Когда ребёнка прессуют...

#Материнство@vasilisushka_premudraya

СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА

Мы не очень привыкли придавать значения сказанному вскользь. Ну, прикрикнули на расшумевшегося малыша: «До чего ты мне надоел!». Ну, пожурили маленького трусишку: «Как не стыдно бояться! Ты же большой мальчик!». Ну, одернули юного зануду: «Нечего умничать, слушайся, давай!» Малыш, вроде бы, и особого внимания на наши слова не обратил.

Мало кто понимает, что детский мозг буквально запрограммирован на то, чтобы ловить каждое сказанное родителем слово и воспринимать его как руководство к действию или, выражаясь профессиональным языком психологов, директиву. Не фиксируясь, казалось бы, сознанием, (ребенок не обратил внимания, не среагировал, забыл) директивы уходят в сферу бессознательного, исподволь формируя личность и определяя жизненный сценарий. Необъяснимые болезни, немотиврированная агрессия, беспричинная плохая успеваемость, — все это может оказаться следствием брошенных в раздражении и тут же, казалось, забытых и мамой, и малышом слов. Американские психологи Роберт и Мери Гулдинг выделили описали двенадцать основополагающих родительских директив. Остановимся лишь на тех, которые чаще всего проскальзывают в нашей речи и при этом сильнее всего трансформируют жизненный сценарий растущего человечка.

Не живи!

Как это выглядит: Казалось бы, такое могут сказать своему ребенку только опустившиеся маргиналы. Однако именно так «расшифровывает» ребенок наши сказанные в сердцах фразы: «как ты мне надоел», «наказанье ты мое», «уходи, не хочу тебя видеть!»

Как он это понимает: Ребенок понимает это абсолютно буквально: от меня одни неприятности, я надоел своим родителям, они не хотя меня видеть. Если бы меня не было, им было бы только лучше.

К чему это приводит: Что значит «не быть» малыш пока что еще не понимает, но его подсознание посылает четкий импульс на саморазрушение. Это может привести к:

— необъяснимым травмам

— тяжелым заболеваниям, чаще всего – аутоиммунным (аллергия, ревматизм и т.д.)

— снижению аппетита, потере веса

— вызывающему, агрессивному поведению

— тяге к рискованным играм

— немотивированным истерикам

Что с этим делать: проанализируйте, в каких ситуациях вы говорите подобные фразы и что конкретно вызывает ваше раздражение.

Именно это и скажите малышу:

«Я устала от твоей беготни. Давай придумаем какую-нибудь тихую игру» — вместо «как ты мне надоел»

«Я сейчас сердита, и мне неприятно с тобой разговаривать. Давай продолжим разговор, когда мы оба успокоимся» — вместо «видеть тебя не желаю»

«Я расстроена из-за того, что ты все время дерешься. Мне бывает очень стыдно перед другими мальчиками и их родителями» — вместо «наказанье мое».

Не чувствуй!

Как это выглядит: Бурные проявления детских эмоций мало предсказуемы и объяснимы, плохо поддаются контролю со стороны взрослых. Вероятно, именно поэтому первое желание любого родителя – пресечь эмоциональный взрыв. «Какой трусишка, прививки испугался!», «Нельзя говорить, что ты ненавидишь воспитательницу. Про взрослых так не говорят».

Как он это понимает: Малышу не под силу разделить проявление чувства и само чувство. И поэтому подобные замечания воспринимаются детским сознанием как однозначная директива: не чувствуй!

К чему это приводит: Ребенок не в состоянии перестать чувствовать то, что он чувствует. Но, боясь потерять родительское одобрение, он может научиться скрывать свои истинные чувства, в том числе, и от самого себя, загоняя их глубоко в подсознание. А это может привести к очень серьезным последствиям.

Запрет на физические ощущения (боль, усталость, голод) — мозг воспринимает как запрет принимать телесные сигналы о физическом дискомфорте, что может привести к нарушению работы иммунной системы малыша, тяжелым и трудно поддающимся лечению заболеваниям.

Запрет на страх

Приводит к утрате чувства самосохранения. Такие дети часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев.

Невысказанные страхи деформируются в фобии и навязчивые состояния, что может привести к ночным кошмарам, тикам, заиканию и т.д.

Запрет на ненависть – запрещая ребенку проявлять негативные чувства по отношению к тому или иному человеку, мы не снимаем агрессию, а лишь переадресовываем ее.

Нельзя ненавидеть старших – ребенок проявляет агрессию по отношению к тем, кто младше.

Нельзя ненавидеть близких– ребенок проявляет агрессию по отношению к чужим.

Ненавидеть вообще нельзя – малыш направляет агрессию на самого себя, что проявляется

— в аутоиммунных заболеваниях

— вызывающе хулиганском поведении (ребенок как будто специально нарывается на наказание) и т.д.

Что с этим делать:

Помогите ребенку научиться проявлять свои чувства, оставаясь в цивилизованных рамках «Ты не обязан любить воспитательницу (бабушку, сестренку и т.д.), но должен быть вежливым по отношению к ней».

Предложите ему варианты решения проблемы: «Если ты боишься собак, давай будем ходить в садик не через парк, а мимо магазина».

Предупреждайте малыша, если ему предстоит испытать что-то неприятное: «Я помажу тебе коленку зеленкой. Будет довольно больно, но зато потом сразу станет легче. Если хочешь – можешь поплакать».

Не думай!

Как это выглядит: Спеша добиться от ребенка желаемого, мы нередко пресекаем его попытки разобраться в сути наших требований, отстоять свою точку зрения: «Твое дело не рассуждать, а слушаться!», «Хватит умничать! Делай дело!». «Много будешь знать – скоро состаришься!» «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» — шутливо охлаждаем мы пыл маленького почемучки, устав от шквала его бесконечных и не всегда удобных для нас вопросов. «Забудь! Не думай об этом!» — говорим мы, когда хотим отвлечь от печальных мыслей загрустившего малыша.

Как он это понимает: С точки зрения ребенка, такие высказывания являются безуслонвой директивой: если хочешь, чтобы тебя любили и одобряли родители — не думай!

К чему это приводит: Безусловно, самое ожидаемое последствие такой директивы – это отсутствие любознательности, интереса к учебе. У таких детей занижена самооценка, они робки, не уверены в результатах своего умственного труда

Однако эта директива может привести и к иным, гораздо более серьезным последствиям.

Твое дело не рассуждать, а слушаться

Малыш не учится принимать решения и нести ответственность за их последствия.

Ребенок склонен к импульсивным, необдуманным поступкам

Такие дети часто становятся жертвами насильников, в переходном возрасте нередко попадают в тоталитарные секты и агрессивные подростковые группировки.

Много будешь знать – скоро состаришься

Ребенок начинает избегать знаний, поскольку они делают его более взрослым и независимым. А родители ясно дают ему понять: мы не хотим тебе рассказывать об этом, потому что не хотим, чтобы ты вырастал.

Забудь об этом

Забыть – значит увести проблему из сферы сознательного, то есть, отказаться от возможности справиться с ней. Давая малышу такую директиву, мы приучаем его избегать травмирующих ситуаций, делать вид, что их не существует.

Что с этим делать?

Даже если вы уверены в своей правоте, дайте ребенку высказать свою точку зрения.

Если есть такая возможность, старайтесь дать ему возможность воплотить в жизнь свое решение проблемы: «Сейчас мы торопимся, так что давай сделаем так, как предлагаю я, а когда у нас будет время, попробуем поступить по-твоему. Возможно, это будет не хуже».

Всегда давайте малышу четкие и честные ответы на его вопросы. Если ему будет что-то непонятно, он обязательно даст вам это понять.

Если ребенка что-то тревожит, если он пережил стресс или столкнулся с серьезной проблемой, всегда старайтесь помочь ему решить ее. Если в данный момент вы не видите выхода из создавшегося положения, объясните это малышу: «Пока я не знаю, как нам быть, но мы с тобой подумаем, и обязательно решим, что делать».

С Любовью и Благодарностью к Вам! ❤


Регина
Регина
Уфа
50254986

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Александра Липина
Александра Липина
Лидия
11 лет
Каролина
9 лет
Озерск(Челябинская обл.)
По мне чтоб так воспитывать, как советуют современные психологи надо жить на одних успокаительных!
Пожаловаться
Регина
Регина
Уфа

А я вот другой способ нашла: не жить на успокоительных, а лечить травмы детства. Теперь мне не требуется жить на успокоительных.

Пожаловаться
Tanya Zielesch
Tanya Zielesch
Мелия
8 лет
Гамбург
В закладки и читать почаще
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анастасия
10 лет
Лиски
На словах все несложно… Нооо на деле мне так сложно сдерживать себя. У сына многое присутствует: хулиганские поведение, плохой аппетит и недобор веса, частые истерики. Есть над чем подумать
Пожаловаться
Регина
Регина
Уфа
Я такую же проблему решила с помощью психолога :) и свои проработала свои травмы детства.
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Анастасия
10 лет
Лиски
Регина 
Спасибо, я пока иду к этому, для психолога мне нужно дозреть, а пока читаю книги по саморазвитию
Пожаловаться
Регина
Регина
Уфа
Татьяна 
Я уверена, все у Вас получится!



Пожаловаться
Любовь
Любовь
Малышок
9 лет
Счастье
11 лет
Москва

Да, воспитывать надо родителей.У мужа такая проблема, что он может съесть последний банан и не поинтересоваться, может кто хочет.Короче, не делится.Много раз ему говорила об этом.Вчера захожу на кухню, а они банан на троих разделили.Спрашиваю.че это, кончились.А муж «НЕт, учусь делится.Папе тоже надо»

Себя тяжелее учить и контролировать.Одно знаю точно, если позволишь себе распускать язык со всякими фразами, то все...

Пожаловаться
Нэлли
Нэлли
Санкт-Петербург
Я вот такого никогда не говорю. Но, порой, чувствую. Раздражение, злость, усталость. Они копятся и в итоге я могу сорваться, накричать :(
Пожаловаться
Елена
Елена
Рязань
не люблю я подобного рода блаблаписанинуэто все теория! на практике все совсем по другому, не у всех! но у большинства точно
Пожаловаться
Светлана Разумова
Светлана Разумова
Оля
7 лет
Ксюша
5 лет
Москва
Вот полностью согласна!
Пожаловаться
Марина
Марина
зайчик
11 лет
Орел
Согласна



Пожаловаться
Ленок13
Ленок13
Екатерина
8 лет
Москва
В закладки потом прочту
Пожаловаться
ирина савостина
ирина савостина
злата
11 лет
Давыдово
Не все фразы верны, в обращении не должно быть акцента на личность ребенка, так ребенок понимает вразы так же не правильно.вместо я устала от ТВОЕЙ беготни-я устала от беготни; мне стыдно когда ТЫ дерешься-мне стыдно, когда дети дерутся или обижают других.
Пожаловаться
Мария
Мария
Кнопочка
10 лет
Нижневартовск
++++
Пожаловаться
Инна
Инна
Тимофей
8 лет
Омск

Очень интересно!

Пожаловаться
Italjanka
Italjanka
Пожаловаться
Пряник
Пряник
Москва
Очень интересно.

Как вы считаете, насколько влияют на ребенка такие фразы от бабушек-дедушек?

Пожаловаться
Регина
Регина
Уфа

Если с бабушками-дедушками оставлять — то влияют безусловно

Пожаловаться
Пряник
Пряник
Москва
Регина 
Себя, боюсь, будет сложно контролировать постоянно. А уж за бабушками точно не уследить. Но и совсем ведь нельзя запретить общаться…
Пожаловаться
Регина
Регина
Уфа
Пряник 
Если и не запрещать общение, необходимо и осознание чем грозит оставлять с бабушками

Наши не ночуют у бабушек и вряд ли будут когда-либо.

Оставляли без присмотра с бабушками и к вечеру ребёнок уже с изменённым поведением

Пожаловаться
Инна
Инна
Тимофей
8 лет
Омск
Регина 
Я вот тоже поисправляла бабушкины фразы подобного рода(моей бабушки по отношению к дочери) так она на меня обиделась-сделала вывод, что я её видеть не хочу. При том мне не пол слова, а папе моему нажаловалась. С бабушками-дедушками вообще сражаться в этом смысле сложно.
Пожаловаться
Юля Соловьёва
Юля Соловьёва
Ольга
12 лет
Степан
7 лет
Курган
Регина 
да, точно! а старшая ещё и просит с ночевой у бабушки.., но потом… лучше не оставлять…
Пожаловаться
Анна
Анна
Ульяновск
Юля Соловьёва 
Большее время дети проводят с родителями, если вы говорите правильно, ребёнок будет думать как вы, а не как бабушка
Пожаловаться
Наталька
Наталька
Иra
8 лет
Слюдянка