ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕОБХОДИМ ДЕТСКИЙ САД?
Я ходила в детсад с трех лет и отчетливо помню, как окружающие меня дружно жалели, в один голос заявляя, что это слишком рано и зачем мучить ребенка. Впрочем, даже не с трех, а с пяти лет дошкольные учреждения тогда посещали немногие. В нашем классе таких бедолаг были единицы. Все остальные сидели до школы дома с бабушками.
Со временем ситуация менялась. И бабушки уже не торопились на пенсию, и детских садов становилось все больше однако до недавнего времени необходимость отдать ребенка в садик воспринималась как вынужденная мера. Что называется, не от хорошей жизни. Если мама имела возможность не работать, вопрос о саде даже не поднимался. Само собой разумелось, что до школы она будет заниматься детьми сама? Ни родные, ни знакомые просто не поняли бы ее, если бы она, не ходя на службу, «запихнула» ребенка в сад.
Теперь и в этом плане произошли заметные подвижки. Все чаще на моем профессиональном горизонте появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже «для души», а муж вполне в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню. Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. И ладно бы он там наслаждался общением и коллективными играми! Так нет же! Малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад — совершенно непосильная психологическая нагрузка.
Но когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на непробиваемую стену. Впервые я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырех с половиной лет.
Степа жался к маме, прятал лицо в ее колени, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.
— Он всегда так себя ведет? — спросила я.
— С чужими — да. Когда освоится, будет, конечно, пораскованней, но вообще-то он у нас зажатый. Ходить никуда не любит, даже на прогулку не вытащишь. Детей боится до дрожи в коленках. Взрослых меньше, да тоже побаивается.
Я была абсолютно уверена, что уж этого-то ребенка родителям и в голову не пришло определить в детский садик. Но ошиблась! В сад Степа пошел с трех лет. Полгода, правда, беспрестанно болел когда выходил «в свет», то целыми днями видел на стуле, не реагируя на призывы поиграть с детьми. Теперь на стуле уже не сидит, но детей по-прежнему дичится.
— Они для него слишком шумные, кричат, дерутся, а он этого не понимает, — сказала мама. — Но хотя бы истерик, как прежде, не закатывает при расставании — и то хорошо. Привели Степу с жалобами на утомляемость, рассеянное внимание, плаксивость, капризы и ночное недержание мочи (энурез). Причем в два с половиной года, до садика, никакого энуреза у ребенка не наблюдалось. С ним тогда вообще не было проблем: тихий, спокойный, покладистый: мальчик. Чужих опасался, но совсем не так, как сейчас. Он даже с детьми пробовал играть, теперь же и слышать ни о ком не желает.
Картина очень напоминала психотравму, нанесенную ребенку ранним отрывом от семьи. О чем, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста. Но мама с папой не хотели видеть очевидного.
— Забрать из сада?! — ужаснулась мама. — Но… Где же ему тогда учиться общению? Нет, что вы! Об этом не может быть и речи! Дома он у нас совсем одичает.
Хотя именно в садике, а не дома Степа растерял даже те небольшие навыки общения, которые ему удалось приобрести до трех лет.
— А подготовка к школе? — подхватил папа. — Нет, мы не в состоянии научить ребенка всему тому, чему сейчас учат в детском саду.
Хотя внимание у Степы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось еще два с половиной года — для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат детсадовские воспитательницы? Почему людям с высшим образованием (техническим и гуманитарным) не под силу освоить эту премудрость? И как еще недавно бабушки безо всякого высшего образования вполне успешно учили своих внучат-дошкольников читать и считать? А некоторые учат и до сих пор…
На эти и другие вопросы ответа у родителей не нашлось, но было понятно, что они даже не собираются их искать. Главный вопрос был решен давно, окончательно и бесповоротно. Степа в сад ходить будет при любых обстоятельствах, потому что БЕЗ САДА ПРОСТО НЕЛЬЗЯ.
Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой. На уровне сознания возразить было нечего. Но подсознание нашептывало Степиным родителям прямо противоположное, и его шепот оказывался сильнее. Почему?
«Безмамные мамы»
Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей.
Оказалось, что «безмамные мамы» (так ученые прозвали обезьян, выросших на людском попечении) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним родственных чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги). По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это, пожалуй, первое поколение, которое массово посещало детские сады.
— Мы же «ходили в сад — и ничего, выросли!»— рассуждают они, позабыв, как частенько бывает, о своих детских огорчениях и обидах.
И им трудно себе представить, как можно обойтись без садика, потому что коллективное воспитание для них — импринтинг. А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись и, как серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами.
Главное – домашний мир и покой
А между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего — психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.
Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, — писал известнейший русский педагог К. Д. Ушинский, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее».
Ушинский предупреждал что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно». «Для ребенка, — продолжал он, — необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».
Тогда еще не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно. Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе. Пару лет назад мне довелось услышать на одной конференции выступление нашего крупнейшего врача-педиатра, академика В. А. Таболина. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе… о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле — эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю. Суть его заключалась в том, чтобы изъять детей из семьи и передать их на воспитание государству. Ведь семья, по мнению идеологов построения нового общества, должна была вскорости отмереть. Но практика показала, что никто ничто не может заменить ребенку матери. Хотя последствия раннего отрыва ребенка от семьи могут аукнуться гораздо позже. Например, в подростковом возрасте.
Вот очень характерный рассказ:
«До школы Маша была ко мне очень привязана. Даже чересчур. Сейчас у меня сжимается сердце, когда я вспоминаю, как она просила: «Мамочка, давай я сегодня не пойду в садик. Давай немножко побудем дома, я не буду тебе мешать». Но мне тогда было не до нее. Нет, я, конечно, очень любила дочку, старалась красиво ее одевать, покупала игрушки и сладости. Но работа увлекала меня гораздо больше. Да и в личной жизни были разные переживания. Теперь Маше шестнадцать. Мы живем с ней в одной комнате, но между нами как будто невидимая перегородка. И дело уже не во мне. Я хочу наладить с ней контакт, но она меня в свой мир не пускает. Она привыкла обходиться без меня, и, хотя я чувствую, что дочь одинока и страдает из-за этого, мы не можем восстановить утраченную связь. Наверное, потому что эта связь была утеряна так рано, еще не успев как следует сформироваться».
А как же общение с детьми?
Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе. Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в 5-6 у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые.Дружба малышей нестойка, ситуативна. Сегодня один друг на детской площадке, завтра — другой. Часто даже именем «друга» не удосуживаются поинтересоваться и «Как зовут мальчика, который сегодня приходил к нам в гости?» — неоднократно спрашивала я своего старшего сына (которому, между прочим, было тогда не пять, а семь или восемь лет!).
— Не помню… Друг, — пожимал плечами Филипп.
И назавтра приводил домой другого мальчика, а предыдущего даже не вспоминал.
Потребность в настоящей дружбе появляется ближе к подростковому возрасту, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже не обязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него пока в семейном кругу самые главные отношения и самое главное общение.
Но сейчас нередко получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.
А в школе как будет?
Это вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены? — Судите сами. Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе — всего несколько часов. При этом в школе они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь дети в группе человек 20-25. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень туго. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию. Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей полно в каждом городе.
Я вижу нам дет.сад на пользу! Очень изменился, я рада:-)
Мне кажется, у каждого ребенка это индивидуально. Моя дочь с удовольствием ходит в сад, а ей всего два года. Я тоже любила садик, а вот моя сестра никак не могла там ужиться.
Сама система российских детских садов странная имхо. Отводить не позже 8ми и забирать в 5 вечера. Даже если мама не работает. Плюс как сказали выше — пукать по разрешению воспитательницы. В Швеции если мама не работает и сидит, например, с новорожденным дома, то ребенок может посещать дс только 15 часов в неделю (3 раза по 5 часов), сад это в первую очередь место где можно оставить ребенка когда ты работаешь, а потом уже образовательное учреждение. Плюс есть нулевой класс, уже в школе, но еще по типу ДС, если ребенок не был в ДС вообще, то он легко социализируется там. Ну и маленькие группы, 6 человек на воспитательницу.
я не ходила в детский сад, сидела с прабабушкой… и в школе ужасно стеснялась… все рассказывали про садик, выпускной… а я… да я была развита не по годам. рано читала, писала, знала кучу стихов и пр… НО я не знала другой жизни, кроме бабушки и ее пирожков(( родители работали, учились одновременно. потом ходили в театры и кино каждый вечер… Я мало их видела (сейчас понимаю — рано родили просто).
мой сын ХОДИТ в детский сад. я этому рада! до садика он всегда был с нами. всегда! в принципе за 3,5 года он до сих пор нигде не оставался ночевать или проводил целый день (имею ввиду бабушек).
я к тому, что все зависит от семьи, а не от детского сада! можно не ходить в сад и чувствовать себя не совсем так как хотелось, а можно в сад ходить и знать все грани родительской любви...
у нас и до садика с рождения был строгий режим. поэтому ребенок у меня рос спокойным, развитым мальчиком.
я без всяких мнений поведу ребёнка в детсад!!! Однозначно!!! А всю свою петицию засуньте себе в оргазм!!!
Выросло не одно поколение как тех кто ходил в сад как и тех кто нет. И среди каждой группы есть успешные и неуспешные представители
Не вижу прдмета спора
могу сидть со старшим, но не буду, ему нравится там, общается, занимается, бассейн, я за сад)))
Детский сад, конечно, в таком виде, в котором он представлен в принципе, не вполне полезен ребенку( это и касается, что в группе дети одного практически возраста, что для психофизиологии и психологии ребенка не есть хорошо, для него естественнее, если он общается с разновозрастными детьми. Плюс многие психологически готовы отказаться от тесного контакта с мамой ближе к 5-6 годам. Но реалии жизни уже видоизменили представление о семье, детях и если и выбирать: водить ребенка в садик или нет, то все конечно, индивидуально. кому-то садик противопоказан, а кому-то на пользу.( вот так все банально).
блаааааааа блааааааааа блаааааааа
у кого есть бабушки и дедушки, педагогическое образование и знание методик обучения дошколят, сидите дома)
может муж содержать с ребенком лет 10, так почему бы и нет
Не всегда вопрос стоит о «нужности» сада, чаще о невозможности иного выхода!
Да пошел этот коллектив в ж*пу
у меня эту статью из поста удалили пару дней назад)))). не объясните вы мамашам, про которых речь в статье, что детсад-это не айс для ребенка. так же, как алкашу-что водка это плохо))) найдут тысячу оправданий-социализация, работа, развитие и прочие псевдопричины.
Моей дочке лично очень нравится в саду, сама каждый вечер просится туда, но если с утра она говорит что не хочет идти, то я спокойно оставляю ее дома, так как считаю что поход в сад должен нравится ребенку и если она не хочет, значит и не пойдет
Я против водить ребенка в сад до трех лет. Против если ребенок получает там негативные эмоции, сама я не работаю и имею возможность не водить дочку в садик, но она просится сама и ей там весело, она обожает и воспитательницу и нянечку, считаю только при таких условиях сад оправдан. Если бы я видела капризного, грустного, сопротивляющегося саду ребенка, то ни в коем случае не водила бы. При этом, обычно неделю из месяца точно находимся дома, тк приезжает муж с важэхты и они очень скучают и хотят побыть вместе, но потом она просится в садик. Там у нее появились друзья, хотя я часто вижу деток которые одиноко сидят в сторонке… их очень жалко. Если бы у нас была семья из трех детишек, о садике речи бы не шло, но она общительная и тянется к деткам. Капризы, частые болезни, изменение в поведении всегда показывают родителям что что то идет не так, жестоко когда родители реагируют на это аа никуда не денется привыкнет! Полезного от садика я особо ничего так и не увидела, ранняя социализация учит детей стадному поведению, причем они хватают друг у друга самые дурацкие привычки и поведение… Тут тоже важно быть внимаиельной и разговаривать с ребенком все обсуждать, играть в ролевые игры, чтоб ребенок знал как реагировать как быть в незнакомой ситуации и тд. Все навыки, такие, как считать, рисовать, лепить, учить буквы мы все это осваиваем дома, от садика толку в этом плане пока не заметила. В общем и целом, отталкиваясь от всего ныне существующего в садиках, я не в восторге от садика и это учреждение реально не несет сильно положительной функции, но плюсы таки есть. Я сама не ходила в сад и придя в школу у меня были сильнейшие проблемы с общением я не знала правил стаи, я всегда была мега общительной и лидером но при этом и белой вороной и изгоем в какой то момент, я прошла и огонь и воду… я хочу чтоб мой ребенок был адаптирован к обществу, а не обиняком, как я. Хотя никаких крайностей я не хочу, поэтому и отношусь к садику с осторожностью, чтоб только не во вред..