Прочитайте вопросы, соответствующие возрасту Вашего ребенка, проставьте ответы (да, нет). Если на все вопросы Вы ответили 'да' – это означает, что восприятие и речевое развитие ребенка соответствует возрасту. Если в Ваших ответах встречается одно-два 'нет' – значит есть основание для беспокойства. Если вы ответили три или больше раз 'нет' – то это означает, что Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов.
РОЖДЕНИЕ
Слушание и восприятие:
- Слышит ли ребенок речь?
- Пугается ли он или плачет от шума?
- Просыпается ли он от громких звуков?
Речевое развитие:
- Приятно ли ребенку издавать звуки?
- Издает ли он звуки, когда Вы играете с ним, смотрите на него, перестаете смотреть и смотрите снова?
0-3 МЕСЯЦА
Слушание и восприятие:
- Поворачивает ли ребенок голову, когда Вы смотрите на него?
- Улыбается ли он, когда Вы говорите с ним?
- Кажется ли Вам, что ребенок узнает Ваш голос и перестает плакать, если Вы обращаетесь к нему?
Речевое развитие:
- Повторяет ли ребенок разнообразные звуки (воркует ли)?
- Можно ли по характеру плача понять, что хочет ребенок?
- Улыбается ли ребенок при виде Вас?
4-6 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:
- Реагирует ли ребенок на слово 'нет'?
- На изменения в тоне голоса?
- Начинает ли он оглядываться, услышав новые звуки, например, звонок в дверь, шум пылесоса, лай собаки?
- Замечает ли ребенок игрушки, издающие звуки?
Речевое развитие:
- Лепечет ли ребенок, произнося различные звуки, например, Б, В, Т?
- Дает ли ребенок понять (жестом или лепетом), если хочет чего-то еще?
- Издает ли ребенок булькающие звуки, когда остается один? >
7-12 МЕСЯЦЕВ
Слушание и восприятие:
- Понимает ли ребенок слова, обозначающие названия часто употребляемых предметов (чашка, вода, игрушка)?
- Выполняет ли он требование 'Иди сюда'?
- Понимает ли, что обозначает 'Хочешь еще?'
- Нравится ли ребенку играть в 'ладушки', 'сороку-белобоку'?
- Откликается ли он на свое имя?
- Прислушивается ли он к разговору?
Речевое развитие:
- Пытается ли ребенок подражать звукам?
- Использует ли ребенок речевые звуки вместо крика, чтобы привлечь внимание?
- Произносит ли он цепочки слогов?
- Начинает ли он произносить слова типа мама, папа, дай, нет, пока (слова могут произноситься нечетко).
1-2 ГОДА
Слушание и восприятие:
- Показывает ли ребенок по просьбе части тела?
- Выполняет ли простые команды 'Кати мяч', 'Обними куклу', 'Найди ботинки'?
- Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?
- Показывает ли по просьбе изображения на картинках?
Речевое развитие:
- Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, 'Где кошка?'
- Появляются ли простые предложения, например: 'Дай пить'?
- Появляются ли в его речи новые звуки?
- Говорит ли он больше с каждым месяцем?
2-3 ГОДА
Слушание и восприятие:
- Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: 'Куклу положи спать, а мишке дай суп'?
- Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?
- Различает ли 'домашние звуки': телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью? Речевое развитие:
- Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?
- Может ли он назвать словами практически все?
- Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?
- Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?
3-4 ГОДА
Слушание и восприятие:
- Способен ли ребенок услышать мяукание кошки в соседней комнате?
- Включает ли он радио или телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи?
- Отвечает ли на вопросы: 'кто?', 'что?', 'где?', 'почему?'
Речевое развитие:
- Рассказывает ли ребенок о том, что делал в детском саду? Пересказывает ли то, что ему читают?
- Произносит ли он правильно большинство звуков?
- Понимают ли речь ребенка посторонние?
- Пользуется ли он предложениями, состоящими из трех-четырех слов?
4-5 ЛЕТ
Слушание и восприятие:
- Все ли понимает ребенок из того, что он слышит дома и в детском саду?
- Все ли родные и близкие, воспитатели, знакомые считают, что ребенок слышит хорошо?
- Нравится ли ему, когда читают, задает ли он вопросы по содержанию услышанного?
Речевое развитие:
- Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми?
- Все ли звуки он произносит правильно?
- Пользуется ли он предложениями, состоящими из пяти-шести слов?
- Считаете ли Вы, что его речь грамматически правильно оформлена?
А что за булькающие звуки у детей 4-6 месяцев?
Нам пока 6 месяцев. Пока нормально)))
Странные вопросы… моей тогда 5 лет)) песни поет, стихи рассказывает, всё пересказывает, даже по английски до 10 считает, по русски до 20, и песни на английском поет, детские правда, знает уже две. Ой да у меня вундеркинд судя по опросу
если адекватно оценивать возможности ребенка, а не приукрашивать как мамы часто это делают из большой любви, то не обязательно ребенок все это делать будет… И самое главное развитие ребенка в 1,1 и в 1,11 не может быть одинаковым!!!!
и у нас )
все да)))))