.
Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.
Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.
После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.
Лечение аффективно-респираторного синдрома .
Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.
Большое значениев лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:
- Соблюдение режима дня: рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
- Достаточные физические нагрузки.
- Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
- Рациональное питание.
- Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?
В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты, укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В. Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например,
Здравствуйте. Читаю про АРП. Наткнулась на ваш пост.подскажите у вас это прошло к какому возрасту? Нам невролог Пантогам назначил, вы что то принимали для нервной системы?
У моей дочурки такое было тоже, в первый раз когда это произошло я так плакала, я была в шоке. Это некому не пожелала бы увидеть даже себе… но это произошло… мне очень страшно ведь она ходит в садик но там такого не было. Я ее так берегу и очень боюсь чтоб этот арп не случился там где меня не будет .
По опыту всех знакомых это случается только с самыми близкими.чужих боятся
у нас немного другое, но по описанию приступ такой, это невероятно страшно.
Выздоравливайте?
спасибо, очень полезно))значит всё правильно делаю, Вадим часто закатывается,((я в детстве тоже закатывалась
я в беременность изучала. по материнской линии в основном передается! так что дай то Бог по нашим линиям этот ужас уйдет
у нас конечно не так часто, зато приступы синюшные. это по хлеще белого на вид. ребенок как монстр выглядит. всетлее баклажана конечно но вот ой не могу.
Я научилась не доводить до приступа, но соегода пока гладила рубашки он ударился. секунда и опять ((((( блин и такой сильный приступ с судорогой ((( это первый раз.завтра запишемся к врачу
Когда вам определили этот синдром?! Что нужно сделать чтобы избежать в результате этот синдром или он врожденный?!
на утро после приступа поехали к неврологу и на энцнфалограмму эпилепсию исключить. Как диагноз это даже не всем врачам известно. Многие боятся, но это становление нервной системы. Главное эпилепсию исключить. Обычно это с чем тоо связано. Боль или переживание. у моего чаще от боли. сегодня вот ударился и началось… блин аж с судорогами ((( опять так испугалась. одна была (((( но быстро прошло. Так вот главное не дать разреветься. ну да деффект воспитания получится, зато нервная система спокойней будет. Отвлекать надо короче когда плачет.
Я в туалет до сих пор с открытой дверью хожу и в ванну. а пока мелкий совсем был возила по кв за собой в стульчике. Татамия у меня -очень советую!