26 января (День в истории) - Январское восстание на "Арсенале"

В результате восстания рабочих завода «Арсенал» и действий большевистских войск в Киеве была установлена власть Советов (1918)

26 января 1918— 98 лет назад

Борьба за Киев

Противостояние политических сил в Киеве в октябре 1917 года завершилось в пользу Украинской Центральной Рады. 20 ноября III Универсалом была провозглашена автономия Украинской Народной Республики. УНР отказалась признать петроградский Совнарком своей верховной властью.

Попытки местных большевистских организаций установить свою власть в Украине путем получения большинства в Центральной Раде потерпели неудачу. Ведь большевиков поддерживали в Украине лишь 10 % населения — те, кто не признал украинской власти и освободительных идей украинцев, а это, в основном, городское население, состоявшее из лиц неукраинской национальности (в подавляющем большинстве российских пролетариев).
В начале декабря 1917 года Совнарком убедился, что без вооруженного вмешательства России большевики как «пятая колонна» не смогут прийти к власти.
Большевики, по указанию из Петрограда, наскоро провели в Харькове так называемый Всеукраинский съезд Советов и провозгласили в Украине советскую власть — по сути, создали марионеточное правительство. Эти тактические действия нужны были, чтобы в дальнейшем прикрыть прямую агрессию России против Украинской Народной Республики.
Большевики нацелились на Киев. Но на пути к нему были Круты, которые стали символом героизма молодого поколения украинцев в борьбе за независимую Украину.
Круты также стали примером грубого нарушения со стороны России норм морали и прав в отношении пленных.
А тем временем в Киеве события разворачивались таким образом. Мятеж против украинской власти начался с большевистского восстания против Центральной Рады — так называемое январское восстание. Киевский комитет РСДРП (б), по указанию из Петрограда, заранее готовился к мятежу, который планировали начать, как только до Киева подойдут российские большевики. Такая коварная тактика использовалась для оттягивания украинских войск с фронта, что было достигнуто, и для прикрытия прямой внешней агрессии России против Украинской Народной Республики.
Особые надежды российские большевики возлагали на завод «Арсенал» в Киеве. Не удивительно, что у советских коммунистов «Арсенал» все время считался символом их господства над Украиной. Это было не случайно, и вот почему.
Киевский «Арсенал» был особенным, великим сугубо военным объектом бывшей царской России. Это был передовой на то время военный завод, который поставлял оружие и различное военное оборудование для царской армии. На «Арсенале» все руководящие кадры, а также рабочие были подобраны из лиц неукраинской национальности — в подавляющем большинстве, особенно шовинистически настроенных москалей. Именно из русских рабочих «Арсенала» в 1905-1908 годах состояли основные силы российских организаций фашистского толка типа «Союз русского народа» и «Черная сотня», которые устраивали еврейские погромы.
Москали «Арсенала» получали на то время большую зарплату золотыми царскими червонцами и ни о какой революционной идее, кроме «великой и неделимой Расії», и не помышляли. Как только Украина провозгласила независимую самостоятельность, шовинистически настроенные москали из «Арсенала» стали той антиукраинской средой, куда запустили свои щупальца российские большевики. Вот настоящая движущая сила так называемого январского восстания «пролетариата» из «Арсенала».
Зная о коварстве московской пятой колонны арсенальцев, военный комендант Киева атаман городского Вольного казачества М.Ковенко в начале января изъял из «Арсенала» большое количество оружия, провел обыски и арестовал некоторых большевистских подстрекателей. Он также закрыл их газету «Голос социал-демократа», собирался вывезти из «Арсенала» запасы угля, чтобы остановить завод и закрыть его. Это стало известно большевикам, и они решили начать восстание немедленно, еще до подхода войск Муравьева. Тем более, что основные войска УНР под командованием Симона Петлюры выехали на русский фронт, чтобы перекрыть врагу путь на Киев из восточного полтавского направления. В городе остались только незначительные силы сечевых стрельцов для охраны украинских учреждений и правительства Центральной Рады.
Вот почему 15 января спешно был создан ревком во главе с Яшей Гамарником. Той же ночью начался вооруженный дебош москалей «Арсенала». Главной целью восстания был захват здания Педагогического музея, где заседала Центральная Рада. 16 января целый день продолжались вооруженные столкновения. Главные силы москалей-большевиков сосредоточивались вокруг «Арсенала» на Печерске. 17 января в городе начались всеобщие беспорядки и саботаж москалей, которые работали на водопроводе, электростанции и на городском транспорте.
Центральная Рада обратилась к мятежникам с обращением прекратить забастовку, от которого больше всего страдает население города, однако разъяренные москали-украиноненавистники продолжали дебош и саботаж.
В ситуации, сложившейся в столице, Симон Петлюра снимает с фронта войска и возвращается в Киев, обнажив правый фланг фронта, осложняет и без того тяжелое положение в северо-восточном направлении. Таким образом с москалями на фронте остались сам на сам студенты — защитники Крут.
19 января Гайдамацкий кош Слободской Украины под командованием С.Петлюры вступил в Киев. Положение украинской власти начало исправляться. До Петлюры присоединился Гордиенковский полк, который прибыл с Северного фронта под командой полковника В.Петрива. 19-20 января московско-большевистский мятеж на улицах Киева был прекращен. Держался лишь основной его очаг — завод «Арсенал». После тяжелого штурма он был взят утром 22 января войсками — Гайдамацким кошем Петлюры, отдельным корпусом горной артиллерии генерала Александра Алмазова, корпусом Сечевых стрельцов полковника Евгения Коновальца.
Армия УНР, истощенная уличными боями, была не в состоянии противостоять войскам М.Муравьева, которые 21 января захватили Бровары, а 22 января Дарницу и мосты через Днепр. Первая попытка штурма хорошо укрепленных крутых склонов города в лоб, по мостам и замерзшему Днепру, не удалась. Решено было брать город обходным маневром. Начался ужасный четырехдневный артиллерийский обстрел из тяжелых орудий со стороны Дарницы: в городе начались пожары, много зданий было разрушено.
В эти решающие для Украинской Народной Республики дни в Брест-Литовске украинская делегация вела мирные переговоры со странами Четверного союза — Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, на которых УНР впервые была признана как субъект международного права. Переговоры продолжались, Украину с честью отстаивали молодые украинские дипломаты. И вот почему любой ценой провод УНР пытался удержаться в своей столице к подписанию мирного договора, который признал Украину как самостоятельное государство.
В ночь на 26 января, воспользовавшись тем, что большевики не решались наступать в темноте, М.Ковенко объявил эвакуацию. Рано утром правительство и часть членов Центрального Совета выехали в Житомир, а оттуда до городка и узловой станции Сарны, которая временно стала центром правительства УНР.

Именно тогда большевики овладели Киевом, сразу устроив там кровавую резню и погромы, в сотню раз масштабнее, чем уничтожение украинцев, которую устроил посланник Петра І в Украине Меньшиков в Батурине.

Муравьев позже хвастался своими подвигами: “Мы идем огнем и мечом устанавливать советскую власть. Я занял город, бил по дворцам и церквям. 28 января Дума (Киева) просила перемирия. В ответ я приказал душить их газами. Сотни генералов, а может, и тысячи, были безжалостно убиты… Так мы мстили. Мы могли остановить гнев мести, однако мы не сделали этого, потому что наш лозунг — быть беспощадными!”Красный командир тогда действительно применил отравляющие газы, запрещенные к тому времени международными соглашениями. Это позволило ему беспрепятственно войти в Киев по мосту через Днепр.

Захватив столицу УНР, Муравьев на три дня отдал ее на разграбление своим солдатам. По разным подсчетам, только за неделю они уничтожили от двух до трех тысяч киевлян, из них — около тысячи офицеров и генералов.

Во время нахождения его войск в Киеве по городу даже ездил броневик с надписью «Смерть украинцам!» По воспоминаниям Полетики, «портреты Шевченко срывали со стен и топтали ногами. Говорить на улицах на украинском языке стало опасно».

“Кроме офицеров, казнили всякого, кто наивно показывал красный билетик — удостоверение принадлежности к украинскому гражданству”,— вспоминал о киевских событиях этнограф Николай Могилянский, который бежал из Петрограда от большевиков, но был настигнут ими в Украине.

Могилянский писал позднее, что красные грабили Киев систематически. Муравьев, по своему обыкновению, наложил на город контрибуцию — 5 млн руб на содержание советских войск. И деньги ему довольно быстро собрали.

В итоге “по городу в автомобилях и на парных роскошных извозчиках с прекрасными фаэтонами и ландо разъезжали матросы и красноармейцы, часто в нетрезвом виде”. Они сорили деньгами в ресторанах и игорных домах, окруженные “атмосферой кутежа и всяческого дебоша”.

«Озлобленность, бахвальство, жажда мести, жестокость, неумолимость, склонность к «золотишку» и драгоценностям, к самогону и лихачам, к “Маруськам” и “Катькам толстоморденьким”… Первые дни власти большевиков в Киеве были полны ужаса и крови. По ночам было неспокойно. Шайки грабителей грабили на улицах прохожих и нападали на дома и квартиры. Обыватели формировали отряды самообороны.

Оружие доставали в разгромленных складах на Печёрске. У отдельных домов с грабителями происходили настоящие бои. Впервые в подъездах домов и во дворах организовали ночные дежурства жителей. Дежурные должны были стрелять по грабителям (тогда ещё не трудно было купить оружие у солдат) и вызвать помощь. В одну из последних ночей перед уходом войск Муравьёва из Киева было зарегистрировано 176 нападений на квартиры киевлян. …Трехнедельный налёт Муравьёва на Киев в феврале 1918 года был непосредственным и ярким проявлением буйной молодости большевизма».

Советское правительство Украины, переехавшее из Харькова в Киев, с ужасом обнаружило полное разложение в своих частях и тысячи трупов мирных жителей в парках Киева. Власти потребовали от Москвы немедленно удалить Муравьева из Украины. Слушать их никто не собирался.

Жители пригородов несколько дней наблюдали нескончаемую вереницу подвод с награбленным. Многие красные “освободители” были одеты в гусарские мундиры из разграбленных военных складов.Они вернутся сюда ненадолго в 1919‑м. А потом в 1920‑м. Уже на целых 70 лет.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Вiльна
Ужас!!!