Прикорм для малыша

Знакомимся с новой едой

О маленьких животиках

Он родился раньше срока

Когда и как вводить прикорм? Какие продукты и в какой последовательности следует давать ребенку? Все эти вопросы вызывают нешуточную тревогу у родителей, особенно если малыш у них первый. Ведь введение прикорма — это начало нового этапа в жизни крохи. На маму и папу обрушиваются противоречивые советы старшего поколения и ровесников, педиатры тоже разнятся в рекомендациях. И несмотря на все это, вам рано или поздно придется сделать решительный шаг — познакомить своего младенца со взрослой пищей. Эта статья будет наиболее важна именно тем мамам, которые придерживаются принципов естественного вскармливания. Для малышей-искусственников актуальны несколько иные правила.

Не будем торопиться

Родителям, желающим ознакомиться с научной базой, на которой основаны рекомендации по введению прикорма у грудничков, мы рекомендуем внимательно почитать материалы Всемирной организации здравоохранения и Международной молочной лиги (LLL). Официальная рекомендация — это исключительно грудное вскармливание ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев после родов.
До этого возраста малышу не предлагаются ни вода, ни соки, ни другие продукты. 6 месяцев — это нижняя граница периода начала введения прикорма. В некоторых случаях можно начать и позже. Необходимое дополнение: под исключительно грудным вскармливанием ВОЗ подразумевает принципы, перечисленные ниже.

1. Маленький ребенок получает грудное молоко так часто, как он этого захочет. При этом время каждого прикладывания к груди не ограничивается.

2. Обязательно присутствуют ночные кормления, а по возможности — и совместный сон с матерью.

3. Исключается использование пустышек, сосок и бутылочек.

Только подобный стиль кормления обеспечивает младенца всеми необходимыми веществами для развития на протяжении первых месяцев жизни.
Есть довольно большая группа детей, которые и к 6 месяцам не готовы усваивать что-то иное, кроме материнского молока. Это связано, прежде всего, с особенностями дозревания желудочно-кишечного тракта. Какие же малыши часто не готовы к введению прикорма к полугоду? Это детки, которые довольно часто болеют, имеют риск аллергии, которые появились на свет путем кесарева сечения (или с помощью других медицинских вмешательств), чье двигательное развитие идет с замедлением, у кого наблюдаются отклонения в развитии нервной системы. А также младенцы, получавшие в прошлом, помимо грудного молока, дополнительное питание, жидкости или медикаменты. Но в этом нет ничего страшного! Можно спокойно ждать своего срока, продолжая в полном объеме грудное вскармливание и наблюдая за соответствием веса и роста ребенка его возрастной норме. Рано или поздно произойдет дозревание тех функций организма, которые отвечают за усвоение взрослой пищи, и малыш с радостью и без ущерба для здоровья начнет знакомство с прикормом.

Как правильно подготовить малыша к началу прикорма

Одним из базовых элементов подготовки, как уже было сказано, является грудное вскармливание. Именно в мамином молоке содержатся вещества, отвечающие за дозревание ферментативной системы желудка, формирование здоровой микрофлоры кишечника, создание барьера для проникновения аллергенов в кровь младенца, а также за множество других составляющих готовности желудочно-кишечного тракта к принятию новой пищи.
Следующим важным шагом к введению прикорма станет знакомство младенца с жизнью кухни и поведением за столом. Именно наблюдение за всеми манипуляциями, производимыми с продуктами питания, позволит маленькому человеку сформировать грамотное отношение к еде. Малыша интересует абсолютно все: где хранятся продукты, как они выглядят в необработанном виде, что с ними делают в процессе приготовления еды, какие запахи при этом присутствуют, как бережно взрослые обходятся с тем, что выкладывается к ним в тарелку, как аккуратно и дружно проходит сам прием пищи. Одним словом, новый член семьи всеми доступными для него способами впитывает культуру отношения к еде, характерную для данной семьи, а также усваивает основные правила поведения за столом.

Практические советы на этом этапе:

  • позволяйте малышу находиться рядом с вами, пока вы готовите еду;
  • почаще берите его с собой за стол во время приема пищи;
  • постепенно учитесь контролировать поведение младенца у вас на руках, когда вы едите сами.

Детки в возрасте 4—6 месяцев часто проявляют искренний интерес к тем предметам, которые они видят на столе во время завтраков-обедов-ужинов. Иногда этот живой интерес принимают за чувство голода и, «жалея» малыша, начинают вводить прикорм. Не будем совершать подобной ошибки!
Малыш требует вовсе не еду, а всего лишь ложки, тарелки, салфетки и прочие любопытные вещи, которые лежат перед ним. Он хочет подражать действиям взрослых: тянуть ложку в рот, опрокидывать чашку, подносить ко рту и грызть салфетку. Он хочет всесторонне изучить свойства столовых предметов: как они стучат, пахнут, можно ли поместить их на язык. Он пристально вглядывается, как именно взрослые жуют и глотают пищу, тянется к маме или папе в рот, стремится повторить подобные манипуляции с едой. Это — просто подражательное поведение, а не демонстрация голода и готовности к введению прикорма.
Поэтому мы дадим ему со стола в руки все, что считаем допустимым: ложки, блюдца, тряпичные салфетки — одним словом, те предметы, которые не причинят ему вреда и за сохранность которых вы не переживаете. Когда малыш заскучает у вас на руках, предложите ему заранее приготовленную игрушку, опустите его рядом на пол, позвольте поэкспериментировать с другими предметами кухонного обихода (кастрюлями, половниками и т. п.).

Давайте подведем итог сказанного и выделим основные задачи подготовительного этапа к началу знакомства со взрослой пищей.

1. Малыш внимательно наблюдает за процессом приготовления еды и появления ее на кухонном столе.

2. Он изучает свойства тех предметов, которые используются для еды.

3. Кроха получает первое представление о правилах поведения за столом: как мы сидим, как поддерживаем чистоту, как манипулируем со столовыми приборами, как жуем и глотаем еду (а не выплевываем, например), когда разговариваем и отвлекаемся от еды, позволительно ли залезать в тарелку к соседу и тому подобное.

4. Формирует общее представление об отношении человека к еде: когда и как обычно начинают и заканчивают трапезу, ценят ли окружающие труд по приготовлению пищи, какая еда появляется на столе во время завтрака, обеда или ужина, с каким настроением едят взрослые, какое место занимает еда в их жизни и тому подобное.

Уже готов?

Как определить, что младенец действительно готов к введению прикорма?

Первая группа признаков обусловлена наступлением определенной стадии развития головного мозга ребенка. В чем же это проявляется?

Кроха достиг необходимого уровня физического развития.

  • Ребенок может самостоятельно захватить еду руками, донести ее до рта, поместить кусочки пищи внутрь, прожевать, проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась.
  • Умеет движениями, знаками или звуками попросить еду, показать, какой именно из продуктов он сейчас хочет.
  • Способен ясно выразить нежелание оставаться за столом дальше.
  • У него угас выталкивающий рефлекс языка: он без труда пережевывает деснами кусочки еды, не давясь ими и не испытывая позывов к рвоте.

Появление у малыша истинного пищевого интереса.

  • Интерес именно к еде, а не к предметам, выложенным на столе.
  • Ребенок не успокаивается, если ему вместо еды предложить поиграть со столовыми приборами, игрушками, салфетками и кастрюлями. Не отвлекается от своего намерения получить пищу, даже если его вынести из кухни.
  • Малыш не особо интересуется тем, как едят взрослые, не тянется к ним в рот, когда они жуют.
  • Вряд ли согласится вместо еды довольствоваться сосанием груди.
  • Наблюдается устойчивый пищевой интерес: подобное поведение становится систематическим, а не разовым.

Вторая группа признаков готовности к введению прикорма обусловлена наступлением необходимой стадии дозревания желудочно-кишечного тракта. Что входит в эту группу?

  • Отсутствие аллергических реакций после знакомства с новым продуктом.
  • Отсутствие рвоты после приема взрослой пищи.
  • Отсутствие проблем с пищеварением после проб незнакомой еды (запоры, поносы, вспучивания).

Если наблюдается хотя бы один из этих симптомов после начала введения прикорма, не будем торопиться! Желудочно-кишечный тракт младенца еще не готов к перевариванию и усвоению прикорма. Необходимо продолжить исключительно грудное вскармливание, дождаться полного исчезновения неприятных последствий введения новой еды и повторять попытки с интервалом не менее чем в одну неделю.

Малыш считается готовым к введению прикорма только тогда, когда произошло совпадение во времени первой группы признаков и второй

То есть у ребенка наблюдается достаточная физическая зрелость, устойчивый пищевой интерес и отсутствуют нежелательные реакции со стороны желудочно-кишечного тракта на прикорм. Во всех остальных случаях введение взрослой пищи будет считаться преждевременным.

Самые важные принципы введения прикорма

Основное и самое главное: грудное вскармливание непременно должно оставаться в жизни младенца в прежнем объеме. Нет никаких причин уменьшать количество прикладываний к груди и сокращать суточный объем кормлений материнским молоком.
Введение прикорма и сосание груди — два параллельных процесса, выполняющих разные задачи и имеющих разные цели. Кстати, малыш очень четко разделяет эти функции: например, чтобы заснуть, ему по-прежнему нужна грудь, а не 50 грамм творога, и чтобы успокоиться после полученного стресса — тоже.
Грудное молоко имеет уникальный состав, подстраивающийся под нужды растущего организма. Даже на втором-третьем году жизни ребенка оно выполняет свои питательные задачи и отвечает за рост малыша и развитие многих функциональных систем. Способ введения прикорма по принципу замены грудного молока взрослым питанием не оправдан с точки зрения физиологии и психологии младенцев и, как правило, приводит к преждевременному прерыванию кормления грудью. В нормальной ситуации малыш, наряду с прикормом, получает материнское молоко так же часто, как и раньше. Он может приложиться к груди до приема пищи, во время него или после — чтобы «запить» новые вкусовые ощущения. Малыш продолжает кормиться грудью перед засыпанием, после пробуждения, ночью во сне и в других ситуациях, когда это ему необходимо.

Второй важный принцип: прикорм выстраивается из продуктов маминого рациона. Именно с ними малыш познакомился за время беременности и грудного вскармливания, именно они обеспечат плавное и безвредное знакомство со взрослой едой, застрахуют младенца от возникновения аллергических реакций.
Желательно предлагать малышу ту же еду, которую в данный момент подают к общему столу. Надеемся, что ваш рацион и так здоров и разнообразен, чтобы он подошел и крохе. Если же нет, то самое время озаботиться тем, чтобы ваше семейное меню стало более полезным: натуральные продукты, приготовленные на пару, отваренные или запеченные; побольше фруктов и овощей; цельнозернового, а не белого хлеба. Избегайте промышленных соусов, колбасных изделий, сладкой выпечки, а также полуфабрикатов, в качестве которых вы сомневаетесь.

Третье правило: сразу же приучаем ребенка кушать самостоятельно. Конечно, минимальная помощь допустима: мама следит за поддержанием чистоты вокруг малыша, подсказывает правильные движения, контролирует его поведение, разместив кроху на своих коленках. Но ребенок, который полноценно прожил подготовительный период к введению прикорма и начал знакомиться со взрослой едой в подходящий для него момент, вполне сносно способен пользоваться чашкой, ложкой, может аккуратно доносить кусочки еды до рта. Главное, чтобы введение прикорма не превратилось в пассивное открывание рта перед ложкой с едой, предложенной мамой. Старайтесь поощрять самостоятельность младенца в приеме пищи с самого начала.

Четвертый базовый принцип: младенцу изначально предлагают продукты разной консистенции. Жидкости разной температуры, размягченные пюре, кусочки овощей или фруктов, твердые хлебобулочные изделия, рассыпчатые крупы. Важно учить малыша полноценно использовать возможности челюстного аппарата, а также предложить стимулы для развития навыков жевания и глотания. При этом необходимо следить за безопасностью крохи при знакомстве с новыми продуктами: если он взял в рот кусочек, с которым неспособен справиться — не раздумывая долго, забирайте его у малыша изо рта!

Пятый важный принцип: полный цикл введения прикорма составляет период в один год. ВОЗ рекомендует достаточно медленные темпы увеличения объема взрослого питания, подчеркивая, что до полутора лет грудное молоко все-таки должно являться основным питанием младенца. В возрасте одного года другая еда, включая воду, кефир и любые жидкости, может составлять порядка 25 % от общего ежесуточного рациона маленького ребенка. Почему это так важно? Во-первых, те вещества, которые входят в состав материнского молока, не имеют аналогов в природе, а значит, никакой продукт из взрослого рациона просто-напросто не сможет так же полноценно удовлетворить потребности растущего организма малыша. Во-вторых, именно в течение года ребенок естественным образом сможет познакомиться со всеми сезонными продуктами, получив полное представление об экологической и социальной нише той культуры питания, к которой он будет принадлежать впоследствии. Обратим на это особое внимание: многие дети более старшего возраста едят с неохотой или вовсе отказываются от тех продуктов, которые они не попробовали в первый год введения прикорма. В-третьих, небольшие темпы увеличения объема взрослой пищи компенсируются богатым ее разнообразием. Кроха имеет возможность маленькими порциями съедать в течение дня самые разнообразные продукты! Это намного важнее для адаптации желудочно-кишечного тракта к новой еде, чем регулярное употребление ограниченного рациона большими объемами.

Когда нельзя начинать прикорм?

Ситуаций, когда с введением прикорма торопиться не стоит, на самом деле не так уж и много.

1. Ребенок чем-то болеет, проходит медицинское обследование, принимает медикаменты или же попал в больницу.
2. Наступил период активного и болезненного прорезывания зубов.
3. Мама вышла на работу, учебу или внезапно заболела.
4. Семья только что переехала на новое место жительства.
5. В жизни малыша появилась няня или новый член семьи.
6. В семье наблюдается стрессовая обстановка: например развод, ремонт, смерть родственников, бытовые конфликты.
7. Произошли резкие и существенные изменения в организации жизни младенца (начал посещать бассейн, развивающие занятия, поехал с мамой на море и т. п.).

Для начала введения прикорма важно подобрать подходящий момент, который не совпадет по времени с вышеперечисленными ситуациями. Желательно дождаться, пока жизнь наладится, малыш приспособится к новым условиям, его здоровье нормализуется — и только после этого планировать знакомство с новой едой.


Юлия
Юлия
Рязань
001661

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества