Один из порочных кругов нашего сознания и общества — это страх-контроль-недоверие. По кругу, мертвая петля. Жизнь уроков надавала поколений этак на тысячу, очень сложно по-иному.
Совершенно нет доверия, что ребенок вырастет и с ним все хорошо.Что он будет держать голову, поползет, сядет, пойдет, привыкнет к горшку, научится говорить «спасибо», чистить зубы, читать, играть на скрипке, просить шапку, начнет убираться в комнате, собирать портфель, помнить об обещаниях, поступит в институт, выйдет замуж за хорошего человека, сможет не угробить собственного ребенка...
Раз мы не доверяем — мы боимся. Мы боимся, что он будет запущенный, неразвитый, остающий, грязный, неуспешный, глупый, несобранный, тупой, и не умеющий разбираться в людях. Нет, на самом деле именно так никто не чувствует, в этом и фишка страха, о нем нельзя говорить, иначе он перестает быть страхом, а становится глупостью. Поэтому мы ничего такого не говорим, а боимся и переживаем, ну надо же привить-воспитать-приучить-заставить, а то… Что то, непонятно, поэтому страшно.
Чтобы справиться со страхом, мы контролируем.Учим ползать (!), водим за ручки, нанимаем массажистов, чтобы сел, развивашки-логопеды-терапевты-психологи, кружки-секции-преподаватели-репетиторы, и тотальный контроль: ты собрал портфель? Уберись в комнате. Тебе нужен спорт. Без языка никуда. Сделай уроки. Вымой руки. Ложись спать. Надень шапку, тебе холодно.
Дети от этого всего впадают в совершенно нормальный человеческий ступор, переходящий в пассивную агрессию: прокрастинацию, забывчивость, рассеянность, лень. Нельзя не впасть, когда тебя гонят кнутом и пряником к светлым целям других людей.
Мы смотрим на них, таких ленивых, несобранных, рассеянных — и разве можно им доверять? Мы, чертыхаясь, собираем их портфели, проверяем дневники, лазим в телефоны, напоминаем по сто раз на дню...
И круг замкнулся.
Ближе к подростковому возрасту мы открываем для себя новый виток страха: он не повзрослеет. Он так и останется забывчивым, рассеянным, ленивым. Поэтому, дабы встряхнуть эту ленивую тушку мы выходим на тропу войны и говорим: «ты сел на шею. Я больше помогать тебе не буду. Справляйся, как хочешь (но чтобы по математике в четверти была четверка).» То есть мы сначала отбили у него всякое желание и возможность любить и понимать математику, заменили собой, а теперь решаем его наказать за это отьемом помощи, пусть мол, выплывает. Надо же «приучить» к самостоятельности.
А он, может, вообще не хотел туда плыть.
Он, может, уже и не знает, куда он хочет плыть, ведь на его робкое «динозавры» мы посмеялись и отправили заниматься французским и таэквондо.
Все с ног на голову.
Это мне очень напоминает, как у нас принимают роды.
Сначала максимальным контролем и вмешательством максимально испортить и замедлить процесс, а потом героически спасать мать и дитя.
Недоверие, контроль и отказ в помощи не создают самостоятельных людей. Они создают одиноких людей.
Плавный переход ребенка к самостоятельности происходит не за счет отказа в помощи, а за счет снятия контроля и роста доверия.
Меня, помнится, недавно спросили, мол почему я улыбаюсь, что в комнате у дочери у меня бардак. Потому что я доверяю. Не ей — она все-таки 7 летний ребенок, хотя ей во многом уже можно доверять. Я доверяю законам природы, логике роста, развития. Тем же самым законам, благодаря которым я была уверена, что она рано или поздно начнет писать в горшок, научится есть ложкой, читать и жарить яичницу. А я буду рядом, чтобы помогать столько, сколько она будет просить.
Ведь в конце концов мне хотелось бы, чтобы вырос человек, который доверял себе, мог контролировать себя и умел просить помощи. А не наоборот.
PS: данный пост не содержит призыва рожать в поле, не заниматься музыкой и отпускать 3 летку гулять одного — ну для тех, кто пожелает это в тексте найти.
Ольга Нечаева
Так всегда, наши страхи очень сильны. Однако, и любовь тоже, и ответственность за тех кого мы привели в этот мир. Семья для детей создана, и там им должно быть счастливо и хорошо, и безопасно.
Только заботу никто не отменял, и её лучше проявлять в «здесь и сейчас», а не придумывать кем будет ребенок «потом», а забота для маленьких -это быть в дружной, любящей семье, со счастливой мамой.
А если ещё и есть понимание, что мы лишь души и многое уже предрешено просто промыслом божьим, мне молитва помогает очень со страхами жить.
соглассна на все 100%! Тотальный контроль это самый худший способ воспитать самостоятельного и уверенного в себе человека.
Как и во всем, нельзя впадать в крайности.
С тем что страх это плохо — согласна! Согласна с тем что ребенок сам сядет, поползет, женится… Но вот то что развивать не надо))) вон у нас соседи мамаша работает сутками, папаня попивает водочку дома, ребенку 6 лет он буквы не знает, в садик не водили — папа то с похмелья, то не хочет, мама принципиально отказывается мол пусть хоть что то отец делает. Ни кто ни чего не боится) массажей не было, что такое развивашки не знаем) у ребенка все шансы вырасти самому как предлагает автор. Никакого режима, никакой гигиены. Не знаю… Я предпочту своему сыну другое детство, с развивашками и чистотой в детской
Про роддома в точку, да остальное