Нашла сегодня интересную статью. "Не исправляйте у детей ошибки"

От себя хочу сказать, что ооочень много проблем и комплексов у меня было благодаря тому что мне в свое время «ошибки исправляли», поэтому для мне это знакомо. Так сказать испытала на себе)

Я увидела недавно одну статью, где мама рассказывала о другом подходе к обучению. О том, что она не черкает красной ручкой в тетради дочери, а наоборот выделяет зеленой пастой самые красивые буквы и правильные ответы. Это позволяет ее дочери не бояться ошибиться, фокусироваться на хорошем, видеть сильные стороны во всем. Незаменимые качества в современном мире, которыми мало кто из нас обладает.

А потом задумалась, как часто мы сами приучаем детей к «мышлению ошибками». К тому, чтобы замечать именно их. И только их. А потом наши дети, уже будучи взрослыми страдают от самоедства, от неспособности порадоваться за свой успех (потому что он не идеальный), сами всех критикуют и в жизни, в людях видят только минусы.

Например, начинает ребенок говорить. И говорит «атобас» вместо «автобус». Мы его постоянно поправляем, корректируем. Ребенок обижается. Иногда на какое-то время может перестать вообще это слово говорить. Даже если сейчас он говорит «атобас» — значит ли это, что в двадцать лет он тоже так будет говорить? Большинство взрослых людей слова не коверкает. Говорят, как надо. Тогда зачем мучить маленького ребенка, тыкая его носом в ошибки?

Или рассматривает ребенок книгу. Мой средний сын иногда тигров называет львами, а мышек – крысами. Поправлять каждый раз? А зачем? Я играю по его правилам, на его стороне. Пусть этот лев будет тигром, а Микки-Маус – крысой. Если ему так больше нравится. Через какое-то время он сам понимает, что мышь-это мышь. И даже поправит меня, если я по старой привычке назову ее крысой. Самое ценное для меня здесь – что он сам это понял, это не я его ткнула, не я ему объяснила как жить, а он сам. Сам. Без ущерба самооценки и познавательному процессу.

Или ребенок говорит, что видит что-то, а вы – не видите. И что делать? Сказать, что он ошибается, что он обманывает, что ничего нет? А ведь у детей воображение очень живое. Они видят то, чего взрослые не замечают. Помню, как Данька маленький везде видел поезда и самолеты – даже если они были очень далеко. Я же их не видела и говорила ему, что ничего нет. Он закрывался на какой-то момент – ведь я ему не верю. А потом мы обнаружили, что в этом месте он никогда не ошибается. Поезда и самолеты всегда есть там, где он показывает, а мы туда даже не смотрим.

Я очень напрягаюсь, когда детей поправляют. Особенно маленьких. Особенно очень грубо и резко, назидательным учительским тоном. На своем среднем сыне – он очень эмоциональный – я вижу, как он всем телом сразу сжимается в комочек. А дальше выдает разные реакции. Если он что-то сделал впервые или впустил человека близко, а ему указали на ошибку – он обижается. Плачет горькими слезами, забивается под стол. Перестает общаться с этим человеком мгновенно и надолго. Если он уверен, что прав, может выдавать агрессию, спорить. И все равно больше к этому человеку не подойдет. Долго не будет подходить.

Но есть способ донести информацию до него – если это важно. Если прямо очень критично вот именно сейчас его поправить. Тихим голосом, с любовью, начиная со слова «Да, ты прав». И потом рассказать что-то, что важно. Например: «Да ты прав. Тигр рычит, как и лев. И тигр с полосками, а лев – с огрооооомной гривой, да?». Этого достаточно. Дальше он сам обработает информацию и выдаст ответ.

Но я предпочитаю не поправлять и не указывать на ошибки. А фокусироваться на том, что он сделал хорошо. То, что у него получилось отлично. То, в чем он силен. Я стараюсь замечать только это – сильные стороны. Говорить только о них, акцентироваться только на них, их же и поощрять.

Когда дети растут, мы продолжаем тыкать их в ошибки. Не тех друзей выбрал, плохо сдала экзамен, не туда поступила, вообще не поступила куда надо, влюбилась не в того, родила рано, поздно… Очевидно, что такое общение разрушает все отношения с нашими детьми. Начинается все с мелочей, с какого-то «атобуса», а заканчивается обычно тем, что и живешь ты не так, делаешь все не так.

Почему это важно?

Приучая детей к тому, чтобы осознавать, замечать свои ошибки, делая на них акценты – только на них, мы формируем их отношение к жизни. Девочка, которая привыкла бояться исправлений своей тетрадке красной ручкой, будет очень бояться делать все не так. Она будет пилить себя за каждую оплошность, ошибку. А еще она не сможет получать удовольствия от процесса – любого процесса. Потому как будет напряжена, пытаясь не совершить ошибку.

Если мы ребенку с детства даем посыл, что главное – это ошибки, что внимание стоит направлять только на них, то он привыкает так жить. Женится или выходит замуж – и начинает искать плохое в партнере. Отмечать для себя, сообщать ему, исправлять. Женщины этим грешат чаще – может, потому, что мальчики допускают обычно столько ошибок, что родители устают замечать каждую из них? Или мальчики умеют превращать огромное количество наших нотаций в «белый шум»?

А потом эти женщины пишут в письмах, что им не за что благодарить мужа – ну да, работает, зарабатывает, помогает, мусор выносит, терпит. Но он же ведь тюбик с пастой не закрывает, храпит и шепелявит. А еще мусор выносит не сразу, а раз в три дня. Вместо того, чтобы видеть хорошее в поведении мужа и делать на этом акцент и для себя, и для него, мы фокусируемся на недостатках. Сказали бы спасибо, что выносит мусор. Хоть и раз в три дня. Эффект был бы другой.

Мы привыкли к такому оценочному восприятию, «мышлению ошибками» — и выжить из себя его очень непросто. Позволить себе быть несовершенной, совершать эти самые ошибки. И позволить другим быть другими, ошибаться, продолжать к ним после этого хорошо относиться.

Почему нам так важно чтобы все было правильно?

1. Правильно = знакомо, понятно

Все люди стремятся к стабильному состоянию. Стабильное – это то, что хорошо знакомо, что уже работает, что мы делали не один раз. То есть предполагается, что если правильно – то неопасно. Таким образом мы пытаемся наставить ребенка не на путь истинный, а на путь нам лично понятный и знакомый. Что абсолютно не значит, что этот путь – истинный.

2. Правильно = как у всех

Мы не только сами боимся, что у нас что-то будет не так, как положено. Но еще переживаем, чтобы из общепринятого наши дети не вывалились. Потому как они – часть нашего имиджа, нашей истории. Мы можем ими либо гордиться, либо стыдиться. Третьего не дано. Своими ошибками они словно намекают нам – меня придется стыдиться. И тогда мы в ужасе от такой перспективы, пытаемся снова ребенка вернуть в «Норму».

3. Кто ж еще правду скажет!

Самое странное заблуждение. Мол, все вокруг промолчат, поулыбаются, е скажут. А я скажу, я могу! Это иллюзия. Потому что те ошибки, которые исправить нужно, жизнь сама покажет. Покажет более мягко, чем мы с вами. Да, может быть ударит по голове, но зато дойдет с одного раза без постоянного зудежа над ухом. Мы просто боимся за будущее своих детей и пытаемся хоть как-то это будущее предопределить и исправить. Тем самым только разбивая сердца наших детей и разрушая отношения с ними.

4. Нас так воспитывали – и ничего

А вот и чего! Посмотрите на нас и на то, как мы относимся к своим ошибкам (избегаем их, боимся как огня), к чужим ошибкам (иногда словно в лупу людей разглядываем в поисках), насколько мы счастливы, успешны и насколько легко нам радоваться жизни, учиться и строить отношения. И все станет понятно. Если нас так воспитывали – это не повод продолжать такие традиции, тем более что они ведут в никуда.

5. Мы сами себе не прощаем ошибок

Вот, пожалуй, и самый грустный момент. Для того, чтобы перестать замечать ошибки, нам нужно пройти огромную трансформацию. И перестать видеть ошибки в других, и научиться прощать свои. Для того6 чтобы нашим детям не пришлось с такими же чертами в себе столкнуться, нам уже сегодня нужно залезть в собственное сердце и провести там генеральную уборку. Научиться вовремя прикусывать язык. А потом еще и делать при этом нормальное выражение лица. Учиться видеть хорошее – не так просто и не так быстро. Но стоит того.

И всего лишь одна история. Которая когда-то меня поразила своей простотой. Эта история об одной мудрой маме одной девочки. Историю рассказала сама девочка.

«Когда я училась в школе, после обеда приходила помогать маме на работу. Мне это нравилось. Мама работала на складе, и я помогала ей считать количество товара, паковать его, убираться там. Мне было лет двенадцать.

Однажды у мамы была инвентаризация. То есть ей нужно было все пересчитать и отчитаться начальству. Мы провели там весь вечер, я считала одну часть товара. А мама другую. Потом она заполнила бланки и мы ушли домой. На следующий день маму срочно вызвали на работу, хотя у нее был выходной. Ее долго не было, вернулась очень уставшая. И ничего не сказала мне – просто срочно нужно было выйти.

Через несколько лет за чаем у маминой подруги, которая тогда с ней вместе работала, я услышала историю, о том, как они с мамой весь день искали недостачу на складе, уже не знали, куда делось столько товара. Были очень напуганы тем, что придется компенсировать. Чуть не поседели, плакали, рвали на себе волосы… А потом оказалось, что просто на инвентаризации неправильно посчитали…

Я сразу вспомнила тот случай и уточнила, что именно искали. Все сошлось. Это была моя ошибка. Мама доверила мне помочь ей, потому что я очень просила. Не проверяла, потому что доверяла мне. И потратила целый день и кучу нервов в поисках – из-за меня. Но ничего мне не сказала.

Когда я спросила ее, почему она промолчала, мама улыбнулась и ответила:

— А зачем что-то говорить? Ты бы перестала верить в свои силы и перестала бы пытаться помогать и что-то делать.

С тех пор я уважаю свою маму еще больше за ее мудрость и любовь.»
Всем бы нам научиться так уважать своих детей, их способности и их будущее… Ведь если бы уважали – не исправляли бы ошибки, а видели в них то хорошее, которого в них так много.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Наська Зайченко
Наська Зайченко
Энгельс
113610

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Наська Зайченко
Наська Зайченко
Энгельс

И, Да! Меня лечил всегда Папа! И при этом не ругал меня какая я курица, говорила я тебе в снегу не валяйся, бе-бе-бе.

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Арс
6 лет
Энгельс
Ахаха))) мне тоже такое мама говорила)))

Вау! Папа лечил! Мой папа вобще был против врачей. Говорил что нечего. И так все пройдет. Но когда я есть перестала просто мама побежала по врачам. Тут только сама мама носилась со мной за это конечно ей спасибо хоть она и ворчала но всетаки заботилась.

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Арс
6 лет
Энгельс
А еще мне мама постоянно говорила вот этот вот козырь «кто как не мать тебе правду скажет? Нечего обижаться». Как я подросла стала у компа кушать только потому постоянно «ты не так сидишь, не так ешь, не так пьешь».
Пожаловаться
Наська Зайченко
Наська Зайченко
Энгельс
Такая же фигня и у меня была, фиг угодишь блин, то не так это не эдак, хорошо у меня папулька и дедуля есть, они не страдали этой фигнёй, вот умеют мужчины как то проще ко всему относиться и ненавязчиво объяснять)) а мама с бабушкой то командуют — типа воспитывают, то в 33 шапки меня наряжают, как курицы наседки ни шагу не давали сделать, везде свои 3 копейки норовили вставить
Пожаловаться
МамаславныхДочек
МамаславныхДочек
Дашенька
7 лет
Энгельс
Наська Зайченко 
Смешные вы, мама говорила не гуляй до 23:00 приходи в 21:00 я буду волноваться. Мать лучше знает что гулять ночью это как лотерея. Что писать в тетрадь надо сидя прямо иначе спина будет кривой — вопрос она что заблуждалась))) ДА НЕТ она реально была бы кривой. Что одевали нас теплее из за того что лечила она нас сама, а не папка как вы говорите. Ваш папка сильно лечит детей))) с 15-25 лет я ходила в юбки а сейчас одеться бы по теплее а то еще одного ребенка хочу. Не надо постоянно ругать конечно ребенка, но баланс должен быть везде. Лев может стать тигром но потом давай наоборот будет львом, а то ему обидно что мы его назвали не так. И детей должны учить с рождения где правда где ложь, что верно что нет
Пожаловаться
Наська Зайченко
Наська Зайченко
Энгельс
МамаславныхДочек 
Учить надо, но есть очень тонкая грань между учебой и постоянной критикой и тыканием носом, о чем собственно и речь, автор статьи может некорректно выразился местами, хотя общий смысл помоему предельно понятен. Вопрос стоит не том что бы не учить, а том как это сделать без излишнего травмирования психики, которое не у всех конечно, но у многих встречается.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Арс
6 лет
Энгельс
Наська Зайченко 
+
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Арс
6 лет
Энгельс
++++++++++++++++++++

Все правда. Все именно так у меня и было в дестве из за чего я весь школьный период была забитым ребенком. Мама постоянно критиковала и тыкала в ошибки. Был у меня такой случай. Я тогда занималась танцами и мы собирались выступать на сцене. За час до выступления из 16 деченок осталось только 3 не испугавшихся выступления на сцене. И я была срели них. Страшно было очень но я пошла. Мама была в зале. Я волновалась и на выступлении отстала на 1 такт. Когда все закончалось я светящаяся полетела узнать от мамы как понравилось? Я же выложилась. А она покривила лицо и сказала что я была хуже 2 других девочек и отставала. В общем после это я бросила танцы и старалась нигде не учавствовать чтобы не делать ошибок и чтобы не было так больно мне как тогда. В результате в классе я была изгоем все годы как для учеником так и для учителей. И сейчас я всего нового боюсь как огня. Постоянно приходится бороться с собой. Так что от лица своего детства ПРОШУ ВСЕХ МАМ: ПООЩЕРЯЙТЕ СТАРАНИЯ РЕБЕНКА! НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОШИБКИ! НАУЧИТЕ НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК И НОВЫХ ОТКРЫТИЙ! Дети не тупые — они и без зудений наших все запоминают когда им надо.




Пожаловаться
мария
мария
Иван
6 лет
Энгельс
говорить с ребенком нужно! не коверкать вместе с ним слова, а четко и правильно произносить. акцента на ошибки делать не надо, но речь должен слышать правильную.
Пожаловаться
Наська Зайченко
Наська Зайченко
Энгельс

Чего вот вас вечно в крайности несет. Идея ж не в том чтоб совсем не учить ни чему...

Пожаловаться
Мариша
Мариша
Валерия
7 лет
Тверь

да ну ерунда......

пусть тогда папу мамой называет, раз так хочет. Суп вилкой ест, зимой в сандаликах гуляет — зачем исправлять ошибки!?............

родители для того и нужны чтобы учить и исправлять то, что ребенок еще не знает/не умеет и т.д.

Пожаловаться
Котя
Котя
Ксюша
13 лет
Лера
13 лет
Пенза
Бред. если ошибки не исправить, то как ребёнок будет знать где ошибка а где нет?
Пожаловаться
Танюлька Мамулька
Танюлька Мамулька
Севастополь
Тоже так считаю. А то получится, как в анекдоте:

— Папа, смотри, свинья!

— Это не свинья, а лошадь!

— А почему у неё рога?

А ещё по поводу того, что взрослые произносят слова правильно. Так онилделают не потому, что сами догадались, а потому, что с самого раннего детства их к этому приучали. Поэтому даже с самыми маленькими детьми надо разговаривать нормально, а не сюсюкать слова.

Актуальные посты
инферон лайт свечи
как выбрать имя для мальчика по отчеству витальевич
инфец ребенка при родах уриноплазм