Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Неврно- психическое развитие.

К моменту рождения ребенка центральная и периферическая нервная система не достигает полного развитая. В то же время к ней предьявляются повышенные требования. Головной мозг. Масса головного мозга при рождении относительно велика, но мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, серое вещество плохо дифференцировано от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ. Особенно интенсивно развитие борозд и извилин идет на первом году жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте. Спинной мозг. Развивается раньше и является структурно и функционально более зрелым; он относительно длиннее спинного мозга взрослого, что учитывают при необходимости выполнения спинномозговой пункции.Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (сосательным, глотательным, защитным). У новорожденного отмечаются и некоторые примитивные рефлексы, исчезающие со временем (рефлексы опоры, Моро и др.). Образование условных рефлексов в период новорожденности ограниченно, так как обычные внешние раздражители являются для коры головного мозга сверхсильными, ЦНС быстро утомляется, развивается торможение и ребенок погружается в сон. В 2-3-недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-го месяца условные рефлексы становятся довольно сложными, тонко дифференцированными. Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения. Развития органов чувств. У новорожденного достаточно хорошо развиты вкус и чувство осязания, хуже обоняние. Самым сложным является развитие слуха и зрения. На протяжении первых 1,5 года формируются основные функции коры головного мозга, начиная от первых условных рефлексов до второй сигнальной системы- высшей функции коры головного мозга.Нервно-психическое развитие. Процесс нервно- психического развития (НПР) скачкообразен и неравномерен. Темп и значение разностороннего развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, воздействуя на которые можно развить соответствующие психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте. На первом году жизни таких ведущих линий 8, на втором- 6, на третьем- 5. Возрастная динамика ведущих линий представлена в приложении 2. Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребенка. Для этого необходимо: 1) определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития; 2) найти показатель с наибольшей задержкой ( по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР: 1 группа – дети с задержкой соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока; 3) определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень: Iстепень- задержка 1-2 показателей, IIстепень- задержка 3-4 показателей; III— степень- задержка 5-7 показателей; 4) если задержка неравномерна, т.е 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР. Предварительную оценку НПР проводит медицинская сестра, используя таблицы. Врач контролирует ее работу. Пример. Девочке 11 месяцев: Аз- 11, Ас- 11, Э- 11, Др- 11, До- 10, Пр- 11, Ар- 10, Н-11. Анализируя преведенные данные, видим, что До и Ар отстают на 1 эпикризный срок, значит, по НПР ребенка следует отнести во IIгруппу. Поскольку задержка выявлена по двум показателям и она равномерна, то определяем ее степень как первую. Заключение: IIгруппа НПР; Iстепень. Пример. Мальчику 2 года: Пр-2, Ар- 1,6, С-1,9, И- 1,9, До- 2, Н- 2. Анализируя, выявляем, что есть задержка Ар на 2 эпикризных срока, а С, И- на 1 эпикризный срок. При задержке одного показателя на 2 эпикризных срока НПР ребенка следует отнести в IIIгруппу. Поскольку задержка неравномерна (Ар- 1,6, С и И- 1,9), то определяем развитие ребенка как негармоничное. Заключение: IIIгруппа НПР, негармоничное развитие.


Матьмояженщина
Матьмояженщина
Арина
5 лет
Мира
3 года
Нигде
202318

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты
почему гноятся большие пальцы на ногах
почему ребенок трясет губой
почему говорят на узи девушка изменяет